Нижегородская область
- 1 year ago
- 0
- 0
Красно́ — село в Вачском районе (с 1929 года ) Нижегородской области . Входит в состав Чулковского сельсовета . Стоит на правом берегу речки Добрушки (правом притоке речки Тужи , которая, в свою очередь, является правым притоком Оки ). Находится на расстоянии около 4 км от Оки.
Население — 7 жителей (зимы 2007 — 2008 ).
В прошлом — село Загаринской волости Муромского уезда Владимирской губернии .
Время первоначального основания церкви в селе Красно и образования Красненского прихода неизвестно. Но в XVII веке в Красно уже была церковь (деревянная). В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год сказано: «В селе Красне — церковь Николая Чудотворца ; у той церкви дворы попов Зиновия, Василия и Ивана, дворы пономарской и просвирницын да в приходе: 9 дворов крестьянских и 10 бобылских, в деревне Высокой — 34 двора крестьянских и 4 бобылских, в д. Курмыкове — 9 дворов крестьянских, в д. Заставах — 9 дворов крестьянских, в д. Щедринце — 36 дворов крестьянских и 6 бобылских, в д. Жекине — 36 дворов крестьянских, в д. Вшивкове — 5 дворов, в д. Липовке — 4 двора, в д. Хвощах — 5 дворов, в д. Павликове — 25 дворов крестьянских и 11 бобылских, в д. Ивашевой — 9 дворов крестьянских и 1 бобылский, в д. Соболевой — 20 дворов крестьянских и 1 бобылский. Да по сказке Николаевского попа Зиновия со товарищи церковные земли Государева жалования 24 четверти, сенных покосов 120 копён.»
Вышеупомянутая церковь существовала в Красно до 1776 года и пришла в ветхость. Поэтому местный вотчинник С… Наумович Сенявин испросил у епископа Владимирского Иеронима благословение на построение каменного храма. Храм был построен и освящён в честь св. Николая Чудотворца. Этот храм был небольшой и холодный. Богослужение в зимнее время с 1797 года совершалось в тёплом деревянном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери , который был приобретён в Муроме .
В 1814 году к каменному храму была пристроена тёплая трапезная; в ней устроено два придела: во им святой Троицы и Владимирской иконы Божией Матери. Тогда деревянная церковь была упразднена.
В середине XIX века Красно относилось к владениям князя Сергея Григорьевича Голицына ( 1803 — 1868 ) и имело не более пяти десятков дворов. Господского дома в Красно не было.
В 1860-63 годах главный каменный храм был разобран и устроен новый более обширных размеров: в 1866-67 годах разобрана и построена вновь трапеза этого храма. Новый храм пятиглавый довольно величественной и изящной архитектуры. Престолов в этом храме три: главный во им Живоначальной Троицы , в трапезе тёплой — во им святого Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери.
Храм внутри весьма богато украшен иконами и живописью. В иконостасе главного храма иконы их прежнего храма — художественной работы. По преданию, эти иконы были написаны по заказу храмосоздателя (конца XVIII века) Синявина, в Академии художеств . Утварь и ризница церковная также весьма богаты.
Строительство Троицкой церкви организовали два богатых жителя соседних деревень: Смолин из Соболево и Евдокимов из Высоково . Был запущен небольшой кирпичный завод. Глину для кирпичей добывали в карьере на расстоянии 1 км от села. Строительство продолжалось 12 лет. Церковь была богато украшена: множество икон, красивое большое паникадило . Вокруг церкви была узорчатая ограда со стеклянными разноцветными шарами, в которых зажигались свечи, стояли 4 круглые башни и две белые сторожки. Купола были зелёного цвета, кресты — жёлтого.
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается из разных источников около 1850 руб. ежегодно. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 2 десятины 407 кв. сажень , в том числе под церковью, улицей и дорогами 1377 сажень, сенокосной 5 десятин 548 сажень, пахатной 37 десятин 1262 сажени, из которых неудобной для пашни 4½ десятины, а всего 44 десятины 2217 сажень.
Во второй половине XIX века настоятелем красненской Троицкой церкви был протоиерей Ксенофонт Смирнов. Помощником настоятеля был священник Иоанн Белавин, диаконами и псаломщиками были (не одновременно): Евдоким Альбицкий, Иван Победоносцев, Николай и Василий Орловы, Михаил Сокольский и др.
К концу XIX века состав прихода по сравнению с XVII веком почти не изменился. Из прихода была только исключена деревня Липовка , расположенная на левом берегу Оки , не вошедшая в состав Муромского уезда . По клировым ведомостям на конец века в Красненском приходе числилось 538 дворов, 1413 душ мужского пола и 1549 женского, в том числе раскольников 4 души. Это было второе по значению село Загаринской волости. Только в нём, не считая волостного села, были церковь и школа (училище).
