Сочинения
Мориса Равеля
пронумерованы по каталогу
Марселя Марна́
, составленному в хронологическом порядке. Марна присвоил номера также сочинениям, сохранившимся в виде эскизов, или вовсе не сохранившимся (см. отдельный список ниже)
Содержание
Сочинения
2
Вариации на тему
Грига
(«Смерть Озе») для фортепиано (1888)
3
Вариации на тему
Шумана
(хорал «Freu dich, o meine Seele» из
, соч. 68) для фортепиано (1888)
4
Баллада о королеве, умершей от любви
(Ballade de la reine morte d’aimer), песня для голоса и фортепиано на слова Ролана де Маре (1893)
5
Серенада-гротеск
(Sérénade grotesque) для фортепиано (1892-1893)
6
Большой мрачный сон
(Un grand sommeil noir), песня для низкого голоса и фортепиано на слова
Верлена
(1895)
7
Старинный менуэт
(Menuet antique) для фортепиано (1895), для оркестра (1929)
8
Хабанера
для двух фортепиано (1895)
9
Святая
(Sainte), песня для голоса с фортепиано на слова
Малларме
(1896)
10
Об Анне, играющей на спинете
(D’Anne jouant l’espinette), песня для голоса с клавесином или фортепиано на слова
Маро
(1896)
11
Парад
(La parade) для фортепиано (1896)
12
Соната для скрипки и фортепиано
(1897, одночастная; издана посмертно)
13
Среди колоколов
(Entre cloches), для двух фортепиано (1897)
14
Вальс ре мажор
для фортепиано (1898)
15
Песня прялки
(Chanson de rouet), песня для голоса с фортепиано на стихи
де Лиля
(1898)
16
Угрюмость
(Si morne!), песня для голоса с фортепиано на стихи Эмиля Веререна (1898)
17
Шехеразада
(Shéhérazade), увертюра для оркестра (1898)
19
(Pavane pour une infante défunte) для фортепиано (1899), для оркестра (1910)
21
Об Анне, бросившей в меня снежком
(D’Anne qui me jecta de la neige), песня для голоса и фортепиано на слова
Маро
(1899)
23
Фуга ре мажор
для фортепиано (1900)
24
Четырёхголосная фуга фа мажор
для фортепиано (1900)
25
Баядерки
(Les Bayadères), для сопрано, смешанного хора и оркестра (1900)
26
Прелюдия и фуга для фортепиано (1900)
27
Фуга для фортепиано фа мажор (1900)
28
Tout est lumière
для сопрано, смешанного хора и оркестра (1900)
29
Мира
(Myrrha), кантата для сопрано, тенора, баритона и оркестра (1901)
В манере
Шабрие
(на тему из оперы «Фауст» Ш. Гуно)
64
Три стихотворения Стефана
Малларме
(Trois poèmes de Stéphane Mallarmé)
, для голоса и флейты-пикколо, двух флейт, кларнетов, бас-кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1913); переложение для голоса с фортепиано (1913)
1.
Soupir
(Вздох)
2.
Placet futile
(Ничтожная просьба)
3.
Surgi de la croupe et du bond
(Изгибы крупа и прыжка)
69
Три песни
для хора a cappella на слова Равеля (1914-1915), переложение для среднего голоса и фортепиано (1915)
1.
Николета
(Nicolette)
2.
Три чудо-птицы райских кущ
(Trois beaux oiseaux du paradis)
3.
Хоровод
(Ronde)
70
Фронтиспис
(Frontispiece)
для двух фортепиано в 5 рук (1918)
71
Дитя и волшебство
(L’enfant et les sortilèges), опера. Авторский подзаголовок: «лирическая фантазия»
72
(La Valse) для оркестра (1919-1920). Авторский подзаголовок: «хореографическая поэма»
73
Соната (№ 1) для скрипки и виолончели (1920-22)
I.
Allegro
II.
Très vif
III.
Lent
IV.
Vif, avec entrain
74
Колыбельная на имя
Fauré
(Berceuse sur le nom de Gabriel Fauré), для скрипки и фортепиано (1922)
75
Ронсар — своей душе
(Ronsard à son âme), песня для голоса с фортепиано на слова
Ронсара
(1923-1924), оркестрована в 1935
76
Цыганка
(Tzigane). Рапсодия для скрипки с фортепиано (или с оркестром) (1924)
77
Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1923-1927)
I.
