Interested Article - Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербургская ордена Ленина государственная консерватория имени Николая Андреевича Римского-Корсакова — высшее музыкальное учебное заведение в Санкт-Петербурге , первая консерватория России. Основана Высочайшим указом от 17 (29) октября 1861 года в качестве училища на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества , открытых двумя годами ранее, по инициативе пианиста, композитора и дирижёра Антона Рубинштейна . В соответствии с § 1 устава, музыкальное училище было учреждено под непосредственным покровительством великой княгини Елены Павловны . В дальнейшем училище было переименовано в консерваторию. Официальное открытие состоялось 8 (20) сентября 1862 года .

История

Условия приёма, 1894 год.

Главным инициатором создания Петербургской консерватории и первым её артистическим директором был Антон Рубинштейн , он же стал первым профессором по классу фортепиано . Среди педагогов, преподававших в Консерватории в первые годы её существования — Антон Рубинштейн, Теодор Лешетицкий (фортепиано), Генрик Венявский , Леопольд Ауэр ( скрипка ), Карл Давыдов ( виолончель ), Чезаре Чиарди ( флейта ), Эрнесто Каваллини ( кларнет ), Николай Заремба (теория музыки), Джованни Ферреро ( контрабас ), Альберт Цабель ( арфа ) и другие выдающиеся музыканты.

Первым выпускником Консерватории по классу композиции стал Пётр Ильич Чайковский , окончивший её в 1865 году с большой серебряной медалью.

Петербургская консерватория, 1913 г. Фото К. К. Буллы .

В 1871 году на должность профессора кафедры теории композиции и инструментовки был приглашён Николай Римский-Корсаков . Его деятельность знаменовала собой новый этап в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Римский-Корсаков — автор первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, не потерявших актуальности до наших дней. За годы преподавания в Консерватории (1871—1908) Римский-Корсаков воспитал многих выдающихся музыкантов, некоторые из которых, как Анатолий Лядов и Максимилиан Штейнберг , в дальнейшем сами стали профессорами Консерватории.

В 1876 году директором консерватории является Карл Юльевич Давыдов. Одну из важнейших задач консерватории он видел, наряду с подготовкой композиторов, солистов-певцов и инструменталистов, в том, чтобы воспитать большое количество культурных музыкантов для оркестров, театров и музыкальных школ.

В течение всего директорства Давыдова огромное внимание уделялось разработке учебных программ и экзаменационных требований. Особенно тщательно уточнялись требования для поступления и окончания консерватории. При Давыдове стал действовать новый устав, который утверждал значение консерватории как высшего учебного заведения.

В соответствии с общей установкой К. Ю. Давыдова был значительно расширен приём. Количество учеников выросло почти вдвое. Увеличилось и количество бесплатных вакансий, а для ряда учащихся была установлена льготная плата за обучение. В начале своей директорской деятельности Давыдов явился инициатором организации Общества для вспомоществования учащимся и устройства общежития для нуждающихся учеников.

Стремление увеличить количество выпускаемых музыкантов привело Давыдова к мысли создать подготовительное училище. Проект такого училища получил одобрение, был подобран состав преподавателей и разработаны специальные правила. Однако этот замысел остался неосуществлённым из-за ухода Давыдова.

Причиной его ухода послужил ряд конфликтов с царскими чиновниками, требовавшими сократить льготы учащимся по плате за обучение, чтобы затруднить доступ в консерваторию студентам непривилегированных сословий. Не соглашаясь с дирекцией, К. Ю. Давыдов подал заявление об отставке и в 1887 году покинул консерваторию.

В воспоминаниях современников мы встречаем в высшей степени благожелательные отзывы о Давыдове и о времени его директорства в консерватории. Период руководства консерваторией К. Ю. Давыдовым — одна из самых важных эпох в истории развития консерватории.

В 1905 году ректором Консерватории был избран композитор Александр Глазунов , остававшийся на этой должности до 1928 года.

После Октябрьской революции 1917 года Петроградская консерватория в 1918 году становится государственным учреждением.

До 1956 года в состав Ленинградской консерватории входил военно-морской факультет.

По состоянию на начало XXI века Консерватория подведомственна Министерству культуры Российской Федерации и имеет семь факультетов:

  • Фортепианный.
  • Оркестровый.
  • Вокальный.
  • Режиссёрский.
  • Дирижёрско-композиторский.
  • Народных инструментов.
  • Музыковедческий.

Консерватория была названа в честь Н. А. Римского-Корсакова, так как в 1905 году композитор поддержал студенческие волнения, был снят со своей должности. Однако, позже его восстановили. Решением советской власти консерватории было дано наименование в честь композитора.

Здание консерватории

Консерватория находится в здании Большого (Каменного) театра , существенно перестроенном в 1896 году архитектором Владимиром Николя , при этом стены и фундамент театра были включены в новое здание . В 1912 году по проекту архитектора Траугота Бардта были осуществлены расширение здания и перестройка Большого зала специально для размещения в стенах консерватории Театра музыкальной драмы Иосифа Лапицкого .

