Хеврон
- 1 year ago
- 0
- 0
Хадзар ( осет. хæдзар, ирон хæдзар — буквально «дом, осетинский дом», в некоторых случаях употребляется слово осет. сара → сарай ) — чаще всего одноэтажное нежилое длинное здание, предназначенное для проведения религиозных, ритуальных, общественных и рекреационных мероприятий. Важнейший элемент осетинской самоидентификации, местного городского ландшафта, урбанистической инфраструктуры для проведения неформальной общественной жизни соседей многоэтажных зданий . Некоторые исследователи считают хадзар первичным элементом общеосетинского национального собрания . Встречаются также в некоторых микрорайонах Цхинвала , где используются в основном для поминок и в качестве «мужского клуба» .
Располагаются во дворах многоэтажных жилых зданий или кварталов (среди одноэтажных домов не сооружаются). Иногда возводятся а виде простого навеса с кладовкой, столом и скамейками. Встречаются хадзары, размещённые на первом этаже многоквартирных домов.
Хадзар строится с молчаливого согласия местных властей на средства жильцов окружающих зданий инициативной группой мужчин, которая впоследствии следит за обслуживанием здания, контролирует и организует коллективные мероприятия во время поминок, религиозных, ритуальных, торжественных (рождение ребёнка, юбилеи, новоселье и т. п.) и общенациональных календарных осетинских праздников ( Джеоргуба и Хетаджы бон/ Хетаджы Уастырджи).
Внутреннее помещение подразделяется на кухню (кладовую) и длинный зал с посадочными местами. Обязательным атрибутом внутреннего убранства является изображение Уастырджи . Иногда встречается картина «Пир нартов» осетинского художника Махарбека Туганова , главным элементов которой является символ изобилия чаша Уацамонга .
Во Владикавказе построено около двухсот хадзаров. Предполагается, что первый хадзар был построен во времена первого секретаря Северо-Осетинского обкома КПСС Билара Кабалоева во дворе многоэтажных домов на площади Победы . Активное строительство хадзаров началось с 1970-х годов. В это время здание часто совмещалось с гаражами (на первом этаже были гаражи состоятельных соседей, на втором этаже — помещение для общественных мероприятий). После беспорядков 1981 года в Орджоникидзе, когда осетинская молодёжь вступила в противодействие с воинскими частями, первым секретарём Северо-Осетинского обкома КПСС был назначен Владимир Одинцов , который предполагал снести все городские хадзары как элемент «осетинского национализма» . В настоящее время хадзары часто используются городскими властями для проведения встреч с жильцами в ходе государственных мероприятий (избирательные кампании и т. п.) . В 2013 году городская власть проводила конкурс «Лучшее внутридворовое общественное строение хадзар». Строение активно используется местными отделениями политических организаций, в частности « Единая Россия » .
В хадзарах проводятся ритуалы осетинской «народной религии» (традиционные осетинские верования, основанные на нартовской мифологии ), отличной от авраамических религий . Североосетинский юрист Тамерлан Цгоев, сторонник существования традиционной «осетинской религии», утверждает, что хадзары наряду с дзуарами являются одними из элементов этого верования и считаются «домами молитвами» этой религии .
Хадзары, вмещающие во время мероприятий несколько сот человек, являются незаконными постройками с неясным юридическим статусом, не принадлежат конкретному физическому или юридическому лицу, что вызывает сложные ситуации при подключении их к сетям обслуживающих организаций коммунального хозяйства, требующих от жильцов заключения отдельного договора на обслуживание здания. Часто здания подключались к коммунальным сетям незаконно. Возникали конфликтные ситуации между мужской «инициативной группой» и некоторыми жильцами, которые, не пользуясь хадзаром, вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку за коммунальное обслуживание . В 2014 году местное телевидение сообщило, что некоторые пенсионеры одного жилого квартала по решению суда были вынуждены оплатить долг по электроснабжению хадзара и автостоянки, которыми они не пользовались . В 2019 году ОАО «Владикавказские тепловые сети» обратились через СМИ к собственникам многоквартирных домов, жильцы которых незаконно подключили дворовые постройки к коммунальным сетям, урегулировать обслуживание этих построек .