Interested Article - Новое направление (музыковедение)

Новое направление — устоявшийся в российской музыкальной историографии термин, который охватывает произведения и явления русской духовной музыки, написанные преимущественно с 1895 по 1923 год. Композиторы, относившие себя к этому направлению, противопоставляли себя предыдущим эпохам развития духовной музыки (Бортнянский, Львов, Бахметев, Балакирев и др.), обозначая свои произведения как абсолютно новое явление в работе с одноголосными распевами, методах их обработки, жанровой работе, в корне отличающееся от всех предыдущих эпох духовной музыки партесного и последующего склада. Вместе с тем, композиторами, отнесёнными к числу деятелей данного направления, были подготовлены и теоретические работы, обосновывающие претензии на формирование данного понятия.

Происхождение термина

Впервые в музыкально-исторической литературе этот термин возникает в статье композитора и историка музыки прот. «О Новом направлении в церковной музыке», переработанной в 1909 году из одноимённого доклада, сделанного композитором на конференции Общества писателей о музыке. В 1913 году в статье «С. В. Смоленский и его роль в Новом направлении русской церковной музыки» А. В. Никольский причислил к числу идеологов этого направления и композитора С. В. Смоленского , обозначив его роль как композитора, стремившегося всячески поддерживать необходимость обращения к древнецерковным напевам на началах, заимствованных из духа и сущности этих напевов.

Литература

  • Русская духовная музыка в документах и материалах : Сборник / Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки, Гос. ин-т искусствознания. Т. 4: Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания. Т. 4 / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент.: Н. И. Кабанова; Науч. ред.: М. П. Рахманова. — 2002. — 686 с., [1] л. портр.
  • Борисова Елена Юрьевна, Погорелова Наталья Юрьевна. // Вестник Костромского государственного университета. — 2009. — № 4 .
Источник —

Same as Новое направление (музыковедение)