Настоятель Троицкой церкви Ксенофонт Прохорович Смирнов (1822, село Борисоглебское Муромского уезда Владимирской губернии — 1904, Красно) закончил Муромское духовное училище (1830—1836), затем Владимирскую духовную семинарию (1836—1842), был рукоположён в сан священника в 1842 году, в 1889 году возведён в достоинство протоиерея , в 1893 году получил потомственное дворянство [ уточнить ] , был награждён орденами Св. Анны 3-й ст. и Св. Владимира 4-й ст. . У него и его супруги, Татьяны Ивановны (1820—1904) было 5 детей. В том числе, три сына:
В 1928 — 1954 годах в Красно функционировали «Красненский сельский Совет депутатов трудящихся» и его исполнительный комитет.
Красно было центром колхоза «Идея Ильича», который позже, при укрупнении, влился в Чулковский колхоз. В Красно были клуб, медицинский пункт, аптека, молочная ферма.
К Красно подходила асфальтовая дорога, частично сохранившаяся и в настоящее время.
Основным транспортом, на котором приезжали и уезжали из Красно в советский период, был речной. Ближайшая пристань, Пожога , находилась на расстоянии около 5 км. Чтобы попасть к ней, надо подняться к Высоково , стоящим на высоком коренном берегу Оки, Перемиловских горах (абсолютная высота в данном районе немного больше 140 м) и спуститься по круто проходящей вниз дороге (урез воды Оки около пристани 69 м).
Последними священнослужителями Троицкой церкви села Красно были:
18 ноября 1937 за священниками и дьяконом приехал милиционер, посадил их всех на одну подводу и повёз в сторону Павликово . 13 декабря оба священника были осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности и 26 декабря 1937 года вместе со священниками Русской православной церкви Леонидом Воскресенским из Большого Загарино , Сергеем Розановым из Малого Загарино и Евгением Никольским из Яковцево (длительное время жившим и служившим в Красно) и старообрядческим, Русской Православной Старообрядческой Церкви , священником Алексеем Васильевым села Федурино расстреляны.
Дьякон Аршинов также был арестован, после чего направлен на лесоповал. В 1939 году он был освобождён, вернулся в Красно и вскоре принят в колхоз.
Несмотря на такой состав представителей Русской православной церкви в Красно, некоторые из красненцев были старообрядцами . Свои требы они совершали в старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы находящегося неподалёку села Федурино , старообрядческая, Белокриницкого согласия , община которого сохранилась до сих пор. Могилы старообрядцев на красненском кладбище находятся на некотором удалении от других (ограды кладбище не имеет).
Старообрядцы в Красно представлены двумя фамилиями: Беляковыми и Пименовыми. В начале XX века Беляковы были самыми зажиточными и предприимчивыми жителями Красно. У них было своё колбасное и молочное производство, небольшая мельница, а также, недалеко от Красно, два хутора, ныне не сохранившиеся.
Земская школа в Красно была основана в 1874 году . В 1898 году в ней было 58 учащихся. Отмечалось, что школа удобная, но что она нуждается в ремонте классной мебели. По другой информации, в земской народной школе Красно в 1896 году было 65 учащихся. Кроме того, в Красно в это время существовала женская церковно-приходская школа , в которой было 19 учениц.
В советское время в Красно была начальная школа, которая закрылась в начале 60-х годов. Школа располагалось в дореволюционном деревянном здании земской школы, которое, несмотря на то, что в последние годы было заброшено (некоторое время, после закрытия школы, в здании было отделение связи), до настоящего времени находится в хорошей сохранности. Среди учителей школы были: Сергей и Ольга Сокольские (жившие в Большом Загарино ), Ольга и Евгения Смирновы, Софья и Надежда Никольские (выходцы из семей вышеупомянутых священнослужителей) и др.
Здание церковно-приходской школы не сохранилось.
1859 | 1905 | 1926 | 1999 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|
289 | ↘ 286 | ↗ 327 | ↘ 21 | ↘ 18 | ↘ 12 |
Красно представляет собой две линии домов, смотрящих друг на друга, образующих очень широкую улицу, одним концом круто спускающуюся к речке Добрушке и в этом месте превратившуюся в овраг. Сегодня в Красно нет никаких предприятий, учреждений, торговых точек. Ближайший магазин — в Щедрино (около 3 км). Село не газифицировано. Один телефон на всю деревню. Таксофон появился в 2009 году.
Общее число домов в Красно около пятидесяти. Три четверти из них летом заполняются «дачниками» — в основном бывшими жителями Красно и их семьями. В 2007—2008 гг. в Красно зимовало всего 7 человек (три хозяйства). Некоторые из домов нежилые и, также как и Троицкая церковь, в аварийном состоянии. В отличие от соседних деревень Соболево , Высоково , Кошкино и других, в Красно не сохранились ни дореволюционные кирпичные двухэтажные или с кирпичным первым этажом дома, ни, так называемые «палатки» (как, например, в Пожоге или Третьем Поле ).
Добраться до Красно можно по автодороге Муром — Нижний Новгород , повернув у Федурино (рядом с поворотом на Вачу ) в сторону Чулково , проехав по асфальтированной дороге около 14 км и ещё примерно 4,5 км — по грунтовой дороге (с частичным покрытием старым асфальтом), преодолеваемой на обычном легковом автомобиле только при отсутствии осадков. Летом, при сухой погоде, возможен также проезд по полю, через Павликово .