Interested Article - Культурное наследие Узбекистана. Собрание Государственного музея Востока

«Культурное наследие Узбекистана. Собрание Государственного музея Востока» ( узб . Ўзбекистон Маданий Мероси Шарк Давлат Музейида; eng The Cultural Heritage of Uzbekistan in the State Museum of Oriental Art) — I том проекта « Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира » реализуемого Всемирным Обществом по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана в рамках Международного социального проекта « ».

О книге-альбоме

Книга-альбом «Культурное наследие Узбекистана. Собрание Государственного музея Востока» посвящена предметам древнего, средневекового и современного искусства, происходящим с территории современного Узбекистана, которые находятся в коллекции Государственного музея Востока в Москве . В их числе экспонаты, относящиеся к трем религиозным традициям Хорезма и Северной Бактрии с IV в. до н. э. по IV в . н. э. — культ плодородия, эллинистические культы и верования, буддизм . Уникальные находки, обнаруженные историком искусства Борисом Денике в Старом Термезе , среди которых ганчевый декор дворца термезских правителей, буддийские скульптуры III в. н. э. из Каратепа , скульптурная голова Будды , покрытая позолотой. В книге-альбоме впервые опубликованы некоторые образцы вышивок и керамики, а также надписи на резных блюдах, переведенные узбекистанским востоковедом Бахтиером Бабаджановым.

Также в альбом включены произведения искусства XIX - XX веков — ювелирные и резные изделия, керамика, традиционный текстиль, работы ряда современных живописцев Центральной Азии : Льва Бурэ , Павла Бенькова , Александра Волкова , Урала Тансыкбаева .

Экспозиция сопровождается авторским научными статьями, посвященным истории экспонатов и коллекций, которые были подготовлены специалистами в истории и археологии, в том числе сотрудниками Государственного музея Востока, специально для книги-альбома.

Краткое содержание книги-альбома

  • О проекте «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира»
  • Культурное наследие Узбекистана в Государственном музее Востока
  • Предметы древнего и средневекового искусства
  • Ювелирные изделия XIX—XX веков
  • Художественный металл XIX—XX веков
  • Резьба по камню XIX века
  • Керамика XIX—XX веков
  • Традиционный текстиль XIX—XX веков
  • Современное изобразительное искусство
  • Наследие, объединяющее народы

История создания

Для создания первой книги-альбома авторы идеи обратились в российский Государственный музей Востока в 2015 году . Проект поддержал генеральный директор Музея Александр Седов , а Тигран Мкртычев , который на тот момент занимал должность заместителя директора Музея, принял участие в подготовке альбома и стал одним из авторов издания.

Авторы книги-альбома

Фирдавс Абдухаликов

Тигран Мкртычев

Эдвард Ртвеладзе

Екатерина Ермакова

Мария Филатова

Вера Мясина

Бахтиер Бабаджанов

Джангар Ильясов

Презентация

Презентация книги-альбома состоялась на I Международном научно-культурном конгрессе «Культурное наследие Узбекистана — путь к диалогу между народами и странами», который прошел в Ташкенте и Самарканде в мае 2017 году. Ещё одна презентация тома состоялась в Санкт-Петербурге на следующем Конгрессе в июне 2018 года.

Руководители проекта

Идеологом и автором серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» является председатель правления Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана Фирдавс Абдухаликов . Научным руководителем Проекта являлся академик Эдвард Ртвеладзе .Председателем попечительского совета Бахтиер Фазылов ,

Критика и отзывы

, помощник генерального директора ЮНЕСКО по культуре в обращении к авторам проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира»:

«Вы успешно работаете, чтобы показать миру богатейшее культурное наследие Узбекистана, которое хранится не только в вашей стране, но и во всем мире, в знаменитых музеях Европы и США, а также в других странах. Я считаю, что в Узбекистане серьезное отношение к этому вопросу посредством исследований, демонстраций, создания новых научных предприятий и проектов. Все это является образцом для многих стран. Исследования — это способ передать не только академические знания, но и осведомленность нашим детям и новым поколениям. Мы очень рады активному взаимодействию ЮНЕСКО с Узбекистаном»

, писатель, историк края:

«Когда-то древности Узбекистана попали за границу и представляют нашу страну во всех концах мира. Многие из них вообще неизвестны на родине потому что они зачастую находятся в запасниках и так далее. И вот эта инициатива Фирдавса Абдухаликова вскрывает совершенно неизвестные детали истории Узбекистана. И в декоративно-прикладном искусстве, и в археологии, и в нумизматике, и в художественной культуре. Речь идет также о многих уникальных старых фотографиях, буквально во всех областях нашей культурной жизни. Буквально во всех лучших музеях мира есть коллекции . посвященные Узбекистану»

Издание Cultural Property News:

«Проект „Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира“ поистине уникален не только по своему масштабу, но и по своему энтузиазму в отношении глобального распространения богатого культурного наследия Узбекистана. Публикации и продвижение существующих западных коллекций, является важным шагом вперед в политике в области культурных ценностей. Проект, несомненно, внесет вклад в стимулирование институционального развития в Узбекистане, туризма и позитивных международных отношений»

Эдвард Ртвеладзе , академик, доктор исторических наук, один из авторов проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира»

«Наша главная цель, можно сказать, стратегическая цель — сделать культурное наследие Узбекистана достоянием мировой общественности. Авторам пришлось пойти на некоторое упрощение материала для того, чтобы широкий круг читателей смог без проблем ознакомиться с культурным наследием Узбекистана»

Фредерик Старр , американский эксперт по Евразии , основатель и председатель :

«Проект „Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира“ можно с уверенностью назвать феноменальным явлением для всей мировой цивилизации. И особенно хотелось бы отметить собрание книг об архитектурной эпиграфике Узбекистана, каждого его региона. Это громадное предприятие, масштабная работа, вызывающая восхищение. Мы все должны понимать, как важно иметь представление о нашей истории. Если вы не знаете ваше прошлое, это говорит о поверхностности вашей жизни, о том, что со временем вы потеряете значение, достижения ваших предков»

См. также

Примечания

  1. . Проект "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" . Дата обращения: 13 марта 2023. 20 октября 2021 года.
  2. . Проект "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" . Дата обращения: 13 марта 2023. 17 ноября 2021 года.
  3. . Sputnik (26 декабря 2017). Дата обращения: 13 марта 2023. 13 марта 2023 года.
  4. . STV (17 мая 2017). Дата обращения: 13 марта 2023. 24 января 2020 года.
  5. . Министерство культур РФ (12 сентября 2017). Дата обращения: 13 марта 2023. 13 марта 2023 года.
  6. . Институт восточных рукописей . Дата обращения: 13 марта 2023. 13 марта 2023 года.
  7. . Kultura.uz (3 июня 2020). Дата обращения: 13 марта 2023. 13 марта 2023 года.
  8. . Фергана.ру (28 июля 2022). Дата обращения: 13 марта 2023. 13 марта 2023 года.
  9. (англ.) . посольство Узбекистана в Индии (8 октября 2018). Дата обращения: 6 апреля 2023. 6 апреля 2023 года.
  10. Борис Бабаев. Kultura.uz (16 декабря 2018). Дата обращения: 6 апреля 2023. 7 апреля 2023 года.
  11. (англ.) . Cultural Property News (10 октября 2019). Дата обращения: 6 апреля 2023. 6 апреля 2023 года.
  12. . Культурное наследие Узбекстана . Дата обращения: 6 апреля 2023. 16 октября 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Культурное наследие Узбекистана. Собрание Государственного музея Востока