Interested Article - Старо-Шангское

Старо-Шангское ( мар. Шанза ) — деревня в Шарьинском районе Костромской области Российской Федерации . Входит в состав Шангского сельского поселения .

История согласно подделке «Ветлужский летописец»

Согласно сведениям, отраженным в литературной мистификации XIX века — «Ветлужский летописец», первоначально Шанза — марийское поселение, центр так называемого (марийского Ветлужского княжества). Слово «шанза» происходит от марийского «шинча», и означает глаз.

Крепость Шанза была поставлена марийцами на границе своих земель как сторожевой пост (глаза), который наблюдал за продвижением русских . Место было удобно для защиты, так как с трёх сторон имеет естественные крепостные «стены»: реку Ветлугу с высоким берегом и глубокие овраги с крутыми скатами.

Выставить такую сторожевую крепость под силу только достаточно крупному военно-административному центру (княжеству), объединявшему значительные племена марийцев. Место было удобно для защиты, так как с трёх сторон имеет естественные крепостные «стены»: реку Ветлугу с высоким берегом и глубокие овраги с крутыми скатами.

В начале XII века шангский князь Кай , опасаясь русских дружин, превращает Шангу в укреплённый город, строит для себя ещё новый город Хлынов Ветлужский.

В 1174 году марийское население подвергается нападению. «Ветлужский летописец» повествует: «новгородские повольники завоевали у марийцев их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, последние ушли к Юме и Ветлуге».

В 1181 году новгородцы завоевали территорию на Юме, в этой связи марийцы ушли на реки: Пижму, Ветлугу (Энер), Шангу и Якшангу. Юмский князь Коджа Ералтем строит на реке Энер (Ветлуга) город-крепость Якшан и укрепляет своё княжество. Коджа Ералтем принимает крещение под именем Елиазар. В Якшане строится первая на Ветлуге церковь во имя святителя Николая чудотворца. В то же время эти земли принадлежали марийскому кугузу (князю) Каю.

Начиная с 1185 года, Галичские и Владимиро-Суздальские князья безуспешно пытались отбить у марийского княжества Шангу. Более того, в 1190 году мари поставили на Ветлуге ещё один «город Хлынов», (Ветлужский), во главе которого был тот же кугуз Кай. В 1229 году русским князьям удалось принудить Кая заключить с ними мир и платить дань, но через год произошел конфликт и марийский князь отказался платить дань .

В конце XII века марийцы ходили войной в пределы Галича Мерского под водительством шангского князя для участия в междоусобных войнах русских князей. Галицкий князь Константин Ярославич (брат Александра Невского ) силой оружия пытался заставить ветлужских черемис подчиниться Галичу и платить дань «закамским серебром». Но марийцы отстояли свою независимость.

В 1237 году по Руси прошло нашествие Батыя. Беженцы, в основном из Галича, заполнили правобережье Ветлуги и построили свои поселения. На Ветлуге появились поселения, названия которых до сих пор напоминают о тех временах.

Ситуация изменилась в 30-40-е годы XIII в. в результате монголо-татарского нашествия и установления золотоордынского господства в Восточной Европе.

На берегах Ветлуги стали возводиться новые и укрепляться существующие крепости. Якшан стал мощной крепостью, а укрепленная крепость Шанга стала перевалочным сборным пунктом дани для Золотой Орды. К 40-м годам ветлужское марийское княжество стало иметь мощный военный потенциал. Поэтому Шангские марийцы, уверовав в своё могущество, стали нападать, грабить и сжигать русские поселения. Жалобы русских поселенцев дошли до новгородского князя Александра.

В 1242 году Александр Невский посылает рать, сжигает крепость Шангу и изгоняет марийцев за реку Ветлугу. Они снова строят, но уже на левом берегу Ветлуги, крепость Шангу, продолжают нападать на русских и уничтожать их имущество.

