Городская усадьба К. И. Доброхотова
- 1 year ago
- 0
- 0
Усадьба князей Куракиных на Новой Басманной — двухэтажный жилой особняк эпохи классицизма , расположенный в Москве по адресу: Новая Басманная улица , дом 4, корпус 6, строение 2. Построен в 1790-е годы рядом с Куракинской богадельней . Объект культурного наследия федерального значения.
Усадьба князя Степана Борисовича Куракина (1754—1805) стала завершающим элементом усадебного ансамбля Куракиных в Басманной слободе , в который также входили Куракинская богадельня (Странноприимный дом) и снесённая в советское время .
Существующее здание построено на месте деревянного дома, принадлежавшего матери Степана Борисовича, княгине Елене Степановне Куракиной . Наряду с особняком в Басманной Слободе, князь также владел загородными усадьбами, как, например, Алтуфьево и Степановское-Волосово .
Строительство нового особняка было приурочено к женитьбе 21-летнего князя Степана Борисовича Куракина на Наталье Петровне Нарышкиной (1758—1825), племяннице фельдмаршала Н. В. Репнина . Предполагают, что строительство началось между 1789 и 1792 годами, когда С. Б. Куракин после отставки с военной службы окончательно обосновался в Москве, став начальником Экспедиции кремлёвского строения в чине тайного советника.
После смерти в 1811 году вдовы князя Степана Куракина усадьба перешла в собственность близлежащего куракинского Странноприимного дома . Вплоть до 1902 года доходный дом сдавался в наём, а арендная плата перечислялась на содержание этого богоугодного заведения. Бывший дом князя Степана Борисовича — одно из нескольких зданий на Басманной, не пострадавших во время пожара 1812 года .
Пользуясь служебным положением, князь привлекал для работы наиболее известных архитекторов того времени. Матвей Фёдорович Казаков включил «Дом тайного советника и святая Анны кавалера, князя Степана Борисовича Куракина за Красными воротами, в приходе Петра и Павла» в один из своих , в которых собирал лучшие проекты московского классицизма.
Искусствовед И. Пилишек так описывает дом Куракина :
Сам дом сравнительно невысок; над сводчатым цокольным этажом находится основной этаж с высокой парадной анфиладой по главному фасаду и обширным залом, выходящим во двор. Над небольшими комнатами в дворовых ризалитах устроен антресольный этаж.Главный фасад обработан в приемах зрелого классицизма — с пилястровым портиком в центре и сложными оконными обрамлениями. Характерной и крайне ценной особенностью дома Куракина является обилие скульптурных рельефов очень высокого качества, украшающих уличный фасад и стены парадного зала. Скульптурные горельефы размещены над окном второго этажа. Дворовые фасады скульптурных украшений не имеют. Нижний этаж рустован.
Особняк Куракиных представляет ценность и как один из немногих сохранившихся «геральдических» домов Москвы: в центре фронтона помещён герб Куракиных в окружении военной символики.
Дом постепенно достраивался и украшался. В 1802 году за ним было построено два полукруглых флигеля . Вместе с дворовыми ризалитами, они образуют полукруглую площадку перед входом в сад. В саду устраивались приёмы и праздники, здесь проходили представления домашнего театра.
Общее архитектурное решение комплекса продиктовано его расположением на узкой и весьма оживлённой в то время улице. Здание практически вплотную примыкало к госпиталю, со стороны которого находился парадный въезд на территорию. По краям усадьбы оставлены только узкие проезды.
Внутренняя отделка здания продолжалась на протяжении многих лет, что, по всей видимости, было связано с финансовыми затруднениями князя. В феврале 1795 г. князь Степан Куракин писал своему брату Александру :
Скажу вам, что весьма мне хочется свой дом отделать к вашему приезду и позвать вас к себе на новоселье, если нам обоим будет на это время, но весьма боюсь я, что по неимению времени самому за всем смотреть и по недостатку в деньгах, я в своем намерении не успею.
Интерьеры усадьбы отличались пышным убранством. Интерьеры украшали многочисленные горельефы и барельефы с изображениями античных сюжетов, авторство которых приписывается скульпторам Ф. Гордееву и Г. Замараеву . Парадный зал обрамляли пилястры . Одна из торцевых стен зала была оформлена декоративной нишей , перед которой стояло две пары парадных декоративных колонн . Помещение за этой стеной, возможно, служило местом размещения музыкантов. Первый этаж занимали служебные помещения и парадные комнаты . Великий князь Николай Михайлович писал :
Князь вёл роскошный образ жизни, любил радушно принимать у себя гостей, и высшее московское общество охотно посещало его великолепный дом у Красных ворот, наполненный толпой дворовых и всяких прихлебателей.
В настоящее время здание княжеской усадьбы занимает Центральная научно-техническая библиотека ОАО « Российские железные дороги ».
В 2011-2014 годах по заказу ОАО «Росжелдорпроект» была проведена реставрация дома Куракина. На основе подробного описания проекта и старинным чертежам из вышеупомянутого альбома Казакова удалось восстановить первоначальную планировку здания и часть элементов внутреннего убранства. В частности, воссозданы утраченные колонны и маршевая лестница, часть зала анфилады с нишей и балкон, скульптурные печи с изразцами, элементы декора покоев и парадного зала, художественная роспись потолков .
Также был отремонтирован фасад здания исправлена ошибка советских реставраторов, поставивших в щитке Георгия Победоносца ( герб Москвы ) — теперь в щитке, как и положено, располагается герб «Погоня» (герб Великого княжества Литовского, присутствующий в официально утверждённом гербе князей Куракиных).