Interested Article - Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (Франк)

Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели фа минор — произведение Сезара Франка , завершённое в 1879 году. Посвящён Камилю Сен-Сансу . Средняя продолжительность звучания 40 минут. По мнению некоторых специалистов, квинтет открывает собой ряд зрелых сочинений Франка, имеющих наиболее выдающееся значение .

Структура произведения

  1. Molto moderato quasi lento
  2. Lento con molto sentimento (ля минор, темп 12/8)
  3. Allegro non troppo ma con fuoco (фа мажор, темп 3/4)

История создания

Франк начал работать над квинтетом летом 1878 года, рассчитывая представить работу на конкурс Общества композиторов, который в этом году включал такую номинацию, однако пропустил срок подачи номинаций (в итоге премия Общества за лучший фортепианный квинтет так и не была присуждена) и в итоге продолжал заниматься квинтетом весь 1879 год. Биограф Франка Леон Валлас предположил, что работу Франка вдохновляла его влюблённость в талантливую ученицу, композитора Августу Ольмес , однако более современная биография Ж. М. Фоке не находит никаких доказательств даже самому факту такой влюблённости .

Премьера

Квинтет был впервые исполнен 17 января 1880 года в концертной серии Национального музыкального общества. Первыми исполнителями стали адресат посвящения Сен-Санс и струнный квартет Мартена Марсика (вторая скрипка Гийом Реми , альт Луи ван Вафельгем , виолончель Ришар Луа). Считается, что после концерта Сен-Санс оставил на рояле ноты своей партии , тем самым выражая своё неудовольствие от музыки, а заметивший это Франк подобрал ноты и подарил их своему ученику .

Характеристика музыки

Фортепианный квинтет Франка считается первым заметным французским сочинением для этого состава, задавшим планку для всех последующих произведений (в частности, с прецедентом Франка сравнивали все рецензенты появившийся в 1906 г. квинтет Габриэля Форе ) . Впрочем, фактически квинтету Франка предшествовал фортепианный квинтет самого Сен-Санса (1865), а ещё раньше — квинтет Жоржа Онсло (1846) .

В гармоническом и композиционном отношении Франк развивает вагнеровскую музыкальную идиоматику . В частности, ключевая тема-девиз более 30 раз повторяется в первой части и затем возвращается в ключевых местах второй и третьей.

Исключительную оценку произведению Франка дал Святослав Рихтер , многократно участвовавший в его исполнении и оставивший две известные записи квинтета — с Квартетом Большого театра (1956) и с Квартетом имени Бородина (1986). Он говорил (согласно воспоминаниям Ю. Борисова):

Его квинтет — это «ST. MATTHEW PASSION» в камерной музыке. В фортепьянной литературе ничего похожего нет. Надо очень мало накануне спать, чтобы это хорошо сыграть .

Примечания

  1. Basil Smallman. (англ.) . — Oxford University Press , 1996. — P. 99. — ISBN 978-0-19-816640-5 .
  2. James M. Keller. (англ.) . — Oxford University Press , 2011. — P. 199. — ISBN 978-0-19-538253-2 .
  3. Кремлёв Ю. А. Камиль Сен-Санс. — Советский композитор. — М. , 1970. — С. 136. — 345 с.
  4. James M. Keller. (англ.) . — Oxford University Press , 2011. — P. 199—200. — ISBN 978-0-19-538253-2 .
  5. Carlo Caballero. (неопр.) . — Cambridge University Press , 2004. — С. 108. — ISBN 978-0-52-154398-9 .
  6. Laurence Davies. (неопр.) . — Da Capo Press , 1977. — С. 127.
  7. Юрий Борисов. (неопр.) . — Рутена, 2011. — ISBN 978-5-389-01751-1 . 16 апреля 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (Франк)