Interested Article - Гельцер, Екатерина Васильевна

Екатери́на Васи́льевна Ге́льцер (1876—1962) — русская балерина, крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х годов. Народная артистка Республики (1925). Заслуженный артист Республики (1921).

Биография

Могила Е. В. Гельцер на Новодевичьем кладбище

Родилась 2 (14) ноября 1876 года в Москве в артистической семье. Отец — Василий Гельцер , артист балета Большого театра ; дядя — Анатолий Гельцер — театральный художник. В 1894 году по окончании Московской балетной школы работала в Большом театре . В 1896—1898 годах выступала на сцене Мариинского театра . Выступала во многих постановках балетмейстера М. И. Петипа , что наложило большой отпечаток на творчество балерины.

С 1898 по 1935 годы Гельцер выступала на сцене Большого театра. С 1910 года в составе антрепризы С. П. Дягилева принимала участие в гастрольных поездках за рубеж.

После революции , когда почти всё звезды русского балета эмигрировали в Европу, она оказалась в положении «настоящей хозяйки Большого театра» . Она первой из артистов балета удостоилась звания « народной ». В околотеатральных кругах первенствующее положение столь возрастной балерины объясняли особым благоволением к ней со стороны наркома просвещения Луначарского .

В 1900-х — 1910-х годах супругом Гельцер был её многолетний партнёр по сцене — Василий Тихомиров . Их творческий тандем сохранился и после того, как семья распалась. «И хотя у Тихомирова была новая семья, для балерины стало естественным ежедневно беспокоиться о нём, звонить по телефону» .

Сценическая манера Екатерины Гельцер представляла собой синтез безукоризненной техники исполнения, музыкальности, выразительности танца с повышенным вниманием к внутренней жизни сценического образа. Огромный успех имела 50-летняя Гельцер в первом советском балете « Красный мак ».

По официальной версии, детей у Гельцер не было, однако в 2005 г. телеканал « Культура » продемонстрировал документальный фильм, где утверждалось, что до революции Гельцер будто бы была гражданской женой Э. Маннергейма , что они едва ли не обвенчались в 1924 г. в церкви на Поварской и что у них был общий сын Эмиль . Биографами Маннергейма эта информация не подтверждается .

В 1930-х годах Гельцер гастролировала по СССР. Её последние выступления состоялись в весьма преклонном возрасте, в 1942—1944 годах. Далее работала как педагог-консультант. Игорь Моисеев вспоминал о начале своей карьеры в Большом театре :

Хоть Тихомиров и был хозяин театра, но прима-балерина Екатерина Васильевна Гельцер была хозяйкой Тихомирова. К этому времени Гельцер была немолода и очень тяжела, поднимать её мог только Иван Смольцов . Но и тот сорвал на ней себе спину. А Гельцер был нужен кавалер для гастролей. И тогда кто-то ей посоветовал: «Попробуйте Моисеева, он спортсмен, он сильный». <...> Мне всё это очень не нравилось, я был как бы на услугах. Однажды, помню, шла «Вакханалия» Сен-Санса — я подхватываю Гельцер на руки, начинаю кружить, кружить, кружить и... у меня уже перепуталось все — где зал, где задник, я бегу прямо на темные кулисы, а сзади них — стена, и с разбега я её брякаю об стену.

Екатерина Гельцер жила в Москве, в доме артистов МХТ в Брюсовом переулке (№ 17). В 1964 году на фасаде здания была установлена (скульптор А. В. Пекарев , архитектор Г. П. Луцкий).

Скончалась 12 декабря 1962 года . Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3, фото могилы ).

Репертуар

Фильмография

В 1913 году Екатерина Гельцер снялась в фильмах-балетах студии « Братьев Пате » « Коппелия » (Франц — , Коппелиус — Владимир Рябцев ) и «Вакханалия» (танцы из оперы « Самсон и Далила »). Обе съёмки режиссёра Кая Ганзена были утрачены .

Коллекция

Екатерина Гельцер обладала значительной коллекцией произведений искусства. Её ценность была столь высока, что в 1941 году, когда фронт приближался к Москве, решением Комитета по делам искусств при Совмине СССР собрание было включено в число наиболее значимых личных коллекций и подлежало эвакуации в тыл наряду с коллекциями государственных музеев.

Награды и премии

Примечания

  1. Е. Максимова . Мадам «нет». АСТ, 2003. С. 30.
  2. В. С. Собкин, В. С. Мазанова. Опыт комментариев к одной театральной рецензии. // Национальный психологический журнал. № 1 (13) / 2014.
  3. , с. 268.
  4. . Дата обращения: 1 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
  5. Л. В. Власов. Женщины в судьбе Маннергейма. Фонд «Отечество», 2005. ISBN 9785937700063 . Стр. 202.
  6. . Дата обращения: 1 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
  7. . Дата обращения: 21 января 2013. 1 января 2014 года.
  8. . Дата обращения: 21 января 2013. Архивировано из 1 января 2014 года.
  9. . Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  10. Таковыми были также признаны частные коллекции певицы Лидии Руслановой и искусствоведа Ильи Зильберштейна
  11. Вестник театра. — 1921. — № 85-86. — с. 15.

Литература

Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. — Л. : «Искусство» , 1972. — Т. 2: Танцовщики. — 456 с.
Носова В.В. Екатерина Гельцер // Балерины. — М. : Молодая гвардия , 1983. — С. 158—277. — 286 с. — ( ЖЗЛ ). — 100 000 экз.

В мемуарной литературе

Гоголева Е.Н. . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : «Искусство» , 1989. — С. 96—100. — 297 с. — (Театральные мемуары). — 30 000 экз. ISBN 5210003736 .
Вспоминая мастеров московского балета… — М. : «Искусство» , 1990. — С. 110—136. — 377 с. — (Театральные мемуары). — 30 000 экз. ISBN 5210003728 .

Источник —

Same as Гельцер, Екатерина Васильевна