Interested Article - Сизенёва, Лидия Исидоровна
- 2021-04-19
- 2
Лидия Исидоровна Сизенёва (род. 16 апреля 1954, Тирасполь , СССР ) — советская и российская оперная певица. Народная артистка Приднестровской Молдавской Республики (2011). Заслуженная артистка Российской Федерации (2023). Профессор Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко , заведующая кафедрой.
Биография
Лидия Исидоровна Сизенёва родилась в городе Тирасполе, МССР. В три года тётя привела её в хор, действующий при Доме офицеров. Необычайной красоты голос унаследовала от бабушки, у которой в семье все пели от мала до велика. Училась в английской спецшколе, сочетая ежедневный языковой тренинг с игрой на фортепиано и пением. А так как голос у девочки был от природы сильным и звонким, руководители хоровых коллективов из общеобразовательной и музыкальных школ, а также Дома пионеров юную певицу буквально «рвали на части». Доходило до курьезов, подходит, бывало хормейстер к Лидии и говорит: «Приходи завтра на репетицию, подпой, а то что-то альты партию не держат», а девочка, обычно исполнявшая партию сопрано, охотно соглашалась.
Окончила Одесскую консерваторию (класс профессора, академика, народной артистки Украины Поливановой Галины Анатольевны ) в 1979, где, как обычно, летом отдыхал легенда Новосибирского театра оперы и балета , главный дирижер театра Зак Исидор Аркадьевич .
На выпускные экзамены в Одесскую консерваторию Исидор Аркадьевич нагрянул неожиданно, преследуя «корыстную цель» — присмотреть среди юных вокалисток исполнительницу на роль Эммы Бовари («Госпожа Бовари»). Дело в том, что он задумал поставить (впервые в СССР) оперу французского композитора Бондевиля на сцене тогда еще НГАТОиБ, а певицы, хотя бы отдаленно напоминающей француженку, у него под рукой не оказалось. Выбор дирижера пал на «зеленоглазую красотку Лидочку». Когда девушке объявили, что ею интересуется маэстро Зак, у нее началась…истерика «Как, — всхлипнула она, утирая катившиеся градом слёзы, — опять лицо моё понравилось…А голос?» «И голос тоже», — успокаивали Лидочку сбежавшиеся на плач педагоги. К слову, в своё время, Одесскую консерваторию окончили такие именитые исполнители, как: Христич, Зоя Петровна - тоже уроженка Тирасполя, Ворошило Александр Степанович , Гулегина Мария Агасовна . В декабре 1979 года Л. Сизенёва дебютировала на сцене НГАТОиБ, спев партию Татьяны («Евгений Онегин»), а сложнейшую как в вокальном, так и в психологическом плане роль Эммы Бовари певица исполнила в апреле 1980 года. Особенно ей удавалась финальная, самая трудная, не только для нее, но и для режиссера народного артиста РСФСР Ваагна Багратуни , сцена, когда Эмма, приняв яд, умирает. Публика выходила из зала со слезами на глазах.
Всего за 20 лет своей творческой деятельности в Новосибирском оперном театре ею было исполнено 29 партий. Любая, даже небольшая роль в исполнении певицы надолго оставалась в памяти любителей оперного искусства. Сама же певица из всего многообразия сыгранных и спетых ею героинь отдаёт предпочтение Дездемоне («Отелло»).
Так, после феерического выступления новосибирской труппы на сцене Большого театра в 1982 году, сам Иван Семёнович Козловский и Наталья Шпиллер поздравляли юную певицу с успешным исполнением сложной партии. В журнале «Советская музыка» в статье «О чем рассказали встречи с новосибирцами», писали: "Одна из самых молодых артисток труппы Л. Сизенева выступила в сложной и ответственной партии Дездемоны. Может быть, порой ей не хватало сценического опыта, иногда напряженно звучал голос в верхнем регистре. Но у Л. Сизеневой порадовали ясное стремление к целостному решению образа, хорошо найденный, от начала до конца выдержанный, стиль интонирования, благородная пластика движений. И еще одно. У этой артистки чувствовалось живое ощущение партнера (особенно в лирических эпизодах) — качество, которого иногда не хватало некоторым другим певцам, слишком уж «жестко привязанным к дирижерской палочке».
Но все эти минимальные недостатки были давно искоренены к моменту «Звездного часа (недоступная ссылка) »(Отелло) вместе с Николаем Дмитриенко (Яго) на гастролях в Польше в ноябре 1986 года. Вот как в 1999 году Валерий Егудин, занимая пост директора НГАТОиБа говорил в интервью газеты «Вечерний Новосибирск», вспоминая эти гастроли:
«Лидочку душить было жалко, такие у нее невинные глаза…»
Вообще с партнерами по сцене певице всегда везло: Валерий Егудин , Алексадр Беляев, Михаил Пахомов, Владимир Урбанович , Владимир и Александр Прудники , Галина Бибичева , , Александр Лебедев, Владимир Васильев — «звезды» оперной труппы, высокопрофессиональные исполнители, а ведь не секрет, что успех солиста во многом зависит именно от партнера. И лишь одна мечта осталась не исполненной… Лидии Сизенёвой так и не удалось исполнить партию Чио-Сан в «Мадам Баттерфляй», после генеральной репетиции которой певица… ушла в декрет.
