Interested Article - Украина (гостиница, Москва)

Украина (гостиница, Москва) (Центральный административный округ)
Красная точка
Гостиница «Украина»
Гостиница «Украина» на карте центра Москвы

Гости́ница «Украи́на» сети « Рэдиссон Коллекшн » — высотный дом, седьмая и последняя из построенных сталинских высоток в Москве на Кутузовском проспекте в 1953 1957 годах по проекту архитекторов Аркадия Мордвинова , Вячеслава Олтаржевского и главного конструктора Павла Красильникова .

Здание, выполненное в стиле сталинский ампир , состоит из трёх корпусов. Центральный из них состоит из 34 этажей, его высота составляет 206 метров (включая 73-метровый шпиль) . В боковых корпусах дома находятся 250 квартир, которые, предположительно, появились по распоряжению Никиты Хрущёва .

Здание было приватизировано в 2005 году , с 2007 по 2010 в нём шла реконструкция, после которой открылась гостиница «Рэдиссон Ройал, Москва» — на тот момент самая престижная в городе .

История

Вид на гостиницу с проспекта Калинина (ул. Новый Арбат), 1967 год

Предыстория

Возможность строительства высотных зданий в Москве отечественные архитекторы стали активно обсуждать после Революции 1917 года . В кратчайшие сроки появилось много интересных проектов. Среди них — проект небоскрёба ВСНХ на Лубянской площади , выполненный Владимиром Кринским в 1923-м . В том же году братья Веснины предложили проект Дворца труда , высотный корпус которого представлял собой башню высотой 132 метра .

Правительство поддерживало желание архитекторов перестроить столицу Советского Союза , однако обсуждение проектов таких выдающихся зданий затянулось на долгие годы. И только в 1935-м было объявлено о перспективном строительстве Дворца Советов и нескольких высотных домов. Пять лет спустя архитектор Дмитрий Чечулин опубликовал проект 24-этажного общественного здания на Дорогомиловской излучине Москвы-реки — на этом месте впоследствии появилась гостиница «Украина». Эскизы были опубликованы в номерах 11—14 журнала «Строительство Москвы». Все подготовительные работы этого проекта продвигались слишком медленно, а с началом Великой Отечественной войны вовсе были заморожены .

Проект высотки

Вид на гостиницу и Кутузовский проспект, 2008 год

Советское правительство не отказалось от строительства небоскрёбов. 13 января 1947 года Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». Некоторые историки считают, что эта идея была воплощена исключительно из-за личной заинтересованности Сталина, который хотел создать в Москве архитектурные памятники своего времени . В принятом постановлении не было упоминания о здании в Дорогомилове . Однако в пункте 4 говорилось, что на Ленинградском шоссе рядом со стадионом « Динамо » планируется построить 26-этажное здание с гостиничным и жилым фондом. Мордвинову, как представителю Комитета по делам архитектуры при Совмине, следовало провести экспертизу проекта и предоставить план строительства на утверждение в правительство. Строительные работы передали Министерству строительства предприятий тяжёлой индустрии . Проект гостиницы поручили разработать архитекторам Аркадию Мордвинову, Вячеславу Олтаржевскому и главному конструктору Павлу Красильникову .

В дальнейшем правительство приняло решение о переносе строительства в Дорогомиловскую слободу, застроенную бараками и деревянными домами . Это объясняется стремлением создать высотную доминанту на пересечении набережной Москвы-реки и перспективной крупной магистрали — Кутузовского проспекта . Проектировщики учли не только расположение автомобильных дорог: рядом с гостиницей была создана пристань речного флота .

В отличие от Нью-Йорка , сталинские небоскрёбы того же времени строили не в отдельном районе: их распределили преимущественно по историческому центру столицы — новые высотки должны были служить архитектурными доминантами столицы. Аналогичную роль в дореволюционной Москве выполняли церковные колокольни и купола. Главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин также учёл, чтобы будущие небоскрёбы могли «перекликаться» между собой .

Строительство

Вид на гостиницу и здание Совета экономической взаимопомощи , 1970 год

Как и все построенные сталинские высотки, первый камень гостиницы был торжественно заложен 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы , однако работы начались только в 1953-м . Строительство высотных зданий в Москве осложнялось тремя обстоятельствами. Первой проблемой были слабые московские грунты ( супеси , суглинки , пески ), из-за чего приходилось устраивать мощные фундаменты . Вторая ощутимая трудность — советские специалисты, кроме Олтаржевского и ещё нескольких архитекторов, не имели соответствующего опыта. Также в стране отсутствовала необходимая техническая база .

