Interested Article - Дом Лорис-Меликова

Дом Лорис-Меликова ( городская усадьба ) — памятник архитектуры, возведён в 1830—1840-х для надворного советника , попечителя Московского училища живописи, ваяния и зодчества (ныне Академия живописи Ильи Глазунова ), , племянника М. Т. Лорис-Меликова , министра внутренних дел при Александре II , стиль — классицизм .

Расположен в Москве по адресу Милютинский переулок , 19, стр.1. / Сретенский бульвар , 4, стр. 1. Архитектор М. Д. Быковский .

Иван Данилович Лорис-Меликов родился в 1817 году, был в звании камер-юнкера . Он был владельцем многочисленного недвижимого имущества, в том числе в Астрахани, Тифлисе, несколько домов в Москве, имения в Звенигородском (306 душ) и Мосальском уездах Калужской губернии (155 душ). Был государственным служащим с 1840 года, почётный членом Московского комитета детских приютов. Награждён орденом св. Станислава II степени с императорской короной, св. Анны III степени, персидского ордена Льва и Солнца II степени .

История участка

В 1720—1740-е годах на месте усадьбы было два двора: доктора Д. П. Скопиони (выходил на проезд вдоль укреплений Белого города ) и прапорщика Киевского драгунского полка А. М. Кологривого ( Милютинский переулок ).

В 1770-е годы усадьба принадлежала прокурору Военной коллегии В. А. Черткову. Старые постройки были полностью заменены. Вокруг главного каменного дома по периметру располагались деревянные хозяйственные и служебные корпуса.

В 1778 году торцевой участок был перестроен. В то время домом владел купец Иван Михайлович Пригодин.

В начале 1790-х годов усадебные комплексы были объединены в одно владение, которое в 1793 году числилось за ротмистром Д. Полуектовым. Позже усадьба перешла его дочери Варваре Дмитриевне Полуектовой (Полуехтовой). В. Д. Полуектова владела усадьбой до 1836 года.

В 1836 году владение перешло к полковнице Александре Дмитриевне Толбухиной.

Здание

Дом Лорис-Меликова был построен в 1840 годах. Архитектор — Михаил Доримедонтович Быковский , ученик архитектора Жилярди . Соучеником Быковского был итальянец , на сестре которого, Эмилии, в 1831 году Быковский женился. В 1841 году Эмилия умерла при родах сына Константина . В память о ней Быковский возвёл придел Св. Эмилии в Польском католическом храме Св. Петра и Павла , располагающемуся в перестроенном виде, и поныне в том же Милютинском переулке . В это же время он получил заказ на дом Лорис‑Меликова.

Двухэтажный дом в духе позднего классицизма должен был стать достойным памяти любимой жены. Первый этаж декорировался рустом, который вкупе с почти квадратными окнами подчеркивал монументальность здания. Второй, парадный этаж, украшался высокими полуциркульными окнами. Их резные деревянные рамы, почти единственные такого рода, сохранившиеся в Москве.

Интерьер здания роскошен и изящен — настоящий дворец: лепные, в росписи потолки, резные двери, мраморные колонны и полы, скульптура, рельефные фризы. На второй этаж ведет лестница каслинского литья. За домом стоит полукруглое здание конюшен, своей формой определяющее камерный, уютный двор усадьбы.

Дом построен в стиле русского классицизма с характерными высокими окнами второго парадного этажа. Резные деревянные рамы сохранились в боковых окнах главного фасада и окнах бокового фасада со стороны Сретенского бульвара. Особенно красив второй этаж: рамочные наличники высоких окон украшены лепными фризами и полочками. Над лестницей установлены четыре кариатиды, скульптор Николай Александрович Рамазанов .

Главный фасад дома построен по распространенной в то время композиции с нейтральной центральной частью и акцентами по бокам. В данном случае это увенчанные аттиками ризалиты .

Первый этаж, где размещались жилые и подсобные помещения, освещается небольшими, близкими по форме к квадрату окнами; окна второго — высокие, каждый из рамочных наличников окон украшены лепным фризом и полочкой .

Каждый зал особняка выдержан в определенном стиле. Каминный зал (кабинет хозяина) — в готическом стиле , в картушах — рельефные портреты Сервантеса и Гёте. В парадном зале колонны искусственного мрамора отгораживают место для оркестра. В лепнине потолка — геральдический орел, сжимающий в когтях змею. Паркетный зал был гостиной, где хозяин встречал гостей. Малый — служил будуаром, за ним закрепилось название — Золотой, так как его свод с витиеватой лепниной сиял позолотой.

В 1872 году усадьбу приобрел коммерции советник Иван Степанович Ананов, который заново оформил вестибюль 1-го этажа и встроил новую парадную лестницу каслинского чугунного литья .

В 1891 году, через три года после смерти отца, Софья Ивановна, вышедшая замуж за подданного Великобритании , выкупила у родственников их доли наследства в этом особняке и становится его полновластной хозяйкой. Новая собственница до 1917 года сдавала его арендаторам, сама в нем не жила: на двух этажах особняка располагались две просторные квартиры: из четырех и семи комнат с кухней и прихожей. Конюшня была приспособлена под склад.

Коммунальные квартиры сменили конторские помещения, затем общежитие института. Дом разрушался, почти весь интерьер был уничтожен. В 1988 году дом был передан Всероссийскому фонду культуры, который провел реставрацию, была возрождена архитектура и декор интерьеров .

04.10.1960 здание было предоставлено государственному предприятию "Специализированное управление «Мособлспортремстрой», впоследствии преобразованное в АОЗТ «Стройспортсервис».

В 1990-е годы здание использовалось как ресторан, затем передано в аренду одному из столичных домов моды.

С августа 2012 по июнь 2013 года в доме располагалась .

Усадьба занесена в Красную книгу Архнадзора (электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой).

В строении 5 (бывшая конюшня и помещения прислуги) с 2012 года располагается антикафе «Зеленая Дверь» .

памятник архитектуры (федеральный)

Примечания

  1. от 14 июля 2014 на Wayback Machine , от 16 апреля 2009 на Wayback Machine
  2. Дата обращения: 7 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  3. Марина и Гамлет Мирзояны. (№ 15 (221) Август (16-31) 2013.). Дата обращения: 7 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  4. . Дата обращения: 7 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  5. Кириченко Е. И. Михаил Быковский. — Стройиздат, 1988. — С. 128—130. — ISBN 5-274-00185-8 .
  6. . Дата обращения: 7 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  7. Постановление Президиума ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 июня 1999 г. No. 720/99
  8. [ Усадьба Лорис-Меликова Милютинский переулок, 19/4, стр.1, 5] . Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой . Архнадзор. Дата обращения: 21 сентября 2020. 22 сентября 2018 года.
  9. Дата обращения: 26 июня 2022. 26 апреля 2022 года.
  10. Решение Президиума Моссовета от 30.07.1992 N 84 (ред. от 06.10.2006) «О памятниках истории и культуры г. Москвы»
Источник —

Same as Дом Лорис-Меликова