Interested Article - Голованов, Николай Семёнович

Никола́й Семёнович Голова́нов ( 9 [21] января 1891 , Москва 28 августа 1953 , там же) — русский и советский дирижёр , хормейстер , пианист , композитор , педагог . Народный артист СССР ( 1948 ) .

Биография

Родился 9 ( 21 января ) 1891 года в Москве в бедной мещанской семье.

В 1909 году окончил Московское Синодальное училище церковного пения со званием регента 1-го разряда (обучался у В. С. Орлова и А. Д. Кастальского ).

С 1909 года выступал как хоровой дирижёр и композитор. Работал дирижёром Синодального хора. В 1913 году выступил в Певческой академии Берлина во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы .

В 1914 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. Н. Василенко и М. М. Ипполитова-Иванова .

В 1915 году впервые выступил как симфонический дирижёр в концерте оркестра Большого театра и был принят в театр помощником хормейстера. Работал в Большом театре в должности дирижёра в 1919—1928 и 1930—1936 годах, дебютировав в опере « Сказка о царе Салтане » Н. А. Римского-Корсакова . Увольнение из театра в 1928 году следовало за многочисленными обвинительными публикациями в центральной прессе, критиковавшими деятельность дирижёра с идеологических позиций . В 1948—1953 — главный дирижёр Большого театра.

С 1919 года активно участвовал в работе оперной студии, организованной К. С. Станиславским при Большом театре, преобразованной в 1926 году в Оперную студию-театр, а в 1928 — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко ), руководителем оперного отдела которого стал в 1938 году. Совместно с режиссёром M. H. Кедровым участвовал в работе над постановкой опер: « Чио-Чио-Сан » Дж. Пуччини , « » О. Николаи , «Княжна Мэри» В. А. Дехтерёва , «Дмитрий Донской» В. Н. Крюкова .

В 1926 1929 годах возглавлял симфонический оркестр Московской филармонии («Софила»). В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижёром этого театра и московского радиоцентра.

В 1937 1953 годах — художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского ) и Оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета.

Одновременно, в 1936—1947 годах выступал с Оркестром народных инструментов (ныне — имени Н. П. Осипова ), в 1937—1940 — с Государственным духовым оркестром СССР.

Во время войны , находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио.

В 1916—1944 годах как пианист часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей А. Неждановой , И. С. Козловским , М. О. Рейзеном , М. П. Максаковой , Н. Д. Шпиллер .

С 1907 года вёл педагогическую деятельность в Синодальном училище. В 1925 1929 и 1943 1944 годах преподавал в Московской консерватории — профессор оркестрового и оперного классов. Среди учеников — дирижёры Л. М. Гинзбург и М. Н. Жуков .

Могила Голованова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Умер 28 августа 1953 года в посёлке Николина Гора (ныне Одинцовский район Московской области ) (по другим источникам — в Москве ). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3, ряд 22). Музей-квартира (филиал ВМОМК имени М. И. Глинки ) находится в Брюсовом переулке , д. 7, кв. 10.

«Головановщина»

Во второй половине 1920-х годов против Н. Голованова была развязана кампания политической травли — борьба с так называемой «головановщиной». По мнению группы трудящихся (месткома, профкома, комитета ВЛКСМ) во главе с партийной ячейкой ГАБТа , при непосредственном участии композитора С. Н. Василенко и дирижёра А. М. Пазовского , Н. Голованов стремился «перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы», был чересчур «консервативным» (в действительности — противился постановкам новых опер советских композиторов 20-х годов), отказывался продвигать молодых артистов, поддерживал «несправедливо высокие» размеры гонораров ведущим музыкантам. Кампания получила большой резонанс в средствах массовой информации и привлекла внимание И. В. Сталина . Статьи в прессе носили агрессивный, «обличительный» характер:

Нужно открыть окна и двери Большого театра, иначе мы задохнёмся в атмосфере головановщины. Театр должен стать нашим, рабочим, не на словах, а на деле. Без нашего контроля над производством не бывать театру советским. Нас упрекают в том, что мы ведём кампанию против одного лица. Но мы знаем, что если нужно что-нибудь уничтожить, следует бить по самому чувствительному месту. Руби голову, и только тогда отвратительное явление будет сметено с лица земли. Вождём, идейным руководителем интриганства, подхалимства является одно лицо — Голованов.

Комсомольская правда № 127 (912), 2 июня 1928 года.

Принятые партией и комсомолом «меры» обеспечили «преодоление головановщины» и имели результатом увольнение дирижёра в 1928 году, в 1930-м Голованов был восстановлен в должности, в 1936-м вновь уволен, в 1948-м восстановлен . Тогда же был удостоен звания народного артиста СССР (в 1925 г. Сталин не стал настаивать на присвоении Голованову звания заслуженного артиста республики ), а годом позже в 1949 получил Сталинскую премию первой степени за постановку «Бориса Годунова».