Учитывая внимание Сталина к проекту, для высотного строительства были разработаны с нуля или усовершенствованы необходимые технологии и механизмы. Специально для сталинских высоток был разработан оригинальный «коробчатый фундамент», который позволял возводить здание без гигантских железобетонных массивов и вертикальных осадочных швов. Рабочие получили бетононасос , способный перекачивать свежий раствор на высоту до 40 метров , башенные краны УБК с грузоподъёмностью 15 тонн, способные поднимать сами себя с этажа на этаж по мере роста здания . При строительстве гостиницы эти краны использовали при возведении стен и для монтажа крупных элементов арматурных блоков. Кроме того, при опалубке нижней плиты фундамента постаменты кранов являлись частью железобетонной конструкции здания и впоследствии стали частью фундамента . В Люберцах и Кучине были организованы специальные заводы по производству железобетонных плит, а использование металлического каркаса потребовало создания новых стеновых материалов: «многодырчатых» кирпичей и пустотелых керамических камней. Для производства этих материалов было создано предприятие в селе Кудиново .

Поскольку гостиница строилась позже других сталинских высоток, инженеры и рядовые специалисты учитывали предшествующий опыт, чтобы оптимизировать рабочий процесс. На стройплощадке было механизировано большинство операций по доставке грузов от момента их поступления на объект до транспортировки на рабочие места .

Здание возводилось в непосредственной близости к Москве-реке, поэтому следовало провести дополнительные работы по осушению грунта вокруг будущего фундамента. Инженеры применили эффективный и сравнительно недорогой способ. Вокруг котлована была создана двухконтурная установка: последовательность из труб, погруженных в скважины и подключённых к всасывающему коллектору. Это позволило при минимальных затратах вести работы в абсолютно сухом грунте .

Задолго до ввода здания в эксплуатацию стало известно, что по распоряжению первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва гостиница будет называться «Украина», а не «Дорогомиловская» (проектное название — «Гостиничное здание в Дорогомилове»), как предполагалось изначально. Причина заключалась в стремлении сделать символичный жест в контексте празднования в 1954 году 300-летия воссоединения России и Украины .

Открытие и эксплуатация

Торжественное открытие гостиницы на Дорогомиловской набережной состоялось 25 мая 1957 года . Советская пресса широко освещала это событие. В начале июня газета «За культурную торговлю» отмечала, что в «Украине» — крупнейшей в Европе гостинице — насчитывается 1026 номеров . Открытый в том же году Калининский мост связал Дорогомилово с центром города и сократил путь до гостиницы .

«Украина» считалась престижной и была ориентирована, в первую очередь, на размещение иностранцев. Сразу после открытия в ней проживали гости VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов . В 1961 году в гостиницу заселились делегаты I Всемирного форума молодёжи и студентов в борьбе за национальную независимость и освобождение .

В 1964 году в сквере перед главным фасадом здания установили 10-метровый памятник украинскому поэту Тарасу Шевченко . Над монументом работали скульпторы Михаил Грицюк , Ю. Л. Синкевич, А. С. Фуженко и архитекторы А. А. Сницарёв, Ю. А. Чеканюк .

В 1989 году в гостинице проживали популярные западные рок-музыканты — участники Московского международного фестиваля мира . По их наблюдениям, привычные услуги отсутствовали, туалетная бумага была дефицитом, в огромных номерах почти не было мебели, а кровати оказались узкими. Клавишник группы « Bon Jovi » Дэвид Брайан нашел целую комнату подслушивающих людей со всеми видами наушников и аппаратуры. Солист группы « Cinderella » Том Кейфер жаловался на отсутствие прямой международной телефонной связи, медлительность сотрудниц гостиницы и незнание ими английского языка . Мрачные пустынные коридоры напоминали барабанщику группы « Mötley Crüe » Томми Ли интерьеры из фильма ужасов « Сияние ». Гитарист группы Skid Row Скотти Хилл заметил, что «еда в отеле была очень странной, какое-то желе из слипшихся морепродуктов», басист его группы Рэйчел Болан отмечал отсутствие занавески в ванной и наличие тараканов , которые разбегались при включении света. Художник фестиваля Питер Макс вспоминал, что на завтрак никто не спускался: «то что нам предлагали, есть не хотелось: вареные яйца , странное мясо и чай» .

Гостиница «Рэдиссон Коллекшн»

Впервые попытка привлечь частных инвесторов к обслуживанию гостиницы была предпринята в середине 1990-х годов. В 1997-м правительство Москвы заключило контракт на реконструкцию гостиницы со швейцарской компанией First Hotel Service Management Ltd. Однако работы ограничились косметическим ремонтом здания и мойкой фасадов .

