Interested Article - Ладовский, Николай Александрович
- 2020-07-18
- 2
Никола́й Алекса́ндрович Ладо́вский ( 15 января 1881 , Москва — 18 октября 1941 , там же) — советский архитектор, творческий лидер рационализма , педагог. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1934).
Биография
О жизни, учёбе и творчестве Ладовского имеются довольно скудные сведения, так как его личный архив утрачен .
В 1914 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества . Получил диплом об окончании училища в 36-летнем возрасте. Со слов самого Николая Александровича, до поступления в МУЖВЗ он уже имел 16-летнюю архитектурно-строительную практику, был лауреатом нескольких архитектурных конкурсов, заведовал технической стороной построек в Петербурге, а также имел опыт работы строителем и литейщиком . С 1918 года работал в архитектурной мастерской Моссовета, возглавляемой «старшим зодчим» И. В. Жолтовским и «главным мастером» А. В. Щусевым . К 1919 году Ладовский, не удовлетворённый направленностью работы мастерской, возглавил творческую оппозицию против Жолтовского . В мае 1919 года вошёл в созданную при отделе ИЗО Наркомпроса Комиссию по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульптарх, с ноября того же года — Живскульптарх) . В Комиссии участвовал в дискуссиях на темы развития архитектуры и искусства, общих проблем формообразования, пространственных аспектов архитектуры, создавал многочисленные проекты, в которых экспериментировал с динамической композицией . В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которая стала первой публичной демонстрацией новаторских направлений архитектуры; наибольшее впечатление на участников и посетителй выставки произвели проекты Ладовского. С этого времени Ладовского, до этого практически не известного в архитектурных кругах, стали воспринимать как лидера нового направления архитектуры — своеобразного антипода другому направлению ( неоклассическому ), возглавляемому Жолтовским .
С 1920 г. — преподаватель ВХУТЕИН / ВХУТЕМАС , а далее, после расформирования — МАРХИ . Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ) (1928). В основе творчества лежит принцип изобретения новых, свободных от стилистики предыдущих эпох форм. Разработал планировочную схему «развивающегося города» (1929), рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию, так называемую «параболу Ладовского».
Подход к образованию
Специфика образовательной системы Ладовского:
1. Создание учениками индивидуальных произведений (не стилизованных под Ладовского), спровоцированными его формообразующими идеями, причем уровень проектов в школе Ладовского меньше зависел от таланта ученика, чем в других творческих школах (что свидетельствует о максимальном обострении и стимулировании творческой потенции ученика).
2. При консультации учеников Ладовский не эскизировал сам, он только говорил и оценивал их эскизы.
3. При консультациях никогда не советовал смотреть образцы, чтобы ученик не переходил на копирование, а создавал своё новое; учил пониманию основных принципов архитектуры не на анализе прошлого опыта и новой техники и материалов, а на логическом анализе формы.
4. Формирование рационализма (как нового в искусстве направления), путём прививания ученикам понимания таких основ формообразования, которые присущи архитектуре всех веков и не зависят от смены стилей и вкусов, а также суровая и логическая критика необоснованных эскизов.
5. Ладовский ставил творческие задачи, устно излагая задания, для решения которых необходимо было создать совершенно своеобразную объемно-пространственную композицию; постановка задания была, как правило, такой, что, направляя мысль ученика, она не стимулировала поисков аналогий в прошлом.
Парабола Ладовского
Ладовскому принадлежит один из ранних планов развития Москвы, предшественник Генерального плана реконструкции Москвы . По Ладовскому, при традиционном развитии в радиально-кольцевом городе кольца вынуждены расти одно за счёт другого, что не может не привести к конфликту: используя метафорическое сравнение с человеческой физиологией, архитектор объяснял, что старый сосуд лопнет, если в него попадёт слишком много новой крови . Ладовский предложил «разомкнуть» одно из колец и дать городу возможность динамического развития в заданном направлении (вдоль «оси»). Москва должна была принять форму параболы или кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была служить Тверская улица , переходящая в Ленинградское шоссе . Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла слиться с Ленинградом . По основной планировочной схеме «парабола» Ладовского близка к концепции «динаполиса» греческого архитектора К. Доксиадиса , появившейся в послевоенные годы .
Постройки
- Жилой комплекс с общественным корпусом РЖСКТ «Крестьянская газета» (1928—1931, Москва, Тверская улица , дом 6 строения 3 и 5) ;
- Наземный вестибюль станции метро « Красные Ворота » (1935, Москва, Площадь Красные Ворота );
- Перронный зал станции метро « Дзержинская » (ныне «Лубянка») (1934—1935, Москва).
-
Южный наземный вестибюль станции метро « Красные Ворота »
-
Первоначальный вид перронного зала станции метро « Дзержинская » (ныне «Лубянка»)
Примечания
- (нидерл.)
- Nikolay Ladovsky // (англ.)
- Nikolaĭ Ladovskiĭ //
- ↑ , с. 11.
- , с. 14.
- , с. 15.
- , с. 17.
- , с. 26-30.
- , с. 30.
- . The Village (11 марта 2010). Дата обращения: 15 октября 2020. 17 октября 2020 года.
- Синяков, Ю. . «Большая Москва» (2 марта 2016). Дата обращения: 15 октября 2020. 17 февраля 2020 года.
- , с. 52.
- Архитектура Москвы 1910—1935 гг. / Комеч А. И. , Броновицкая А. Ю. , Броновицкая Н. Н. . — М. : Искусство — XXI век, 2012. — С. 213. — 356 с. — ( Памятники архитектуры Москвы ). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-101-2 .
Литература
- Хан-Магомедов С. О. Рационализм (рацио-архитектура), «формализм». — М. : Архитектура-С, 2007. — 496 с. — ISBN 978-5-9647-0127-9 .
- Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. — М. : Архитектура-С, 2007. — 87 с. — ISBN 9785964701323 .
- Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. — М. : С. Э. Гордеев , 2011. — 368 с. — (Кумиры авангарда). — ISBN 978-5-4330-0007-0 .
- 2020-07-18
- 2