Interested Article - Цфасман, Александр Наумович

Алекса́ндр Нау́мович Цфасман ( 1 [14] декабря 1906 , Александровск , Российская империя 20 февраля 1971 , Москва , СССР ) — советский пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель. Один из родоначальников советского джаза , руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио ( 1939 1946 ). Заслуженный артист РСФСР ( 1957 ).

Биография

Родился в Александровске (ныне Запорожье ) в семье парикмахера Наума (Нохима-Ицхока) Вульфовича Цфасмана (1875—1936), уроженца Петрикова ( Мозырского уезда Минской губернии ), и Полины Израилевны Цфасман (урождённой Гохгиле́рнт, 1886—1928). Это был второй брак отца.

Обучался игре на скрипке и фортепиано (с 7 лет), а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде , куда семья перебралась спасаясь от еврейских погромов во время Гражданской войны . В тринадцать лет (1919) он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой рапсодии Ференца Листа . Исполнитель на ударных инструментах симфонического оркестра в Нижнем Новгороде (1920—1923) .

В 1923 году переезжает в Москву, где становится заведующим музыкальным отделом Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова (1924—1925) .

В 1925−1930 годах продолжил обучение в Московской консерватории (фортепианное отделение, класс профессора Ф. М. Блуменфельда ), которую окончил с золотой медалью.

Он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнаётся мгновенно и запоминается на всю жизнь. Его красочный пианизм — брызжущая жизнелюбием виртуозность в сочетании с поэтическим изяществом — действовал и действует на слушателей, захватывая дух.

«Полный Джаз»

В 1945 году впервые в СССР в Большом зале Московской консерватории прозвучала Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина (солист — Цфасман)

В 1966 году стал одним из учредителей и членом при ЮНЕСКО (в одной делегации с Уиллисом Коновером ( ) и Алексеем Баташевым ) .

Скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (22 уч.) .

Творчество

Первые пьесы пишет в 1924 году: «Эксцентрический танец» , «Грустное настроение» и другие.

Дирижёр, пианист и аранжировщик основанного им первого московского джазового оркестра «АМА-джаз» (1926−1930) . Через год этот оркестр впервые исполнил джазовую музыку на радио и первым записал её на грампластинку («Аллилуйя»).

Оркестр выступал в саду « Эрмитаж », в ресторане «Казино» на Триумфальной площади , в фойе кинотеатров «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком» ), «Первый Госкино» (ныне «Художественный»), «Динамо» (располагался под трибунами стадиона) . Именно оркестр под управлением Цфасмана первым исполнил джазовую музыку по советскому радио в 1927 году . Осуществляются первые записи на грампластинки .

Многие деятели музыкальной общественности, впервые услышав Александра Цфасмана, восторженно отзывались о высокой исполнительской технике музыкантов, но в особенности — их лидера, пианиста-виртуоза Александра Цфасмана. О его оригинальных колоритных аранжировках известных произведений в музыкальных кругах уже тогда слагали настоящие легенды.

Исаак Дунаевский , очень интересовавшийся джазом, неоднократно посещал репетиции ансамбля. А молодой композитор и пианист, киевлянин Артур Полонский , посвятил Цфасману свою первую джазовую композицию «Джаз-фокстрот»

В начале 1930-х годов Цфасман работал некоторое время тапёром , иллюстратором в кино, затем — концертмейстером училища Большого театра (1933—1934) . Тридцать лет в репертуаре выдающегося танцовщика Асафа Мессерера была специально для него написанная Цфасманом и поставленная Игорем Моисеевым хореографический номер «Футболист».

В 1932 году Цфасман организовал ансамбль «Московские ребята» , известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Ансамбль выступал в ресторане « Савой », гастролировал по стране, в 1936 году принял участие в московских «Вечерах джаза» . Одновременно Александр Цфасман выступает в 1930-е годы и как пианист с сольными программами. Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение выдающихся музыкантов: А. Б. Гольденвейзера , К. Н. Игумнова , Г. Г. Нейгауза , Д. Д. Шостаковича .

Это было в начале 1950-х годов. Шостакович написал музыку к фильму «Незабываемый 1919-й» и попросил Цфасмана исполнить партию фортепиано в большом оркестровом эпизоде — «нечто вроде концерта», как сказал сам композитор.

«Для Вас это не представит трудности, — писал Шостакович Цфасману. — Сам же я сыграть не могу»

С 1939 по 1946 год являлся художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио . В разное время с оркестром выступали известные певцы — Иван Козловский , Сергей Лемешев , Надежда Казанцева , Клавдия Шульженко , Марк Бернес , Иван Шмелёв , Владимир Бунчиков , Павел и Михаил Михайловы, Ефрем Флакс , Ружена Сикора . Здесь начинали и работали известнейшие музыканты: Михаил Фрумкин, Эмиль Гейгнер, Александр Ривчун , Валентин Берлинский , Игорь Гладков . Звезда известнейшего артистичного советского ударника Лаци Олаха взошла и сияла именно в оркестре Цфасмана.