Отметив 20-летний юбилей творческой деятельности, Лидия Сизенёва вернулась на Родину, в Тирасполь, где продолжила концертную деятельности в камерном оркестре Городского Дворца Культуры, вместе с которым была на гастролях в Обнинске, Смоленске, принимала участие в Первом Международном Фестивале Российских Соотечественников Зарубежья «Русская Песня» в Москве, став его лауреатом. Параллельно с творческой деятельностью, является заведующей кафедрой музыкального образования института государственного управления, права и социально-гуманитарных наук Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, доцент, народная артистка ПМР.
Партии в операх
-
Татьяна
(«
Евгений Онегин
»
П. Чайковского
) — лучшая Татьяна в трёх постановках;
-
Письмо Татьяны "Евгений Онегин"
-
"Евгений Онегин", Греминский бал
-
Дездемона
(«
Отелло
»
Дж. Верди
) ;
-
Л. Сизенёва в партии Дездемоны
-
Л. Сизенёва и В. Егудин , "Отелло"
-
Лидия Сизенёва и Антонина Бубнова
-
Эмма Бовари
(«
» Э. Бондевиля) — одна из первых исполнительниц в СССР;
-
Эмма Бовари, первый акт
-
"Госпожа Бовари", V картина, замок Ля Юшетт
- Прилепа, Лиза (« Пиковая дама » П. Чайковского);
- Половецкая девушка (« Князь Игорь » А. Бородин ) ;
- Микаэла (" Кармен " Ж. Бизе );
- Недда (« Паяцы » Р. Леонкавалло );
-
Недда (Коломбина)
- Парася (« Сорочинская ярмарка » М. Мусоргского );
- Иоланта (« Иоланта » П. Чайковского);
- Мадам Баттерфляй (« Мадам Баттерфляй » Дж. Пуччини );
- Лауретта (« Джанни Скикки » Дж. Пуччини);
- Ксения (« Борис Годунов » М. Мусоргского);
- Эмма (« Хованщина » М. Мусоргского);
-
Л. Сизенёва и А. Беляев "Хованщина"
- Зоя («Горячий снег» А. Холминова );
- Джульетта (« Сказки Гофмана » Ж. Оффенбаха ) ;
-
Джульетта "Сказки Гофмана"
- Памина (« Волшебная флейта » Вольфганг Амадей Моцарта );
- Ольга (« Русалка » А. Даргомыжского );
- А лёнушка («Сказка о попе и о работнике его Балде»);
- Кролик («Винни-Пух» О. Петровой );
- Кукла («Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича ) и т. д.
Награды и премии
- Обладатель почётного знака Президента РФ «За достижения в культуре» (7 июня 1999)
- Отличный работник культуры ПМР (5 марта 2004)
- Заслуженная артистка Приднестровской Молдавской Республики (11 июня 2007)
- Лауреат Первого Международного Фестиваля Российских Соотечественников Зарубежья «Русская Песня» (Москва, октябрь 2007)
- Народная артистка Приднестровской Молдавской Республики (21 декабря 2011)
- Медаль «За отличие в труде» (ПМР) (17 июня 2016)
- Медаль Международной ассоциации работников культуры и искусства ( МАРКИС ) «За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе» (9 февраля 2018)
- Заслуженная артистка Российской Федерации (27 июня 2023) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Примечания
- «Советская музыка», № 2, 1983, «О чем рассказали встречи с новосибирцами». С. — 53-60;
- «Правда», № 73 (23964), 13 марта 1984 года, «Театр уж полон». С. — 6;
- «Молодость Сибири», № 37 (8128), вторник, 27 марта 1984 года, «XI Фестиваль оперного и балетного искусства». С. — 3;
- «Советская Сибирь», № 29 (19883), 4 февраля 1986 г., вторник, «Успех у московских зрителей». С. — 3;
- «Вечерний Новосибирск», 18 июня 1999 г., пятница, «Лучшая Дездемона Сибирского Большого». С. — 11;
- «Днестровская правда», № 23 (11747), суббота, 5 марта 2016 года.
Примечания
- . Дата обращения: 27 июня 2023. 27 июня 2023 года.
Ссылки
- Международная ассоциация работников культуры и искусства
- от 26 июня 2017 на Wayback Machine
- 2021-04-19
- 2