На начало 2020 года здание консерватории закрыто строительными лесами, начатые несколько лет назад реставрационные работы не были завершены к намеченному сроку в 2019 году . Контракт на реконструкцию здания был расторгнут по инициативе подрядчика, который причиной такого решения назвал несвоевременное предоставление заказчиком технической и проектной документации. Дальнейший ход работ на объекте взят под личный контроль вице-премьера России .

Педагоги консерватории

См. категорию Преподаватели Санкт-Петербургской консерватории .

Директора и ректоры консерватории

  1. 1862—1867 и 1887—1891 — Антон Рубинштейн
  2. 1867—1871 — Николай Заремба
  3. 1871—1876 — Михаил Азанчевский
  4. 1876—1887 — Карл Давыдов
  5. 1891—1897 — Юлий Иогансен
  6. 1897—1905 — Август Бернгард
  7. 1905—? — Станислав Габель
  8. 1905—1928 — Александр Глазунов
  9. 1930—1933 — А. И. Маширов
  10. 1935—1936 —
  11. 1936—1939 —
  12. 1939—1952 и 1962—1977 — Павел Серебряков (в 1941—1943 годах обязанности ректора исполняла , в 1943—1944 — )
  13. 1952—1962 — Юрий Брюшков
  14. 1977—1979 — Юрий Большиянов
  15. 1979—2002 — Владислав Чернушенко
  16. 2002—2004 — Сергей Ролдугин
  17. 2004—2008 — Александр Чайковский (в 2008 году временно исполняющим обязанности ректора был Дмитрий Часовитин )
  18. 2008—2011 — Сергей Стадлер (до 2009 года — исполняющий обязанности ректора)
  19. 2011 — Дмитрий Часовитин (временно исполняющий обязанности ректора),
  20. 2011 — Олег Малов (исполняющий обязанности ректора)
  21. 2011—2015 — Михаил Гантварг
  22. 2015 — н. вр. — Алексей Васильев (2015—2016 гг., исполняющий обязанности ректора), в 2016 г. — избран ректором

Кафедры

Факультет Кафедры
Фортепианный факультет специального фортепиано, органа и клавесина; концертмейстерского мастерства; методики фортепианного исполнительства; педагогики и специализированного общего курса фортепиано (для композиторов, музыковедов и дирижёров)
Оркестровый факультет камерного ансамбля, скрипки и альта, виолончели, контрабаса, арфы и квартета; деревянных духовых инструментов; медных духовых инструментов; ударных инструментов
Факультет народных инструментов струнных народных инструментов; баяна и аккордеона; ансамбля, инструментовки и дирижирования
Факультет композиции и дирижирования специальной композиции и импровизации; оркестровки и общего курса композиции; оперно-симфонического дирижирования; хорового дирижирования
Вокальный факультет сольного пения; камерного пения; оперной подготовки
Режиссёрский факультет
Музыковедческий факультет истории русской музыки; истории зарубежной музыки; теории музыки; теории и истории музыкальных форм и жанров; музыкальной критики; древнерусского певческого искусства, этномузыкологии

См. также

Примечания

  1. Э. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 2. — С. 662—664.
  2. // Полное собрание законов Российской империи , собрание второе. — CПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1863. — Т. XXXVI, отделение второе, 1861, № 37491 . — С. 358—360 . 4 января 2015 года.
  3. // Неделя строителя. — СПб. , 1894. — № 34 . — С. 169—171 . 23 ноября 2021 года.
  4. . ТАСС (23 января 2020). Дата обращения: 23 января 2020. 3 мая 2020 года.
  5. . ТАСС (13 марта 2020). Дата обращения: 15 марта 2020. 14 марта 2020 года.
  6. . Газета.Ru. Дата обращения: 16 сентября 2019. 17 января 2021 года.
  7. . spbvedomosti.ru. Дата обращения: 16 сентября 2019. 18 февраля 2023 года.
  8. . Дата обращения: 26 августа 2021. 16 февраля 2020 года.
  9. . mkrf.ru. Дата обращения: 24 октября 2015. Архивировано из 29 ноября 2015 года.
  10. . www.conservatory.ru. Дата обращения: 28 декабря 2016. Архивировано из 29 декабря 2016 года.
  11. Балетмейстерский анализ партитуры — Юрий Гамалей , анализ клавира — И. Е. Желтоногова, сценарная драматургия балета — Людмила Линькова ), источниковедение — , история театра — Исаак Гликман , основы режиссуры — , история изобразительного искусства — Татьяна Ильина , история зарубежной музыки — .

Литература

  • / ред. Г. Г. Тигранов. — Л.: Музыка , 1987
  • Лобкова Г.В. Деятельность Санкт-Петербургской государственной консерватории в области сохранения нематериального культурного наследия // . — Вологодский государственный университет, 2017. — С. 5—18. — 99 с. 29 января 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова