Interested Article - Куртц, Пол
- 2020-01-25
- 2
Пол Куртц ( англ. Paul Kurtz ; 21 декабря 1925 — 20 октября 2012 ) — американский философ, деятель гуманистического движения (считается одним из немногих всемирно признанных теоретиков гуманизма) , научный скептик .
Почётный профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало, председатель Совета по светскому гуманизму , основатель журнала Free Inquiry и Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях .
Ранние годы жизни
Куртц родился в Ньюарке, штата Нью-Джерси в еврейской семье , сын Сары Лессер и Мартина Курца . Получил степень бакалавра в Нью-Йоркском университете , а также степень магистра и доктора философии в Колумбийском университете .
Курц придерживался левых взглядов в молодости, но служба в армии США во время Второй мировой войны показала ему, что идеология может оказаться опасной. Он видел концентрационные лагеря Бухенвальда и Дахау после того, как они были освобождены и разочаровался в коммунизме , когда столкнулся с русскими подневольными рабочими, которые были доставлены силой в нацистскую Германию , но в конце войны отказались возвращаться в Советский Союз .
Светский гуманизм
Куртц в значительной степени повлиял на секуляризацию гуманизма . До того, как Куртц стал использовать термин светский гуманизм , он воспринимался как религия (или псевдо религия), которая не включает сверхъестественное, так как изначально, этот термин получил широкую известность через христиан-фундаменталистов в 1960-х годах. Это можно увидеть в первой версии оригинального гуманистического манифеста , который ссылается на популярную книгу «Гуманизм: Новая религия», написанную в 1930-м году Чарльзом и Кларой Поттер.
Куртц использовал публичность, созданную фундаменталистами , для того, чтобы увеличить количество членов Совета по светскому гуманизму , а также лишил движение религиозных аспектов, которыми была наделена начальная версия. Он основал в 1991 году. В настоящее время существует около 40 центров и обществ во всем мире, в том числе в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Варшаве, Москве, Пекине, Хайдарабаде, Торонто, Дакаре, Буэнос-Айресе и в Катманду.
Критика паранормальных явлений
Другой аспект наследия, оставленного Куртцем, это критика паранормальных явлений . В 1976-м году, комитет по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях (CSICOP) начал выпуск журнала . Так же, как и Мартин Гарднер , Карл Саган , Айзек Азимов , Джеймс Рэнди , и многие другие, Куртц был популяризатором научного скептицизма и критического мышления .
Что касается основателей современного скептического движения, Рэй Хайман утверждает, что в 1972-м году, он, вместе с Джеймсом Рэнди и Мартином Гарднером хотели сформировать комитет под названием S.I.R (Sanity In Research). Но ни у кого из них не хватало опыта управления. Вскоре, к ним присоединился Марчелло Труцци , который предоставил структуру работы комитета. Труцци привлёк проекту Пола Куртца и в 1976-м году они сформировали CSICOP .
Куртц писал:
Постоянство проявлений паранормальных явлений, я полагаю, связано с трансцендентным искушением. В моей книге с таким же названием, я представляю тезис, что паранормальные и религиозные явления имеют аналогичные функции в человеческом опыте. Они являются выражением тенденции принимать магическое мышление . Это искушение имеет такие глубокие корни в человеческом опыте и культуре, что оно постоянно вновь заявляет о себе.
Оригинальный текст (англ.)[An] explanation for the persistence of the paranormal, I submit, is due to the transcendental temptation. In my book by that name, I present the thesis that paranormal and religious phenomena have similar functions in human experience; they are expressions of a tendency to accept . This temptation has such profound roots within human experience and culture that it constantly reasserts itself .
Евпраксофия
Куртц ввёл термин — «eupraxsophy» (евпраксофия), для описания таких философий, как светский гуманизм и конфуцианство , которые не опираются на веру в трансцендентное или сверхъестественное. Евпраксофия является нерелигиозной философией или мировоззрением, которое подчеркивает, насколько важно жить яркой и нравственной жизнью, опираясь на такие рациональные методы, как логика, наблюдение и наука (а не вера, мистицизм или откровение). Само слово составлено из греческих слов «добро», «практика», «мудрость». Евпраксофии, как и религии, являются всеобъемлющими по своему мировоззрению, но отказываются от сверхъестественной компоненты религии и избегают «трансцендентного искушения», как выразился Куртц .
Библиография
- «Решимость и состояние человека» ( англ. Decision and the condition of man , 1965),
- «Полнота жизни» ( The fullness of life , 1974),
- «В защиту светского гуманизма» ( In defense of secular humanism , 1984),
- «Искушение потусторонним» ( The transcendental temptation: a critique of religion and the paranormal , 1986; рус. пер. — 1999),
- «Запретный плод: этика гуманизма» ( Forbidden fruit: the ethics of humanism , 1987; — рус. пер. — 1993),
- «Евпраксофия: жизнь без религии» ( Eupraxofy: living without religion , 1989),
- «Философские эссе о прагматическом натурализме» ( Philosophical essays in pragmatic naturalism , 1990),
- «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание» ( The new scepticism: inquiry and reliable knowledge , 1992),
- «Навстречу новому Просвещению: философия Пола Куртца» ( Toward a new Enlightenment: the philosophy of Paul Kurtz , 1994),
- «Мужество стать: ценности гуманизма» ( The courage to become: the virtues of humanism , 1997; рус. пер. — 2000),
- ( Humanist Manifesto 2000: A call for a new planetary humanism , 2000; рус. пер. — см.: 11)
Переводы на русский язык
- Куртц П. — М.: Академический проект , 1999.
- Куртц П. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2000.
- Куртц П. . — Изд. 2, исправленное — М.: Рос. гуманист. о-во, 2002.
- Куртц П. / Пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина . — М.: Наука , 2005. — 306 с. ISBN 5-02-033810-9
Примечания
- Дата обращения: 26 декабря 2008. Архивировано из 5 ноября 2008 года.
- Robert Evans от 21 августа 2014 на Wayback Machine // Reuters , 23.10.2012
- Paul Kurtz, Vern L. Bullough, Tim Madigan от 14 марта 2017 на Wayback Machine
- Weber, Bruce. B19. The New York Times (24 октября 2012). Дата обращения: 24 октября 2012. 20 ноября 2012 года.
- Smith, Dinitia. . New York Times . из оригинала 20 декабря 2013 . Дата обращения: 22 октября 2012 .
- . CFI (14 сентября 2007). Дата обращения: 3 ноября 2012. 20 ноября 2012 года.
- . JREF (20 января 2012). Дата обращения: 21 мая 2012. 21 мая 2014 года.
- Hyman, Ray . Дата обращения: 30 сентября 2012. 1 января 2016 года.
- от 5 марта 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3913 дней])
- Cooke, Bill. Dictionary of Atheism, Skepticism, & Humanism , Prometheus Books, 2006, page 175. «Eupraxsophy stands for 'a set of convictions and practices offering a cosmic outlook and an ethical guide to life'.»
Литература
- // Здравый смысл . — 2005. — № 2 (35) . — С. 25 .
- 2020-01-25
- 2