Госпитальное братство святого Антония
- 1 year ago
- 0
- 0
Франциско Гойя | |
Экстаз святого Антония . Ок. 1771 | |
исп. Éxtasis de San Antonio Abad | |
Холст, масло. 47,2 × 38,8 см | |
Частная коллекция | |
( инв. 10459 ) | |
«Экстаз святого Антония» ( исп. Éxtasis de San Antonio Abad или исп. Muerte de san Antonio Abad ) — картина маслом испанского художника Франциско Гойи (1746—1828) , ранее приписываемая Франциско Байеу .
Существуют две версии этой картины. Меньшая, размером 47,2 × 38,8, была создана около 1771 года и находится в частной коллекции в Швейцарии или Мадриде . Большая, размером 67 × 46 см, была создана около 1780 года и с 1925 года находится в Музее Сарагосы . Картины являются копиями (с вариациями) произведения Коррадо Джаквинто , написанного в 1741—1742 годы . Картина Джаквинто находилась в церкви монастыря бонифратров (костел св. Иоанна Каливита) на острове Тиберина . В этом монастыре Гойя остановился во время пребывания в Риме . Как Гойя, так и Франсиско Байеу сделали копии этой картины на этапе своего обучения .
Картина изображает святого Антония Великого , называемого также Отшельником. Святой сидит на скале в своем ските, когда перед ним появляется ангел, указывающий рукой на небо. Лицо святого выражает сильные эмоции , экстаз, вызванный встречей с ангелом и предстоящей смертью. У ног святого лежат чаша для воды, открытая и закрытая книга, а между ними череп — символы аскетизма и покаяния . Сцена разворачивается в сумерках, в полумраке, идущий от ангела свет падает на святого . Преобладают оттенки серого, охра сочетается с желчью и темно-зеленым. Мазки свободные и энергичные, с точными и легкими импасто . Композиция картины — диагональная .
Размеры произведения указывают на предназначение для оратория . Поздняя версия картины демонстрирует более абстрактную технику, указывая на стилистическое и техническое развитие художника .
Авторство не подтверждена документально, так как подпись автора отсутствует. Картина приписывалась таким художникам, как Франсиско Байеу , Мануэлю Байеу , , а также Гойе. Музей Сарагосы приобрел картину в 1925; долгое время она считалась произведением Франсиско Байеу, созданным около 1753 . В 1992 Карлос Барбоса и Тереза Граса в публикации «Goya en el camino» высказались за авторство Гойи . Этой же атрибуции придерживается «Guía del museo de Zaragoza» с 2003 .
В 2016 году вновь было предпринято исследование, проведенное в Музее Сарагосы над произведениями сомнительного авторства. К сотрудничеству была приглашена , директриса отдела консервации живописи XVIII века и произведений Франциско Гойи в Музее Прадо . В мастерской мадридского музея картина была отреставрирована, в частности, очищен потемневший , были выполнены радиография, рефлектография в ИК и анализ пигментов. В результате этих процедур и проведенных исследований техники и стиля картина признана произведением Гойи. Картина вернулась в Музей Сарагосы в мае 2017 .
По словам Мануэлы Мена, версия из Сарагосы была создана приблизительно на 10 лет позже, чем первая, написанная, вероятно, с натуры в 1771 в Риме. Возможна дата 1781 года, когда Гойя прибыл в родную Сарагосу из Мадрида. От этого раннего периода творчества художника сохранилось мало произведений. Стиль более поздней версии напоминает третью серию картонов для гобеленов, над которыми Гойя работал в 1778—1780 годах. Тот же художественный эффект был достигнут при использовании меньшего количество мазков кистью .