Дегеорги, Йозеф
- 1 year ago
- 0
- 0
Аббат Георг Йозеф Фо́глер ( нем. Georg Joseph Vogler , 15 июня 1749 , Вюрцбург — 6 мая 1814 , Дармштадт ) — немецкий композитор , органист , теоретик музыки, музыкальный педагог , музыковед .
Сын скрипичного мастера, учился в иезуитской школе, уже в десятилетнем возрасте хорошо играл на органе, скрипке и других инструментах. С 1774 года брал уроки у Дж. Б. Мартини в Болонье , затем у Ф. А. Валлотти в Падуе . Принял в Риме сан священника, вступил в Аркадскую академию — содружество писателей и музыкантов, основанное в 1690 году.
В 1775 году обосновался в Мангейме , где был назначен вторым капельмейстером при дворе курфюрста Карла Теодора и открыл музыкальную школу. Изобрел новую систему постановки пальцев при игре на клавесине , новую форму органа — переносной орган оркестрион (1790), развивал учение Рамо о гармонии. В трёхтомных «Размышлениях о мангеймской композиторской школе » (1778-81) проанализировал музыкальные стили и техники своего времени.
После переезда двора в Мюнхен последовал за курфюрстом в 1780 году, но, недовольный приемом его музыкально-драматических сочинений, вскоре оставил место. Переехав в Париж , пропагандировал свои теоретические взгляды, с успехом давал органные концерты в церкви Сен-Сюльпис , его опера была представлена в Версале . Много путешествовал ( Испания , Греция , Армения , Азия , Африка , Гренландия ), посетил Санкт-Петербург (1788), собирал музыкальный фольклор .
В 1786 году был назначен придворным капельмейстером шведского короля Густава III , вновь открыл музыкальную школу, давал концерты на оркестрионе. В Стокгольме проживал до 1799 года. В 1790 с огромным успехом давал органные концерты в лондонском театре «Пантеон». В качестве виртуозного органиста выступал в Роттердаме , Франкфурте , Берлине , Мюнхене и Вене (где соревновался с Бетховеном в мастерстве импровизации на фортепьяно ).
В 1807 году получил место капельмейстера при дворе гессенского ландграфа Людвига I . В Дармштадте открыл свою третью, ставшую наиболее известной музыкальную школу, среди его многочисленных учеников были Вебер и Мейербер , боготворившие учителя, а также Франц Ксавер Гебель .
На основе общения с сыновьями И. С. Баха и их воспоминаний Фоглер написал одну из первых книг об этом композиторе (издана в 1802 году). Скончался от апоплексического удара в Дармштадте на 65-м году жизни.
Остался в истории музыки как блестящий исполнитель и замечательный педагог. Его собственная музыка (произведения для клавесина, фортепиано, скрипки, флейты, валторны, Реквием , музыка к шекспировскому « Гамлету » и др.) почти не исполняется, хотя фирма « Чандос » выпустила диск с его сочинениями (Chan 10504) в исполнении London Mozart Players под управлением Маттиаса Бамерта. Теоретические подходы Фоглера развивали Готфрид Вебер и Симон Зехтер .
Крайне отрицательно о Фоглере отзывался В. А. Моцарт , называя его «жалким музыкальным паяцем, человеком, который слишком много о себе мнит и немногое может» . Композитор подвёрг резкой критике творчество, теоретические взгляды и личность аббата Фоглера. Вслед за Моцартом о нём отрицательно отзывались многие другие немецкие и австрийские авторитеты. Русский критик А. Д. Улыбышев писал о музыканте также в негативном ключе . Положительный образ композитора как создателя новых миров представлен в стихотворении Роберта Браунинга « » (1864).
В качестве органостроителя добился уменьшения размеров органов и, соответственно, их удешевления (главным образом благодаря использованию возможностей разностных композиционных тонов) .