Премия «Оскар» за лучшую женскую роль
- 1 year ago
- 0
- 0
Брючная роль (брючная партия) — термин музыкального театра, преимущественно оперный. Означает роль в сценическом произведении, которую из-за специальных требований к предписанному автором вокальному диапазону исполняет женщина, одетая в мужскую одежду.
В опере этим термином называют все мужские партии, предназначенные для женских голосов. Чаще всего брючную роль — подростка или юношу — исполняют меццо-сопрано или контральто . Речь идёт именно о мужских ролях: роли с переодеваниями, например, Леонора в « Фиделио » или Джильда в третьем акте « Риголетто » брючными ролями не являются. Популярными примерами брючных ролей являются часто исполняемые партии Керубино (« Свадьба Фигаро »), Октавиана (« Кавалер розы »), Гензеля (« Гензель и Гретель »). К числу брючных ролей относят и Орфея (« Орфей и Эвридика »), хотя изначально эта партия была написана для певца-кастрата , а во французской версии — для контратенора .
Сценические произведения, не относящиеся к музыкальному театру, не предъявляют требований к вокальному диапазону и поэтому, как правило, не содержат брючных ролей в том смысле, как они понимаются в опере. Существуют мужские роли, написанные для женщин или обычно исполняемые женщинами (например, Питер Пэн), их можно считать особой разновидностью брючных ролей. Однако в большинстве случаев выбор актрисы-женщины для исполнения мужской роли обусловлен не текстом пьесы, а конкретным режиссёрским решением: от того, что Сара Бернар однажды сыграла Гамлета , он не стал брючной ролью. Термин «брючная роль» не относится также к ролям, когда женщина притворяется мужчиной или использует мужской костюм для маскировки.
Первые профессиональные актрисы появились на публичной сцене в 1660 году, заменив одетых в платье мальчиков шекспировской эпохи. Настоящие женщины, произносящие раскованные диалоги и демонстрирующие себя на сцене, были новинкой и привлекали публику. Еще большее любопытство привлекали женщины, носившие на сцене мужскую одежду. В конце XVII века почти четверть ролей в театре была предназначена для переодетых женщин. Почти любая актриса той эпохи хоть раз появлялась на сцене в мужской одежде . Для привлечения публики брючные роли вставляли даже в старые произведения.
В опере состав ролей, которые традиционно считают брючными, постоянно меняется в зависимости от вкусов публики. В ранней итальянской опере множество ведущих оперных партий были написаны для кастратов — мужчин, оскоплённых до наступления половой зрелости и обладающих очень сильным и высоким голосом. Когда традиция кастрации мальчиков-певцов стала сходить на нет, композиторы писали мужские героические партии для диапазона меццо-сопрано. Некоторые певицы специализировались именно на таких ролях, например, Мариетта Альбони и Розамунда Пизарони . В наши дни многие роли, предназначенные для кастратов, исполняют мужчины. Причиной стала возрастающая популярность контратеноров и, соответственно, разработка способов обучения и тренировки вокалистов с очень высоким голосом.
Решение, приглашать ли для исполнения роли, к примеру, молодого князя Орловского в « Летучей мыши » мужчину или женщину, остаётся за создателями оперного спектакля. И те, и другие поют эту партию. В исполнении меццо-сопрано Орловский выглядит как женщина, но звучит как юноша. Если роль играет контратенор, персонаж выглядит как мужчина, но звучит как женщина. Это несоответствие становится еще более очевидным, если, как в этой оперетте, вокальные номера сопровождаются и разговорными диалогами.