В годы Великой Отечественной войны джаз-оркестр ВРК выступал с концертами на фронтах, а Александр Цфасман написал ряд песен на военные темы («Весёлый танкист», «Молодые моряки»). Цфасман был одним из первопроходцев стиля свинг в Советском Союзе. С 1944 года (после открытия ) в репертуаре оркестра звучало всё больше произведений западных авторов («Лирический фокстрот» Д.Керна и др.), появились «фирменные» аранжировки в свинговой манере американских биг-бэндов, а в год Победы оркестр исполнил впервые в Москве « Рапсодию в блюзовых тонах » Дж. Гершвина (в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории) .

С 1946 года — заведующий музыкальной части эстрадного театра «Эрмитаж» . Писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам.

В марте 1955 года (с оркестром под управлением Николая Аносова), в Колонном зале Дома Союзов исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Дж. Гершвина. В декабре 1956 года (там же) состоялся юбилейный концерт (50-летие и 40-летие творческой деятельности) Цфасмана. В декабре 2002 года, в день его рождения, на афише Большого зала Московской Консерватории вновь было написано имя Цфасмана и впервые звучала его музыка в исполнении Саратовского джаз-оркестра «Ретро» (в рамках персонального абонемента Алексея Баташева )

14 декабря 2006: 100-летие Цфасмана было отмечено в Колонном Зале Дома Союзов . К этой дате Саратовский джаз-оркестр Ретро восстановил более 30 подлинных партитур оркестра Цфасмана. 5 марта 2015 года в концертном зале Московской филармонии «Филармония-2» (Олимпийская деревня) состоялся музыкальный спектакль в двух отделениях «Играем Цфасмана» . Придумал спектакль по произведениям Александра Цфасмана заслуженный артист России композитор Александр Покидченко и участники Творческого содружества музыкантов. Премьера спектакля состоялась 25 марта 2014 года в театральном зале ММДМ. Вокальные партии исполняли солистка Большого театра Венера Гимадиева (сопрано), актёр театра и кино Андрей Анкудинов, Наталья Попова, Ксения Грачёва, Ирина Сурина и А capella группа «Бродвей». Специальным гостем спектакля был народный артист России, выдающийся джазмен современности Анатолий Кролл .

Савой-блюз, А. Цфасман. Ноты, первое издание, Москва, 1927 (художник Гольштейн)

Семья

  • Первая жена — Гертруда Грандель (1920—1969), американка, приехавшая в СССР из Детройта в Петрозаводск в 1935 году вместе с родителями. Родители были репрессированы . Училась в Ленинградской консерватории , работала в Радиокомитете Карелии в Петрозаводске , выступала в эстрадных программах (в том числе в Театре «Эрмитаж» ); не позднее 1937 года познакомилась с Цфасманом , существует запись на грампластинке, где она играет на маримбе в дуэте с мужем (фортепиано) . Через некоторое время Г. Грандель удалось уехать обратно в США .
    • Сын — Роберт Александрович Цфасман (1939—2010), после развода родителей жил с отцом. Журналист, переводчик. Окончил филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Более 30 лет проработал в Агентстве печати «Новости» в редакции журнала «Soviet Life». Трагически погиб зимой 2010 года: поскользнувшись, попал под колеса троллейбуса.
  • Вторая жена — Ксения Григорьевна Кухтина, танцовщица мюзик-холла.

Произведения

Симфонические произведения

  • 1927 — Савой-блюз для фортепиано (посвящён лондонскому джаз-банду The Savoy Orpheans);
  • 1931 — Балетная сюита «Рот-фронт» для оркестра;
  • 1941 — Концерт для фортепиано с джаз-оркестром;
  • 1944 — Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра (посвящено Бенни Гудмену );
  • 1945 — Сюита для фортепиано с оркестром;
  • 1956 — Концерт для фортепиано с симфоническим оркестром.
  • 1965 — «Спортивная сюита» для симфоджаза;
  • Неизвестный год (?) — «Фантазия на темы песен Блантера» для фортепиано;
  • Неизвестный год (?) — танцевальные пьесы «Я люблю танцевать», «Ожидание» для ансамбля.

Фильмография

Написал музыку к кинофильмам:

  1. 1948 — « Страницы жизни »
  2. 1953 — « » (короткометражный)
  3. 1954 — « Весёлые звёзды » (совместно с Исааком Дунаевским)
  4. 1955 — « Секрет красоты » (короткометражный)
  5. 1955 — « За витриной универмага »

А также к мультфильмам:

  1. 1937 — « Шумное плавание » (совместно с Алексеем Соколовым-Каминым)
  2. 1953 — « Лесной концерт »

Музыка к театральным спектаклям

Эстрада

Автор песен «В дальний путь», «На берегу моря», «Неудачное свидание» , «Как же мне забыть», «Тебя здесь нет», «Я не прощаюсь», «Случайная встреча» , «Песенка для родителей», , музыки к песне «Три вальса» .