В 1247 году князь Александр Невский заключил мир с марийцами и повелел производить торговлю и обмен товаров в Шанге. Татарский хан и русские князья признали Марийское княжество и вынуждены были с ним считаться. Тем не менее, русская экспансия в восточном направлении не прекратилась, а несколько замедлилась и в основном устремилась в бассейны северных притоков Волги, где власть золотоордынских ханов была номинальной.

В результате одной из битв с сыном Константина Ярославича Василием в 1280 году шангский князь Кай погиб. К Марийскому краю полукругом с запада и севера стали примыкать мелкие самостоятельные русские княжества и земли, которые постепенно заглатывали такие марийские протогосударства (союзы племен), как Ветлужское кугузство на Верхней Ветлуге. Во второй половине XIV — начале XV вв., когда в Улусе Джучи наступила феодальная смута, шла кампания ушкуйнических набегов, одновременно развернули свою военно-политическую экспансию в магистральном волжском направлении русские князья. После завоевания новгородскими ушкуйниками у черемис их города Кокшарова ( мар. Кӓкшӓр ) на реке Вятке (впоследствии Котельнич ) черемисы начали уходить к Юме (приток Пижмы ) и Ветлуге . Когда новгородцы завоевали черемис на Юме, многие жители стали уходить в Якшан и Шангу, что способствовало их укреплению. В 1433 году марийцы, не имея больше сил сдерживать русских князей, по решению ордынского хана Ахмета оставляют старый город Шангу на правом берегу Ветлуги и переселяются на левый берег, где строят новый город . В 1435 году в одном из столкновений с дружиной Василия Косого Шангский князь Кильдебек был убит. Ко времени образования Казанского ханства в сферу влияния русских государственных образований вошли марийцы Окско-Свияжского междуречья, междуречья Унжи и Ветлуги , Поветлужья и Средней Вятки. Тем не менее, марийцы периодически оказывали сопротивление, привлекая татар , и ветлужские земли постоянно переходили из рук в руки. Окончательно марийские земли перешли к русскому княжеству после падения Казани в 1552 году . Предание сохранило имя ещё одного марийского Шангского князя — Шинхай.

Все сведения о Ветлужском летописце известны лишь по двум статьям конца XIX века краеведа Дементьева из села Пыщуг. Сведения из так называемого «Ветлужского летописца» никак не расчленяются с известными Дементьеву сведениями из литературы, опубликованных к тому времени источников и личными домыслами. При археологических обследованиях упомянутых в Летописце городищ никаких свидетельств наличия на них слоев позднее 3 четверти I тысячелетия не обнаружено . Шангское городище датируется же вообще ранним железным веком. В 1885 году археологом Ф. Д. Нефёдовым были сделаны первые раскопки на кладбище села Шанги, а потом в 1925 1926 годах делала раскопки группа учёных под руководством О. Н. Бадера . Каких-либо следов средневекового населения на памятнике не обнаружено.

Население

Численность населения
2008 2010 2014
5 5 3

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  2. Верещагин А. С. Один ли был город Хлынов? // Памятная книжка Вятской губернии на 1904 год. — 1903. — С. С. 411-412 .
  3. Дементьев, 1894. с.26
  4. Материалы и исследования по археологии Урала и Приуралья. Т. III. — Материалы и исследования по археологии СССР. №22. — Москва: Изд-во АН СССР, 1951.
  5. . — М. : Восточная литература, 1999. — С. —292.
  6. . Дата обращения: 22 февраля 2015. 2 апреля 2015 года.

Литература

  • Дементьев Д. П. Краткий исторический очерк Шангского городища // Костромская старина. Известия КГУАК. Вып. 6, Кострома. 1894
  • Дементьев Д. П. Краткие исторические сведения о Кажировской пустыни // Костромская старина. Известия КГУАК. Вып. 2, Кострома. 1892.
  • О. Н. Бадер. Городища Ветлуги и Унжи. «Материалы исследований археологии СССР» (т.22, М., 1951 г.)
  • М.Балдин. Поветлужье в древности. Поветлужье в VIII—XIV веках.
  • А. Жуков. История Марийского княжества в Поветлужье в XII—XVI веках.
Источник —

Same as Старо-Шангское