Автоматическая телефонная станция
- 1 year ago
- 0
- 0
Тага́нская автомати́ческая телефо́нная ста́нция — постройка эпохи советского авангарда в Москве на Покровском бульваре , дом 5, строение 1.
Здание построено в 1929 году по проекту архитектора В. С. Мартыновича в числе одной из пяти первых автоматических телефонных станций в Москве. Снесено в мае — июне 2016 года на фоне громких протестов специалистов по архитектуре и общественности.
Здание Таганской АТС являлось ярким примером промышленной архитектуры эпохи авангарда и по своему пластическому решению, и по внутреннему устройству. Для 1920-х годов здания АТС — образцы новой архитектурной типологии, символы прогресса и технических достижений. Образ станции, следуя принципам архитекторов-конструктивистов, полностью диктовался своей функцией — в первую очередь, это здание для автоматических машин.
Асимметричный фасад был поделён на две неравных части вертикальным витражом лестничной клетки, слегка заглублённом относительно стен с выступающей башней над кровлей. Слева от витража — глухая стена с рядом круглых окон-«иллюминаторов», характерных для архитектуры авангарда. Ниже — монументальный козырёк над входом. Бо́льшая правая часть здания демонстрировала его функциональное содержание — она была разрезана узкими щелями-окнами, за которыми находилось оборудование станции. Этот приём позволял освещать залы, но избегать перегрева оборудования, и в данных пропорциях был исключительно изящен. В целом, значительный дореволюционный опыт работы архитектора Мартыновича, его образование (окончил Академию художеств в 1901 году) добавляли модным в конце 1920-х годов конструктивистским приёмам совершенно нехарактерную для эпохи тонкость, пластичность, скульптурность. Среди пластических находок архитектора были — скругление стены в месте примыкания машинного зала к витражу лестницы, математически точно просчитанное пропорционирование отдельных частей и тонкая графика фасада, включающая напряжённые ритмические линии узких окон и «корабельные» перила на кровле.
Таганская АТС формировала угол застройки на участке между Покровским бульваром и Казарменным переулком . Продолжая линию бульвара, здание поддерживало композицию фасадов и масштаб расположенных рядом Покровских казарм. Гармонировало своими правильными объёмами и лаконичным решением внешней отделки со строгой классической застройкой квартала. Ритм узких оконных проёмов и простенков между ними отсылал к классическому фасаду, оформленному пилястрами. Таганская АТС представляла собой пример работы со средой, в которой современное здание с революционной архитектурой не пыталось имитировать историческую застройку, но за счёт глубокого понимания контекста и умелого использования современных архитектурных решений позволяло достигать гармонии старого и нового .
В подвальном этаже располагалась аккумуляторная, генераторная для питания аккумуляторов и вводная шахта для мощных кабелей. В первом этаже в непосредственной близости к входу — почтовое отделение и кабины для автоматов. По фасадной стене был размещён кросс над вводной шахтой. Расположение кросса в 1-м этаже было чрезвычайно удачным, так как не приходилось тянуть мощные кабели на второй и третий этажи, как это было сделано в других районных станциях. С противоположной стороны располагались бюро повреждений и подсобные помещения с гардеробной. Гардероб был размещён посреди коридора, что делало его использование не вполне удобным в оторванности от главного входа. Во втором и третьем этажах, с левой стороны от главной лестницы, помещались конторы, кабинеты обслуживающего персонала, местком и столовая с выходом на балкон. С правой стороны были расположены автоматические залы, каждый на 10 000 номеров в этаже (станция была рассчитана на 20 000 номеров). В четвёртом этаже были помещены кабинеты и автоматический узловой зал . Изначальная отделка интерьеров подверглась некоторым изменениям в ходе ремонта во второй половине XX века.
Таганская АТС — одна из первых автоматических (то есть таких, где соединение с абонентом не требовало участия оператора) телефонных станций в Москве. Построена в 1929 году, введена в эксплуатацию в 1933 году до 1965 года имела литеру «Г».
Отечественная история АТС начинается в 1923 году с решения телефонной подсекции Госплана СССР: «За отсутствием опыта строительства и эксплуатации АТС построить несколько мелких станций». Во исполнение этого решения в 1924 году в Московской телефонной сети для служебной связи была смонтирована опытная декадно-шаговая АТС на 1000 номеров фирмы «Сименс и Гальске» с задействованной ёмкостью 100 номеров. В СССР качестве базовой АТС были выбраны машинные станции «Л. М. Эриксон», которые стали производиться на заводе «Красная Заря» (Ленинград). В 1926 году в Ростове-на-Дону была введена в строй первая в СССР автоматическая телефонная станция машинной системы «Л. М. Эриксон». Затем последовали станции в Москве, Новосибирске, Ташкенте, Смоленске, Ленинграде. Среди этих станций — нетиповой проект архитектора В. С. Мартыновича.