Allegretto
II.
Blues. Moderato
III.
Perpetuum mobile. Allegro
78
Мадагаскарские песни
(Chansons madécasses), цикл песен для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано по
Э. Парни
(1925-1926)
1.
Нахандова
(Nahandove)
2.
Ауа!
(Aoua)
3.
Хорошо улечься в зной
(Il est doux)
79
Мечты / Грезы
(Rêves), песня для голоса с фортепиано на слова
Фарга
(1927)
80
Фанфары
(Fanfare), часть коллективного балета
Веер Жанны
(L'Éventail de Jeanne)
(1927)
81
Болеро
(Boléro), для оркестра; переложение для фортепиано в 4 руки (1929)
82
Концерт для фортепиано (левой руки) с оркестром ре мажор (1929-1930)
83
Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор (1929-1931)
84
Дон Кихот к Дульсинее
(Don Quichotte à Dulcinée), цикл песен для баритона и оркестра на слова Поля Морана (1932-1933)
1.
Романтическая песня
(Chanson romanesque)
2.
Эпическая песня
(Chanson épique)
3.
Застольная песня
(Chanson à boire)
Обработки чужой музыки
A9, A10, A4, A5, A11
Пять греческих народных песен (
Cinq mélodies populaires grecques
), для голоса с фортепиано (1904–06)
1.
Chanson de la mariée
(Песня новобрачной)
2.
Là-bas, vers l'église
(Там, у церкви)
3.
Quel galant m'est comparable
(Какой ухажёр сравнится со мной)
4.
Chanson des cueilleuses de lentisques
(Песня сборщиц мастичного дерева)
5.
Tout gai!
(Э-гей, веселей!)
A12
Chanson écossaise
, для голоса с фортепиано (1909)
A17
Народные песни (
Chants populaires
, иностранные тексты — во французских переводах), для голоса с фортепиано (1910)
1. Испанская песня (
Chanson espagnole
)
2. Французская песня (
Chanson française
)
3. Итальянская песня (
Chanson italienne
)
4. Еврейская песня (
Chanson hébraïque
)
A22
Две еврейские песни (Deux mélodies hébraiques), для голоса с фортепиано (1914)
1. Каддиш (
Kaddich
)
2. Вечная загадка (
L'énigme éternelle
)
No.?
Tripatos
, греческая народная песня
Неоконченные и утраченные сочинения
1
Часть фортепианной сонаты
(1888), утрачена
18
Олимпия
(Olympia), опера по новелле
Гофмана
«Песочный человек», наброски уничтожены, за исключением
Симфонии часов
(Symphonie horlogère)
, которая вошла в оперу
Испанский час
49
Затонувший колокол
(La cloche engloutie), наброски оперы (1906-1912), уничтожены Равелем; фрагменты музыкального материала вошли позднее в
Дитя и волшебство
59
Святой Франциск Ассизский
(Saint François d’Assise) для солистов, хора и оркестра (1909-1910), произведение утрачено
66
Zaspiak-Bat
, наброски на
баскские
темы для фортепиано с оркестром (1913-1914)
85
Morgiane
, оратория-балет для солистов, хора и оркестра (1932), наброски
Примечания
На основе текста песни установить её гендерную направленность невозможно. Апострофированный артикль в заголовке может быть трактован и как
Le indifférent
, и как
La indifférent
.
Тексты этих символистских стихов не вполне понятны даже французам.
Шарль Кёклен
в своём «Трактате об оркестровке» писал: «Дебюсси и Равеля нельзя обвинить в том, что они отдали дань памяти Малларме, переложив на музыку 3 его стихотворения, которые, я думаю, вы знаете. Но допустим, что слушатель еще не выучил наизусть юмористический восхитительный текст "Placet futile",— в таком случае у него нет шансов его понять [со слуха]. Что касается "Surgi de la croupe et du bond" — гораздо более герметичного — его нужно сначала "перевести" как трудный авторский текст, иначе есть опасность недооценить прекрасную музыкальную экзегезу [Малларме], выполненную Морисом Равелем».