Рейнольдс, Бёрт
- 1 year ago
- 0
- 0
Фра́уэнлоб ( нем. Frauenlob — псевдоним , настоящее имя Генрих Мейсенский — нем. Heinrich von Meißen ; 1250 / 1260 , Мейсен — 29 ноября 1318 , Майнц ) — немецкий поэт и музыкант, миннезингер .
Выходец из среднего класса, Фрауэнлоб благодаря таланту сделал карьеру знаменитого придворного музыканта. Он пел при дворе чешского короля Вацлава II , (в 1299 ) герцога Каринтии Генриха Хорутанского и других светских иерархов. Последние годы жил в Майнце под покровительством архиепископа Петера фон Аспельта (в прошлом канцлера Вацлава II). В Майнце Фрауэнлоб основал первую «певческую школу», по примеру которой возникли «певческие братства» — центры мейстерзанга . Похоронен в восточной части крестового хода Майнцского собора . В 1774 г. его могила была разрушена (восстановлена в 1783).
Поэтико-музыкальное наследие Фрауэнлоба, сохранившееся в Манесском кодексе , , и песенниках, охватывает 3 лейха (Marienleich, Minneleich, Kreuzleich), 320 шпрухов (все в форме бар ) и несколько лирических песен (Minnelieder, музыка к ним не сохранилась).
Своё прозвище Фрауэнлоб («Хвала Деве») получил из-за многочисленных произведений во славу Девы Марии ( frouwe ). Особенно значим в этом смысле масштабный (508 стихов, 20 строф) Лейх о Марии (Marienleich, Frauenleich), написанный около 1300 года. В его вычурной «мистической» поэзии исследователь констатирует «неподобающе чувственное описание эротических свиданий Девы Марии с Богом, оправданных тайными высшими смыслами» . В лейхе также встречаются парафразы из библейских книг Песни песней , Премудрости Соломона и Апокалипсиса .
Фрауэнлоб также сочинял также стихи для короля Рудольфа I Габсбурга , короля Вацлава II . На творческую личность Фрауэнлоба большое влияние оказал миннезингер старшего поколения Конрад Вюрцбургский . В посвящённом ему стихотворении «Geviolierte bluete kunst» Фрауэнлоб сетует, что вместе с Конрадом умерло и поэтическое искусство.
Исследователи идентифицировали десять мелодических моделей («тонов»), которые атрибуируют Фрауэнлобу как композитору. Наиболее известен так называемый долгий тон (Langer Ton). По обычаю миннезанга, на одну и ту же мелодию Фрауэнлоб распевал различные духовные и светские стихи (использование долгого тона зарегистрировано в 122 его произведениях). Помимо долгого тона, в список мелодических моделей Фрауэнлоба входят Flugton (летящий тон), Goldener Ton (золотой тон), Grüner Ton (зелёный тон), Kurzer Ton (короткий тон), Lied 1 (песня 1), Neuer Ton (новый тон), Vergessener Ton (забытый тон), Würgendrüssel (горлодушитель; специфическое название объясняется широким диапазоном мелодии, охватывающей почти 2 октавы), Zarter Ton (нежный тон).
Фрауэнлоб получил известность еще при жизни — по своей популярности он мог соревноваться с Вальтером фон дер Фогельвейде . Музыка Фрауэнлоба пользовались не меньшей популярностью, чем стихи. Особенно востребованным оказался его "долгий тон", на который были распеты около 200 поэтических произведений .