Таганская АТС — одна из пяти первых московских автоматических АТС. Строительство подобных АТС — событие огромного значения для Москвы, благодаря автоматизации на данных станциях полностью изменившее развитие телефонной связи, превратившее её из эксклюзивной дорогой услуги для единиц в массовое средство коммуникации. Это историческое событие очень широко освещалось в средствах массовой информации того времени, в которых упоминалась и Таганская АТС, в частности, в знаменитом журнале « СССР на стройке » . Архитектуре Таганской АТС была посвящена отдельная статья в журнале «Строительство Москвы» (1930, № 10) , где был произведён подробный разбор достоинств и недостатков здания как одного из наиболее примечательных образцов новой архитектуры Москвы 1920-х годов. Статья о Таганской АТС вошла в книгу о важнейших памятниках авангарда Москвы . Включено в издание «Всеобщая история архитектуры в 12 томах» .
Таганская АТС высоко ценилась экспертами и любителями архитектуры советского авангарда. Здание АТС представляло значительный интерес как объект туристического показа. Она была включена в путеводители и туристические маршруты . Здание был значимо и для локальных сообществ, местных жителей, среди которых много архитекторов, дизайнеров и художников. При смене функции здание (как и в первоначальном своем использовании) могло бы иметь общественные функции на первом этаже (коворкинг, кафе, культурный центр).
Под петицией о сохранении АТС было собрано более 36 000 подписей специалистов и простых горожан за период с 13 апреля по 4 мая 2016 года . Многие популярные СМИ рассказали о проблеме сохранения АТС (Телеканалы НТВ и « Культура », « Коммерсант », « Новая газета », « Парламентская газета », «Афиша», «Медуза» и др.) , , .
В феврале 2016 года департамент Мосгорнаследия отказал в присвоении зданию статуса памятника. Девелопер «Лидер-Инвест», дочерняя компания АФК «Система» , решил снести станцию, а на её месте начать строительство 7-этажного комплекса апартаментов по проекту А. А. Кузьминой и других архитекторов ООО «Мезонпроект». .
В апреле 2016 года начавшиеся подготовительные работы по сносу спровоцировали беспрецедентную в истории российского градозащитного движения кампанию протестов за сохранение модернистского здания . Более 40 ведущих архитекторов, искусствоведов, специалистов в области культурного наследия (среди которых Е. В. Асс , А. Л. Баталов , А. С. Бродский , Ю. Э. Григорян , Н. О. Душкина , И. М. Коробьина , Н. С. Малинин , В. З. Паперный , Р. Э. Рахматуллин , Г. И. Ревзин , Хайбуллин Р. И., А. Д. Сарабьянов , С. А. Скуратов , С. Э. Чобан и другие) в открытом письме мэру Москвы С. С. Собянину высказались за сохранение АТС, указывая на уникальность архитектуры здания, значение для истории и гармоничное сочетание с застройкой Покровского бульвара:
«Данное здание никак нельзя считать, как утверждают представители застройщика, „утилитарной промышленной постройкой“. Это несомненный памятник архитектуры, который непременно должен быть внесён в государственный реестр. Мы выражаем свое несогласие с результатами проведённого Мосгорнаследием анализа историко-культурной ценности объекта, по результатам которого был выпущен приказ об отказе во включении здания в перечень выявленных объектов культурного наследия <…>. Считаем проведённую Мосгорнаследием работу по определению историко-культурной ценности здания АТС непрофессиональной, а результат предвзятым. В ходе принятия решения интересы застройщика были поставлены выше ценностей защиты наследия. Здание, возведённое в 1929 году на участке сложной формы, повернутом углом к Покровскому бульвару, — яркий пример промышленной архитектуры эпохи авангарда: и по своему пластическому решению, и по внутреннему устройству. Важно отметить, что проект не был типовым. Для 1920-х годов здания АТС — образцы новой архитектурной типологии, символы прогресса и технических достижений. Архитектор Василий Мартынович <…> гармонично вписал АТС в линию застройки бульвара и деликатно отнёсся к окружающим, более ранним постройкам. Здание с самого начала стало одним из символов „новой Москвы“, его фотографии неоднократно публиковались в отечественных и зарубежных журналах».
— Открытое письмо мэру Москвы С. С. Собянину. 21 апреля 2016 г .
В ответе на это представители Москомнаследия заявили о том, что здание не было признано памятником из-за того, что оно диссонирует с архитектурой бульвара, неуникально и утратило функциональное назначение .
Архитектор Н. В. Лызлов предложил безвозмездно разработать проект перепрофилирования здания под альтернативное использование (в том числе, в качестве эксклюзивного апарт-отеля) .
За сохранение АТС в течение 2 недель было собрано более 30 000 подписей москвичей и жителей других городов, которые были переданы в мэрию Москвы . Искусствоведы подали повторную заявку на признание здания памятником, указывая на низкое качество проведённой ранее экспертизы (были пропущены несколько пунктов по оценочному балльному вопроснику) . Мэр Москвы С. С. Собянин никак не отреагировал ни на открытое письмо архитекторов и искусствоведов, ни на петицию, повторная заявка в Москомнаследие была отклонена, снос был завершён в первых числах июня 2016 года . В настоящее время здесь расположено жилое здание и ресторан «Coperto» (Покров) .