Записи

Записи оркестра под управлением Цфасмана

  • 1937 — «В дальний путь», «На берегу моря», «Неудачное свидание», « Расставание » (обработка известного польского танго «Последнее воскресенье»).
  • 1938 — композиции «Звуки джаза», «Фокс-краковяк», «О’кэй», «Весёлая прогулка», «Последний летний день», «Мне грустно без тебя», «Я люблю танцевать»; песни «Как же мне забыть», «Тебя здесь нет», «Я не прощаюсь», «Случайная встреча».
  • 1939 — «Я жду письма», «Никто Вас не заменит», «Анна», «Воспоминание», «Лодочка», «Возврата нет», «Парень с юга», «Лунный вечер», «Свидание с любимой», «Я в хорошем настроении».

Записи Цфасмана как аккомпаниатора

Участие в записи музыки к кинофильмам

Александр Наумович вспоминал: «Я ехал домой к Дмитрию Дмитриевичу и, признаюсь, сильно сомневался. Шостакович и джаз, что тут общего? Но едва я взглянул в партитуру, сомнения мои улетучились. Остроритмичная, напористая музыка, безукоризненно точная по стилю, с интересными тембровыми находками — это был настоящий джаз без какого-либо намека на стилизацию. Дмитрий Дмитриевич сказал мне, что перед написанием музыки он подолгу слушал советские и зарубежные джазовые записи, и многое постиг интуитивно. Знакомство с Шостаковичем, соприкосновение с его музыкой было для меня даром судьбы», — закончил свой рассказ Александр Наумович .

Награды, память

Мурал в Запорожье

Литература

  • Габрилович Е. И. Вечер джазов. — «Вечерняя Москва» от 27 декабря 1936 г.
  • Издание массовых военных песен. — «Советское искусство» от 29 июня 1941 г.
  • Баташёв А. Н. Советский джаз. — М.: «Музыка», 1972.
  • Скороходов Г. А. Звёзды советской эстрады. — М., «Советский композитор», 1986, 184 с.
  • Скороходов Г. А. Аннотация к грампластинке М60 47455 008 «А. Цфасман. Встречи и расставания», «Мелодия», 1986.
  • Медведев А. // Советская музыка . — 1986. — № 3. — С. 79—82.
  • Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей / Составители и редакторы: А.Медведев, О.Медведева. — М. : Советский композитор, 1987.
  • Голубев А. Н. Александр Цфасман. Корифей советского джаза. — М.: «Музыка», 2006
  • Cтраницы книги А. Е. Щербакова. . retroportal.ru.

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 июня 2019. 19 ноября 2020 года.
  2. Литвинова Ольга. Цфасман Олександр Наумович // (укр.) . — Київ: Інститут мистецтвознавства, фольклористики та етнографії НАН України, 2009. — С. 314. 14 февраля 2019 года.
  3. Майя Кочубеева. // «Полный Джаз» . — М. , 2006. — Вып. 40 . 30 апреля 2009 года.
  4. 22 ноября 2009 года.
  5. Артамонов М. Д. Ваганьково. — М. : Моск. рабочий, 1991. — С. 176.
  6. . Дата обращения: 13 октября 2009. 17 февраля 2012 года.
  7. Предположительно номер Голейзовского « Новый эксцентрический танец »
  8. АМА — Ассоциация московских авторов — субсидировала оркестр.
  9. Биография Александра Цфасмана // от 3 апреля 2018 на Wayback Machine . (рус.) — 14.02.2009.
  10. . Дата обращения: 15 ноября 2009. 8 октября 2010 года. Владимир Полонский Еженедельник «Секрет» Джаз Цфасмана, 13.08.2009
  11. . Дата обращения: 15 ноября 2009. 11 мая 2012 года.
  12. . Дата обращения: 13 октября 2009. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  13. . Дата обращения: 7 марта 2015. 19 марта 2015 года.
  14. от 26 декабря 2023 на Wayback Machine : Единственный в списках репрессированных Грандель — житель Петрозаводска.
  15. от 26 декабря 2023 на Wayback Machine : Здесь указывется, что Гертруда Грандель была финского происхождения.
  16. . Дата обращения: 26 декабря 2023. 26 декабря 2023 года.
  17. от 26 декабря 2023 на Wayback Machine : В феврале 1937 года она уже выступала в составе эстрадного оркестра п/у А. Цфасмана в Воронеже.
  18. Дата обращения: 26 декабря 2023. 26 декабря 2023 года.
  19. (рус.) . retroportal.ru . Дата обращения: 18 декабря 2023. 18 декабря 2023 года.
  20. . Дата обращения: 1 декабря 2019. 19 ноября 2019 года.
  21. . Дата обращения: 15 ноября 2009. 27 февраля 2010 года.
  22. (укр.) . zaporizhzhia.city . Дата обращения: 8 октября 2020.
  23. Астаф'єв Денис. (укр.) . suspilne.media (7 октября 2020). Дата обращения: 8 октября 2020. 25 февраля 2022 года.

Ссылки

  • — 13.03.2007 года
  • — 14.02.2009.
  • . — 14.02.2009.
  • . — 14.02.2009.
  • Цфасман усмотрел 22.11.2010
Источник —

Same as Цфасман, Александр Наумович