Семья

Творчество

Звучание оркестра Н. Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под его управлением состоялись первые исполнения Всенощного бдения А. Т. Гречанинова , Пятой, Шестой (1924), Двадцатой (1940), Двадцать второй (премьера в Москве, 1942) и Двадцать третьей симфоний Н. Я. Мясковского , Второй симфонии Т. Н. Хренникова , « Симфонических танцев » (1943), Третьей симфонии (1943) С. В. Рахманинова , Пятого концерта для фортепиано с оркестром (1932), Четвертой симфонии (1933) С. С. Прокофьева [ источник не указан 2751 день ] .

Н. Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст. Курт Зандерлинг , признавая, что в 1940-е годы Голованов как дирижёр был для него наиболее интересен, при этом отмечал:

Голованов как никто умел заставить оркестр исполнять то, что хочет дирижёр, и в ритмическом, и в звуковом отношении. Но то, что он делал с музыкой, — почти преступно. Он все переворачивал по-своему, выравнивал все темпы. Я помню, он «Картинки с выставки» играл без интерлюдий. Он играл «Реквием» Моцарта с бас-трубой! <…> Голованов, думаю, умел всё, но интересен был больше в опере.

В 1923 году вместе с режиссёром В. А. Лосским поставил знаменитый спектакль-капустник « Севильский цирюльник дыбом », пародировавший авангардную режиссуру, в частности, Вс. Мейерхольда . Все женские роли исполняли мужчины, мужские — женщины.

Н. Голованов — автор ряда оригинальных сочинений. Музыка практически не исполнялась после его смерти, но сейчас переживает возрождение: в сезонах 2009—2012 ряд оркестровых сочинений был Российским Национальным оркестром под управлением М. Плетнева , Московский Синодальный хор осуществил исполнения духовных сочинений, а его фортепианная музыка также начинает периодически звучать в концертах.

Некоторые сочинения

  • (на сюжет балтийской легенды, 1914)
  • Опера «Богатырский курган» (по Г. Ибсену )
  • Симфония
  • Романсы (более 200)
  • Две симфонических поэмы (в том числе «Саломея» к постановке одноимённой пьесы О. Уайльда , Малый театр )
  • Оркестровые сюиты
  • Обработки народных песен разных стран.

Дирижёрские постановки

Оперы
Балеты

Фильмография

  • 1951 — Большой концерт — Дирижёр («Князь Игорь»)

Литературные сочинения

  • Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Н. Голованова 1903/04 уч. г. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М., 1998;
  • Этюд о Прокофьеве / Публ. О. Захаровой // Сергей Прокофьев. Воспоминания. Письма. Статьи. М., 2004.

Награды и звания

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, 1963.
  2. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь — Дебит. 1972. 608 с., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  3. . Дата обращения: 21 декабря 2013. Архивировано из 24 декабря 2013 года.
  4. . Дата обращения: 22 июля 2016. 19 августа 2016 года.
  5. В 1944 году взял отпуск за свой счёт, из которого к работе не вернулся (приказа об отчислении Голованова нет).
  6. . Дата обращения: 21 июля 2016. 14 июля 2016 года.
  7. . Дата обращения: 21 июля 2016. 4 августа 2016 года.
  8. Комсомольская правда № 81 (866), 5 апреля 1928 г., с. 4.
  9. Статьи в «Вечерней Москве» и «Комсомольской правде» за 5.4.1928, 6.4.1928, 8.4.1928, 11.4.1928, 2.6.1928. См. также: от 19 марта 2012 на Wayback Machine
  10. Лебедева О. С. Голованов Николай Семёнович // Большая российская энциклопедия. Т. 7. М., 2007, с. 332.
  11. Луначарский После Октябрьской социалистической революции. Письмо Сталина Луначарскому.
  12. от 27 апреля 2012 на Wayback Machine

Литература

  • Н. С. Голованов. Сборник статей и воспоминаний. Ред.-сост. Е. А. Грошева, В. И. Руденко. М., 1982.
  • Прибегина Г.А. Николай Семёнович Голованов. М., 1990.
  • Руденко В. И. Голованов // Московская консерватория от истоков до наших дней. М., 2007, с. 127.
  • Меньков А. Н. С. Голованов — интерпретатор «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей: Вып. 1 / Сост. М. А. Смирнов; Рец.: . — М. : Музыка, 1988. — С. 240—270. — 320 с. — 6000 экз. ISBN 5-7140-0205-9 . (обл.)
  • «Николай Голованов и его время». Книга первая, Челябинск, «АвтоГраф», 2017. Редакторы составители, авторы комментариев и приложений Ольга Захарова, Алексей Наумов. Научный редактор Марина Рахманова.
  • Смирнов А.П. Николай Голованов; Зверева С.Г., Наумов А.А., Рахманова М.П.: комментарии // Русская духовная музыка в документах и материалах. — М. : Языки русской культуры, 1998. — Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения: Воспоминания. Дневники. Письма. — С. 546—563.

Ссылки

Источник —

Same as Голованов, Николай Семёнович