В 2005 году гостиницу «Украина» приватизировали — ООО «Бисквит» приобрела 100-процентный пакет акций за 7 миллиардов 881 миллион рублей (275 миллионов долларов) . Вскоре после этого началась капитальная реконструкция здания, продолжавшаяся до апреля 2010-го. В ходе работ была осуществлена перепланировка, в результате которой номерной фонд сократился до 505 традиционных номеров и 38 апартаментов, оснащённых кухней. Площадь среднего стандартного номера стала составлять 36 м². Реконструкция обошлась в 300 миллионов долларов . Формально инвесторы сохранили историческое имя, однако официально гостиница стала называться «Гостиница Рэдиссон Ройал, Москва». В 2010-х годах гостиница стала одной из самых престижных в Москве: в 2017-м в ней останавливался председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин .

В ходе перестройки интерьеры номеров были полностью переделаны в соответствии с современными представлениями о роскоши и комфорте , но интерьеры общественных помещений, ресторанов, холлов и вестибюлей в значительной степени сохранили исторический облик . В гостинице на тот момент осталось 1200 картин советских живописцев . В процессе реставрации в холлах установили специально приобретённые скульптурные портреты, созданные в СССР в 1940—1950-х годах. Всего было 57 статуй рабочих, пионеров, спортсменов .

19 ноября 2007 года на строительной площадке обрушилась одна из трёхэтажных декоративных башен, венчающих боковой флигель . В декабре того же года государственная комиссия, проводившая экспертизу здания, назвала причиной обрушения использование советскими строителями некачественных материалов. Заместитель председателя Москомнаследия Москвы Александр Филяев заявил журналистам, что при возведении высотки кирпич и цемент «не всегда соответствовали маркам, заявленным в проектной документации» . В ходе восстановительных работ упавшую башню полностью восстановили .

Современная подсветка здания, 2011 год

По состоянию на 2019 год в отеле действует конференц-центр с несколькими переговорными, холлом на 400 персон, рестораном и банкетным залом, который расположен на отдельном этаже и рассчитан на приём до тысячи гостей . На 33-м этаже отеля находится круглогодичная смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид на город. Доступ на площадку открыт только для постояльцев гостиницы и посетителей расположенных в здании ресторанов . В подвальных этажах находится один из крупнейших в Европе фитнес-центр. Также гостиница располагает собственной флотилией прогулочных теплоходов, которые круглогодично совершают походы по Москве-реке .

Диорама Москвы в гостинице, 2015 год

В холле на первом этаже экспонируется диорама « Москва — столица СССР » — макет города в масштабе 1:75. На нём изображена городская застройка 1977 года в пределах от Лужников до Земляного вала . Ширина макета составляет 16 метров, высота — 6 метров, глубина — 9,5 метров. Общая площадь — более 300 м². Особенность диорамы заключается в визуализации смены времени суток. Дневное освещение сменяется вечерним, после чего в домах зажигаются окна . Макет создал коллектив художников под руководством Ефима Дешалыта по заказу МИД СССР . Первоначально макет экспонировался в Нью-Йорке, а после долгого мирового турне выставлялся на ВДНХ и хранился в выставочном комплексе на улице Намёткина . В 2007-м его на аукционе приобрели специально для установки в гостинице «Украина» .

В январе 2019 года отель присоединился к бренду Radisson Collection под управлением Radisson Hotel Group.

Архитектура и стилистика

Вид на гостиницу, 2008 год

В 1930-х в Советском Союзе сформировался новый архитектурный стиль, впоследствии получивший название «сталинский ампир». Его характерными чертами были массивность сооружений и обилие декоративных элементов даже на жилых зданиях. Декоративное оформление отличалось эклектичностью : наряду с применением классических ордеров использовалась современная символика, например изображения серпов , пятиконечных звёзд и обобщённые образы советских тружеников .

По богатству и характеру архитектурной композиции это не только образ гостиницы — это монумент величия сталинской эпохи . Архитектор Олтаржевский

По мнению Олтаржевского, монументальными были даже ступени, которые вели от набережной к речной пристани. Большая часть здания снаружи облицована керамическими блоками, первые два этажа — известняком, а цоколь и главный вход — гранитом . Угловые башни украшают стилизованные под снопы пшеничные колосья и вазоны. Интерьеры были украшены картинами советских художников; всего насчитывалось 1200 полотен. На потолке в центральном холле был создан живописный плафон «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине» .

С учётом 73-метрового шпиля максимальная высота здания составляет 206 метров . «Украина» представляет в плане П-образное здание. Центральный корпус занимает сама гостиница, а в боковых корпусах с переменной этажностью от 9 до 11 расположено 255 квартир с 2—4-комнатными квартирами. Кроме того, в здании существовало две пятикомнатных квартиры. В башне центрального корпуса насчитывается 34 этажа. Гостиница отличалась исключительно дорогим убранством. Первоначально существовали номера различного уровня: от одноместного площадью 12 м² до трёхкомнатных люксов, в каждом из которых были гостиная и две спальни с отдельными ванными комнатами. В дополнение к роскошным интерьерам отличительной чертой «Украины» стал зимний сад с фонтаном, устроенный на втором этаже. В здании гостиницы действовали отделение почты, телеграф, сберегательная касса и несколько магазинов — книжный, цветочный и театральный. С момента открытия гостиницы на верхних этажах существовало закрытое кафе, вокруг которого была устроена открытая терраса с панорамным видом на город. В гостинице трудилось 800 человек .