Композитор | Опера | Персонаж | Тип голоса | |
---|---|---|---|---|
Марк Адамо | «Маленькие женщины» | Little Women | Фредерик Баер | меццо-сопрано |
Томас Адес | « » | The Tempest | Ариель | сопрано |
Рейнальдо Ан | «Моцарт» | Mozart | Моцарт | сопрано |
Томас Арн | «Артаксеркс» | Artaxerxes | Арбаче | меццо-сопрано |
Винченцо Беллини | «Капулетти и Монтекки» | I Capuleti e i Montecchi | Ромео | меццо-сопрано |
Гектор Берлиоз | « Бенвенуто Челлини » | Benvenuto Cellini | Асканио | меццо-сопрано |
Рихард Вагнер | « Риенци » | Rienzi | Адриано | меццо-сопрано |
« Тангейзер » | Tannhäuser | Пастух | сопрано | |
Джузеппе Верди | « Бал-маскарад » | Un ballo in maschera | Оскар | сопрано |
« Дон Карлос » | Don Carlos | Тибо | сопрано | |
Йозеф Гайдн | «Дива» | La canterina | Дон Этторе | сопрано |
Георг Фридрих Гендель | « Альцина » | Alcina | Руджеро | меццо-сопрано |
« Ариодант » | Ariodante | Ариодант | партия написана для кастрата-сопраниста, исполняют меццо-сопрано | |
Лурканио | В первой версии партия написана для контральто, во второй — для тенора. Исполняют контральто, контратенор или лирический тенор | |||
Ксеркс | Serse | Ксеркс | партия написана для кастрата, исполняют меццо-сопрано или контратенор | |
« Юлий Цезарь » | Giulio Cesare | Юлий Цезарь | партия написана для кастрата-альта, исполняют меццо-сопрано или контратенор | |
Секст | меццо-сопрано | |||
Михаил Иванович Глинка | « Жизнь за царя » | Ваня | контральто | |
« Руслан и Людмила » | Ратмир | контральто | ||
Кристоф Виллибальд Глюк | « Орфей и Эвридика » | Orfeo ed Euridice | Орфей | партия написана для кастрата, исполняют меццо-сопрано, контральто или контратенор |
Шарль Гуно | « Ромео и Джульетта » | Roméo et Juliette | Стефано | сопрано |
« Фауст » | Faust | Зибель | контральто, меццо-сопрано или сопрано | |
Антонин Дворжак | Русалка | Rusalka | Поварёнок | сопрано |
Гаэтано Доницетти | «Алахор в Гранаде» | Alahor in Granata | Мулей-Хассан | контральто |
« Анна Болейн » | Anna Bolena | Сметон | меццо-сопрано | |
« Лукреция Борджиа » | Lucrezia Borgia | Маффио Орсини | контральто | |
Альфредо Каталани | « Валли » | La Wally | Вальтер | сопрано |
Джон Корильяно | «Призраки Версаля» | The Ghosts of Versailles | Керубино | меццо-сопрано |
Шарль Лекок | «Маленький герцог» | Le petit duc | Рауль де Партене | сопрано |
Жюль Массне | « Золушка » | Cendrillon | Принц Шарман | сопрано |
«Керубино» | Chérubin | Керубино | сопрано | |
Джакомо Мейербер | « Гугеноты » | Les Huguenots | Урбани | меццо-сопрано |
Клаудио Монтеверди | « Коронация Поппеи » | L’incoronazione di Poppea | Нерон | сопрано |
Вольфганг Амадей Моцарт | « Идоменей » | Idomeneo | Идамант | меццо-сопрано (в венской редакции тенор) |
« Милосердие Тита » | La clemenza di Tito | Секст | Сопрано | |
Аннио | ||||
« Митридат, царь Понтийский » | Mitridate, re di Ponto | Фарнак | партия написана для кастрата-сопрано, исполняют меццо-сопрано, контральто или контратенор | |
Сифар | партия написана для кастрата-альта, исполняют сопрано | |||
« Мнимая садовница » | La finta giardiniera | Рамиро | меццо-сопрано | |
Свадьба Фигаро | Le nozze di Figaro | Керубино | меццо-сопрано | |
« Царь-пастух » | Il re pastore | Аминтас | партия написана для кастрата-сопраниста, исполняют лирические сопрано | |
Жак Оффенбах | «Болтуны» | Les bavards | Ролан | контральто |
«Дамы рынка» | Mesdames de la Halle | Поварёнок | сопрано | |
