Пергамский алтарь
- 1 year ago
- 0
- 0
Алта́рь ( лат. altarium ) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий ). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений . В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма , как правило, отделённая от общего помещения иконостасом .
Обычно сооружался из природных материалов (камней, земли, глины и т. д.) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые или наиболее ярко произошло взаимодействие с божеством . В Древней Греции и Риме алтари располагались перед храмами как места для жертвоприношений и в позднее время богато украшались (см., например, известный Пергамский алтарь в Берлине ). Смотрите статью о жертвоприношениях. Также имеет значение Алатырь-камень , сакральное место для проведения ритуальных служб.
Витрувий закрепляет ориентировку алтаря на восток .
Жертвенник упоминается в описаниях передвижного Храма в пустыне ( скиния ) ( Исх. ), а также временного храма в Силоме и постоянного в Иерусалиме . Жертвенник также ставили праотцы (( Быт. ). В Библии упоминаются и осуждаются жертвенники вне Иерусалимского Храмa, например, царя Иеровоамa .
На православном христианском Востоке алтарём называют возвышенную восточную часть христианского храма , предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом . В центре алтаря находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс , завёрнутый в илитон , богослужебное Евангелие , напрестольный крест , дарохранительница , дароносица и святое Миро в . Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах . Над престолом иногда сооружается сень с подвешенным образом парящего голубя, символизирующего Святого Духа , сходящего на Святые Дары .
В соответствии с древними традициями, восточная стена алтаря устраивается в виде полукружия — апсиды . В её центральной части помещается образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего апостолов. Под этим образом, прямо против престола, сооружается возвышение — горнее место ( горний по-славянски значит «вышний», «возвышенный»), которое является образом Небесного престола Господа Вседержителя. Каждый раз, проходя мимо горнего места, необходимо перекреститься и поклониться Ему. Во многих храмах на горнем месте стоит кресло для архиерея, а с боков от него и ниже — сиденья для священников.
Сразу за престолом перед горним местом обычно ставится семисвечник в виде разветвляющегося столпа с семью лампадами.
У восточной стороны престола на длинных древках справа от семисвечника устанавливается , а слева — Божией Матери.
В северо-восточной части алтаря обычно у стены находится жертвенник — особый стол для совершения проскомидии . По внешнему устройству жертвенник во многом подобен престолу: его облачают в те же одежды ( и ), а, в перерывах между богослужениями, также покрывают пеленой . Как и к престолу, к жертвеннику прикасаются только священнослужители .
У западной стены алтаря к югу между Царскими вратами и пономарскими часто ставится стасидия для настоятеля храма.
Между престолом и Царскими вратами разрешается проходить только священнослужителям во время богослужений. Обычно здесь постилается ковёр с на амвон , иногда до аналоя посреди храма. Ковровое покрытие может быть вокруг престола, перед жертвенником и стасидией, или сплошное по всему алтарю.
У северной или южной стены алтаря может быть кадильная ниша и умывальница.
В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется служить литургию только один раз в день.
В греческих Церквах святой алтарь называют греч. ἰερòν Βῆμα .
По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно - и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения . На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин ( алтарников ).
В дореволюционной России , в принципе, как и сейчас, в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых мужчин.
Президенты В. В. Путин и Д. А. Медведев неоднократно присутствовали в алтарях во время богослужения, как и другие видные церковные ктиторы .
Согласно церковному праву принимать Святые Тайны в алтаре могут только епископы , пресвитеры и диаконы , а также православные цари (постановления Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14). Однако в современной практике в исключительных ситуациях (например, в Великий четверг ) в алтаре причащаются и миряне. В частности, такого права удостаиваются студенты некоторых духовных учебных заведений, мирским чином, но не на регулярной основе .
В христианстве термин «алтарь» имеет два значения. На Западе алтарём называется сам престол , на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием . Часто алтарём называется также алтарная картина — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещённая над престолом (например, « Гентский алтарь » Яна ван Эйка ).
В Базилике Святого Николая на Бари расположен уникальный мраморный алтарь-престол, конструкция которого предусматривает специальное оконце для личного поклонения верующих мощам святителя Николая Чудотворца .
Обычный буддийский алтарь располагается на самом высоком месте и состоит из нескольких групп объектов. Самыми важными являются три объекта, которые представляют тело, речь и ум Будды . Из них состоит базовый алтарь. Первым из этих объектов является статуя Будды или бодхисаттвы , которая помещается в центре. Вторым объектом является сакральный текст, символизирующий речь Будды. Он завёрнут в тёмно-красную или жёлтую ткань и располагается слева от Будды. С правого бока алтаря размещается ступа , как символ ума Будды. Вместо каждого из этих объектов могут быть использованы изображения.
Вокруг этих объектов могут располагаться изображения будд, бодхисаттв, лам и защитников. В Ваджраяне , в частности в тибетском буддизме , центральным аспектом является лама или учитель. Вокруг него могут размещаться идамы и защитники.
Вторая группа объектов относится к дарам. Обычно используют семь чаш с дарами Будде и бодхисаттвам. Они должны быть расположены по прямой линии и содержать (слева направо): питьевую воду; воду для умывания; рис и цветы; рис и благовония; свечу, ароматизированную воду, рис и еду. Иногда среди даров есть морская раковина и , символизирующие пробуждение существ, которые слушают Дхарму.
К третьей группе объектов относят предметы, которые используют во время особых ритуалов (или постоянно). К ним относят тормы, дордже , колокольчик, хрустальный шар.