Interested Article - Поклонение младенцу Христу со святыми Варварой и Мартином
- 2021-09-24
- 1
«Поклонение младенцу Христу со святыми Варварой и Мартином» — картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэлло ди Франческо Боттичини из собрания Государственного Эрмитажа .
В центре картины на переднем плане изображена Дева Мария , склонившаяся над младенцем Христом , который лежит на земле на белом покрывале. Справа от неё на одно колено опустилась святая Варвара Илиопольская — она опознаётся по своему атрибуту: башне в руках. Слева перед младенцем — коленопреклонённый святой Мартин Турский , у него на голове епископская митра , а на плечи наброшен плащ с изображением эпизода из жития святого: Мартин отрезает кусок плаща, чтобы одеть нищего. За святым Мартином стоит Святой Иосиф . Вся группа находится в пределах развалин и отделена от фонового горного пейзажа каменной стеной, сложенной из крупных прямоугольных блоков, а также квадратной колоннадой. Над головой Марии на одном из блоков сидит сорока — в христианской иконографии сорока является символом суеты, болтливости и вороватости, а также ранней смерти , что намекает на раннюю смерть Христа. Слева на фоновом пейзаже из каменной арки, образованной скалами, выезжает кавалькада конных рыцарей с оруженосцами, а также видны три пешие фигуры.
Картина была написана в 1512 году. Ранняя история её долгое время была неизвестной и в начале XIX века она считалась работой Рафаэля . В 1835 году она находилась в коллегиальной церкви в Кастельфранко-ди-Сотто в окрестностях Пизы и была приобретена для Эрмитажа при посредничестве художника-реставратора В. И. Бриоски . Вскоре в Эрмитаже возникли сомнения, что автором картины является Рафаэль; в 1844 году в качестве предположительного автора был назван Филиппино Липпи . Г. Ф. Вааген при осмотре эрмитажных коллекций в 1863 году счёл, что картина принадлежит кисти Ло Спанья , и эта атрибуция была принята в Эрмитаже вплоть до 1880-х годов .
Впервые имя Рафаэлло Боттичини в качестве автора картины было названо Г. Миланези в 1879 году в комментариях к полному изданию «Жизнеописаний…» Вазари , который проследил всю историю бытования картины: «В 1512 году священник Джов. Филиппо заказал ему (Боттичини) для своей церкви Сан-Мартино-э-Санта-Барбара доску с изображением Мадонны и по бокам — поименованных святых. Эта доска была продана в Россию в 1835 за 3000 скуди как работа Рафаэля да Урбино. И под этим именем её можно увидеть в галерее Эрмитажа» .
Несмотря на сведения Миланези, в эрмитажном каталоге 1889 года картина значилась принадлежащей Э. К. Липгарт при составлении нового эрмитажного каталога в 1912 году вновь приписал картину Ло Спанья, однако начиная с 1916 года картина прочно закрепилась за именем Рафаэлло Боттичини .
, и лишь в каталоге 1899 года впервые появилось имя Рафаэлло Боттичини. По неизвестной причине главный хранитель картинной галереи ЭрмитажаПервоначально картина была написана на дереве, однако в 1836 году она была переведена на холст . В нижней части холста находится неизвестно когда полученный прорыв длиной около 60 см, с задней стороны под него подведён пластырь, а с наружной стороны он зареставрирован .
Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 209 .
В 1991 году на аукционе Сотбис проходило тондо Рафаэлло Боттичини «Поклонение Младенцу со святым Иоанном Крестителем », датируемое 1500—1520 годами. Фигура Мадонны на этом тондо практически полностью соответствует эрмитажной картине.
-
Картина в зале 209 Большого (Старого) Эрмитажа
-
Тондо Боттичини «Поклонение Младенцу с Иоанном Крестителем»
Примечания
- , с. 61.
- , s. 29.
- ↑ , с. 84.
- , p. 250.
- Дата обращения: 7 января 2020. 14 марта 2019 года.
Литература
- Кустодиева Т. К. Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XIII—XVI веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — 448 с. — ISBN 978-5-93572-397-2 .
- Попова Н. Н. Античные и христианские символы. — СПб. : Аврора, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7300-0732-9 .
- Le vite de’piu eccelenti pittori, scultori ed architettori, scritte da Giorgio Vasari pittore Aretino con nuove annotazioni e commenti di Gaetano Milanesi . — Firenze, 1879. — Т. 4.
- Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. Zweite Ausgabe. — СПб. : Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (C. Röttder), 1870. — S. 448.
- 2021-09-24
- 1