Городская усадьба Куракиных
- 1 year ago
- 0
- 0
Городская усадьба Чижовых (Чижёвых) — комплекс зданий в центре Москвы ( Старомонетный переулок , дом 22, строения 1, 2 и 3). Построена в начале XIX века в стиле ампир на основе более ранних строений. В настоящее время усадьбу занимает Геологический институт РАН . Городская усадьба имеет статус объекта культурного наследия федерального значения .
Дом «купеческих жён Афимьи и Ирины Чижёвых» появился в Старомонетном переулке в начале XIX века. В основе усадебного комплекса более ранние строения, датировка которых не установлена. Позднее к главному дому была сделана пристройка, а левый флигель надстроен вторым этажом и удлинили. Свой законченный вид усадьба приобрела к концу 1830-х годов .
Главный дом почти полностью сохранил свой внешний облик кроме того, что в 1920-е годы были растёсаны окна нижнего этажа. Он стоит торцом к переулку, центральная часть выделена портиком . Фасады особняка украшены лепными барельефами . Между левым флигелем и главным домом — классическая ограда с коваными железными воротами и белокаменными пилонами . Сохранились металлические зонтики над подъездами, восстановлена реставраторами деревянная калитка с резьбой, характерной для XIX века . Интерьеры особняка утрачены . В глубине двора усадьбы расположен служебный корпус (XIX век) .
C 1979 года в усадьбе размещался Институт литосферы АН СССР / РАН . На фасаде служебного корпуса усадьбы установлены мемориальные доски основателю института академику А. В. Сидоренко , а также директорам Н. А. Богданову и А. Л. Яншину . В 2004 году Институт литосферы вошёл в состав ГИН РАН .
С мая 2019 года здание пустует, ГИН РАН покинул это здание из-за повышения арендной платы.
Дом 22 на Старомонетном переулке , как указано в википедии , построен на месте не датированных построек. Возможно разрушенных во время пожара 1812 г. Во время пожара точно не пострадали в этом месте Храм Григория Неокессарийского и усадьба Нащёкиных , которая находится на северо-западе от дома 22 . В одном из источников указано, что в строении 3 , которое по всем архивным документам числилось хозяйственным, была церковь. Но в то же время имеются опровержения этого утверждения о церкви. При этом в строении 1 дома 22 в юго-западной части имеются помещения с куполообразным потолками, со сводами и низкими дверными проёмами . Подобных элементов архитектуры больше нет ни в одном из помещений усадьбы . Возможно эти помещения и есть «недатированные постройки», которые были использованы при строительстве главного дома. И возможно, поэтому фасад здания расположен не параллельно Старомонетному переулку , по классической схеме, а перпендикулярно - лицевой частью во двор (курдонер). Вполне вероятно остатки «недатированных построек», могут быть одной из версий Храма Григория Неокессарийского , который много раз горел, переносился с места на место и т.д. Тем более дорога, по которой возвращался из татарского плена Василий Тёмный (в честь чего и был заложен Храм Григория Неокессарийского в 1445 г.), проходила именно по нынешнему Старомонетному переулку. Кстати в северной части дома имеется постройка, возможно бывшая звонница, выходящая за основной периметр здания, никак необъяснимая с архитектурной или практической точки зрения.
Конечно ислам на территории России был принят даже раньше, чем христианство : мечети в Дербенте -VIII век , Волжская Булгария - 922 год , но «Золотая Орда» , в вассальной зависимости от которой была Московия, приняла ислам , как государственную религию , только в 1312 г. То есть Храм Григория Неокессарийского был заложен через 130 лет, и за 35 лет до (1480 г.) официального освобождения Московии от Ордынской вассальной зависимости , хотя дань крымским татарам платилась до 1700 года. При этом официально первый исламский храм был построен в Москве только в 1823 году (при условии — здание мечети ничем не будет отличаться от обычных московских домов), то есть через 500 лет после 1312 г. Конечно же, мечети легальные (1312 г. - 1480 г.) и в отдельные периоды ( указ от 18 июля 1593 года. Царя Фёдора Иоанновича , и указ Царя Алексея Михайловича Романова в 1649 году (год смуты!) жителей Татарской слободы вывели за пределы города, а все иноверческие храмы были ликвидированы ) нелегальные существовали в Москве. В частности, в середине XIX века академик Броссе делал раскопки в Кунцеве и обнаружил остатки культового сооружения, датируемого XVI–XVII веком. Рядом находился погост, и на надгробных плитах оказалась арабская вязь – цитации из Корана . Плюс к тому здание было чётко сориентировано на юг. У Броссе родилась тогда гипотеза, впоследствии им доказанная, что это был мусульманский храм , возможно, спустя какое-то время переоборудованный в православный храм или что-то другое. Также необходимо учитывать и местоположение дома 22 по Старомонетному переулку . И это не только непосредственная близость «толмачевских» переулков и «ордынок» , но и нахождение дома 22 на пути из Татарской слободы , на старое татарское кладбище (пространство между Москвой-рекой , Крымским валом и Ленинским проспектом , где, кстати был похоронен Степан Разин ). Также необходимо учитывать, что основная часть ордынцев - выходцы из кочевых племён, не способных и не умеющих возводить каменные культовые сооружения . Поэтому вполне допустимо, что в заключительный период вассальной зависимости 1430 - 1480 г., а, возможно и позже, православный храм (не обязательно одна из версий Храма Григория Неокессарийского ) «превратился» вдруг в мечеть . Точно также, как Собор Святой Софии , «превращённый» Эрдоганом в мечеть. Православная Церковь , Великие Московские князья , затем Государи , в связи с «вассальной зависимостью», а потом уже по дипломатическим соображениям и, в связи с Российской веротерпимостью, не принимали никаких мер по возвращению Храма . Тем более Православной Церкви, конечно же, не хотелось признавать унизительный факт «захвата», и, поэтому церковные, архивные материалы, (кстати, самые достоверные в России ) по этому «превращению» православного Храма в мечеть , не предаются широкой огласке и умалчиваются .
И только после пожара 1812 года , между никак не пострадавшими от пожара Храмом Григория Неокессарийского и усадьбой Нащёкиных (вероятно никто даже не пытался тушить «басурманский храм») , «вдруг появилась» «неустановленная, недатированная постройка» (чуть более 100 м до Храма Григория Неокессарийского и Никольского Храма ) , которая была использована при строительстве дома 22 по Старомонетному (тогда, ещё Денежному) переулку .