Здание обладало передовыми инженерными системами. Помимо системы вентиляции, имелось централизованное кондиционирование . Воздух с улицы фильтровался и увлажнялся, его температура достигала 15 °C. Всё здание оснащалось централизованной системой пылеудаления, которая представляла собой систему щёток и шлангов, расположенных в каждом номере и каждой квартире. По трубопроводам, проложенным вдоль здания, пыль попадала в пылесосные станции, установленные в цокольных этажах. Собранная пыль отфильтровывалась и сбрасывалась в канализацию, а очищенный воздух из системы попадал на улицу. Гостиница была дополнительно оборудована ручными пылесосами. Для обеспечения отопления здания в подвальных помещениях находились бойлеры . Также в здании гостиницы была устроена телефонная станция на 10 000 номеров .

Гостиница Украина в кино

Примечания

  1. , с. 110.
  2. Лёва Левченко. . The Village (21 февраля 2018). Дата обращения: 30 мая 2018. 23 августа 2018 года.
  3. . Москва 24 (2 августа 2014). Дата обращения: 29 мая 2018. 8 июля 2018 года.
  4. . Вести.Ру (21 апреля 2010). Дата обращения: 30 мая 2018. 8 июля 2018 года.
  5. , с. 46.
  6. , с. 151.
  7. .
  8. , с. 170.
  9. Светлаков Лев. . Журнал «Самиздат» (14 сентября 2016). Дата обращения: 30 мая 2018. 19 июня 2018 года.
  10. .
  11. , с. 22–24.
  12. , с. 19–20.
  13. , с. 151–152.
  14. , с. 20.
  15. . Россия сегодня (28 апреля 2010). Дата обращения: 30 мая 2018. 8 июля 2018 года.
  16. , с. 852.
  17. . Moscowwalks.ru (25 мая 2017). Дата обращения: 30 мая 2018. 18 мая 2018 года.
  18. . Дата обращения: 3 мая 2019. 1 мая 2019 года.
  19. . Интерфакс (28 апреля 2010). Дата обращения: 30 мая 2018. 8 июля 2018 года.
  20. Надежда Правдина. . Вести.Ру (19 ноября 2007). Дата обращения: 25 августа 2021. 8 июля 2018 года.
  21. . Вести.Ру (17 декабря 2007). Дата обращения: 30 мая 2018. 8 июля 2018 года.
  22. . Moscowpanorama (2017). Дата обращения: 30 мая 2018. 29 мая 2018 года.
  23. . Moscowwalks.ru (21 февраля 2012). Дата обращения: 29 мая 2018. 30 мая 2018 года.
  24. Юлия Пирожкова. . Узнай Москву (2017). Дата обращения: 30 мая 2018. 8 июля 2018 года.
  25. . Артишок (2017). Дата обращения: 30 мая 2018. 23 мая 2018 года.
  26. , с. 122.
  27. , с. 110, 122.
  28. , с. 116–122.
  29. , с. 122, 187–193.
  30. Анастасия Мельникова. . РИА Новости на Рамблере (23 мая 2017). Дата обращения: 30 июня 2018. 8 июля 2018 года.

Литература

  • Вострышев М. И. , Шокарев С. Ю. . — М. : Алгоритм , 2011. — 1064 с.
  • Гацунаев К. Н. // Вестник МГСУ. — 2015. — № 8 . — С. 18–29 . — ISSN .
  • Добренькая М. В. // Вестник РГГУ. — 2013. — № 9 . — С. 169–177 . — ISSN .
  • Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М. : Московский рабочий , 1984. — 222 с.
  • Кружков Н. Н. . — М. : Центрполиграф , 2014. — 365 с. — ISBN 978-5-227-04542-3 .
  • Олтаржевский В. К. Строительство высотных зданий в Москве. — М. : Гос. из-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1953. — 215 с.
  • Рогачёв А. Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935–1990. — М. : Центрполиграф , 2015. — 215 с. — ISBN 978-5-227-05721-1 .
  • Хазанова В. Э. Из истории советской архитектуры 1917–1925 гг. / Афанасьев К. Н.. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1963. — 250 с.
  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина. Психология и стиль. — М. : Прогресс-Традиция , 2007. — 560 с. — ISBN 5-89826-271-7 .
  • Шашкова Н.О. // Пространство и Время. — 2014. — № 1 . — С. 176—186 . — ISSN .

Ссылки

Источник —

Same as Украина (гостиница, Москва)