«Дафнис и Хлоя» | Daphnis et Chloé | Дафнис | меццо-сопрано | |
«Женевьева Брабантская» | Geneviève de Brabant | Дроган | сопрано | |
«Мадам Аршидюк» | Madame l’archiduc | Фортунато | меццо-сопрано | |
«Мост вздохов» | Le pont des soupirs | Аморозо | меццо-сопрано | |
«Орфей в аду» | Orphée aux enfers | Купидон | сопрано | |
«Прекрасная Елена» | La belle Hélène | Орест | меццо-сопрано | |
«Путешествие на луну» | Le voyage dans la lune | Принц Каприс | меццо-сопрано | |
«Разбойники» | Les brigands | Фраголетто | меццо-сопрано | |
«Робинзон Крузо» | Robinson Crusoé | Пятница | меццо-сопрано | |
«Сказки Гофмана» | The Tales of Hoffmann | Никлаус | меццо-сопрано | |
«Хорошенькая парфюмерша» | La jolie parfumeuse | Баволе | сопрано | |
Ханс Пфицнер | «Палестрина» | Palestrina | Игино | сопрано |
Силла | меццо-сопрано | |||
Морис Равель | « Дитя и волшебство » | L’enfant et les sortilèges | Дитя | меццо-сопрано |
Пастух | ||||
Джоаккино Россини | « » | Bianca e Falliero | Фальеро | меццо-сопрано |
« Вильгельм Телль » | Guillaume Tell | Джемми | сопрано | |
« Граф Ори » | Le comte Ory | Изолье | меццо-сопрано | |
« Дева озера » | La donna del lago | Малкольм | контральто | |
«Семирамида» | Semiramide | Арзаче | меццо-сопрано | |
« Танкред » | Tancredi | Танкред | меццо-сопрано или контральто | |
Руджеро | ||||
Энгельберт Хумпердинк | « Гензель и Гретель » | Hänsel und Gretel | Гензель | меццо-сопрано |
Песочный человекДрёма | сопрано (иногда исполняют тенора) | |||
Дрёма | ||||
Эммануэль Шабрие | « » | L'étoile | Лазули | сопрано |
«Неудачное воспитание» | Une éducation manquée | Гонтран де Буамассиф | сопрано | |
Марк Антуан Шарпантье | «Давид и Ионафан» | David et Jonathas | Ионафан | сопрано |
«Детские мечты» | The Child Dreams | Ребёнок | сопрано | |
Поэт | меццо-сопрано | |||
Иоганн Штраус | « Летучая мышь » | Die Fledermaus | Князь Орловский | меццо-сопрано |
Рихард Штраус | « Ариадна на Наксосе » | Ariadne auf Naxos | Композитор | меццо-сопрано |
« Кавалер розы » | Der Rosenkavalier | Октавиан | меццо-сопрано | |
«Саломея» | Salome | Паж | контральто | |
Леош Яначек | «Из мёртвого дома» | Z mrtvého domu | Алей | меццо-сопрано |
С термином «брючная роль» тесно связан противоположный термин «юбочная роль». Он относится к женскому персонажу, которого играет певец, обычно ради достижения комического или визуального эффекта. Подобные роли встречаются гораздо реже, чем брючные роли. Юбочные роли восходят к периоду, когда женщинам запрещено было появляться на сцене — например, в религиозных мистериях . Многие женские роли в этот период композиторы создавали как юбочные роли для кастратов (например, Мандана и Семира в опере Леонардо Винчи «Артаксеркс»).
В более поздних операх юбочные роли обычно представляют старух или уродливых сводных сестёр. Например, юбочные роли есть у Бриттена (« Река Керлью », сумасшедшая), Прокофьева (« Любовь к трём апельсинам », кухарка). Роль ведьмы в опере «Гензель и Гретель», написанная для меццо-сопрано, в наши дни зачастую исполняется тенором, который поёт её на октаву ниже авторского текста. При этом мужские роли Гензеля, Песочного человека и Дрёмы в этой опере Хумпердинка должны исполнять женщины.
В оперной практике термин « травести » (от итал. travesti , переодетый) относится как к мужским, так и к женским ролям, если они исполняются актёрами противоположного пола .