Interested Article - Штёльцель, Готфрид Генрих
- 2020-01-25
- 1
Го́тфрид Ге́нрих Штёльцель ( нем. Gottfried Heinrich Stölzel ; 13 января 1690 , Шварценберг — 27 ноября 1749 , Гота ) — композитор и теоретик музыки эпохи Барокко .
Биография
Штёльцель родился и вырос в немецком городе Шварценберг , входящем в состав района под названием Рудные горы . В 1707 году он поступил на теологический факультет в Лейпциге , а также занимался композицией у . Он учился, работал и писал музыку во Вроцлаве и Галле . Во время своего 18-месячного путешествия в Италию в 1712 году он познакомился с Антонио Вивальди , став, таким образом, первым немецким музыкантом, встретившимся знаменитому композитору. Поработав три года в Праге , Штёльцель непродолжительное время числился капельмейстером в Байройте и Гере . Затем, в 1719 году, он женился, и в следующем году поступил на службу в городе Гота , где до конца жизни работал на герцогов Саксен-Гота-Альтенбургских Фридриха II и Фридриха III , каждую неделю сочиняя по кантате .
Начиная с 1730 года, Штёльцель писал также для немецкого города Зондерсхаузен . Он сочинил некоторое количество инструментальной музыки и вокальных арий для исполнения при дворе. В городском архиве Зондерсхаузена сохранилось множество его рукописей, которые были найдены в 1870 году в коробке за органом. Половина его композиторского наследия потеряна. Большая часть ответственности за потерю рукописей Штёльцеля лежит на Иржи Бенда , который сменил его на должности капельмейстера при дворе герцога Тюрингии . В 1778 году Бенда написал: «…Только лучшие работы моего предшественника, которые даже сейчас можно исполнять как церковную музыку, сохранены, поскольку я уже давно отделил их от бесполезного мусора и храню у себя дома» . Исходя из этого, можно предположить, что светская музыка (поздравительные кантнты, серенады, оперы и т. п.), а также большинство инструментальных работ Штёльцеля были потеряны ещё при жизни Бенды. Этот «мусор» был, предположительно, отнесён им на чердак замка, где из-за дыр в крыше рукописи подвергались постоянному воздействию осадков, а также страдали от крыс. Кристиан Аренс предложил ещё одно объяснение, почему так много музыки Штёльцеля было потеряно: музыканты при дворе подавали в городские газеты объявления о продаже своих инструментов и рукописей. Штёльцель, видимо, незадолго до смерти поступил так же (возможно, для того, чтобы расплатиться за лечение, поскольку перед смертью он сильно заболел) . Известно, что Штёльцель написал, к примеру, 18 оркестровых сюит, ни одной из которых не сохранилось. Потеряны и 90 серенад (исполнявшихся в качестве «застольной музыки»). Фактически, из огромного наследия Штёльцеля, которое могло насчитывать тысячи сочинений, сохранились только двенадцать рукописей.
Во времена своей жизни Штёльцель обладал великолепной репутацией: Лоренц Кристоф Мицлер оценивал его наравне с Бахом . Иоганн Маттезон упоминал его среди «здравомыслящих, учёных и великих мастеров музыки» своего века. Множество поэтических текстов, отличавшихся довольно высоким качеством, Штёльцель для своей вокальной музыки сочинял сам. Его музыка прочно вошла в азы фортепианной педагогики благодаря нескольким пьесам, включённым в Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах.
Среди наиболее значимых работ Штёльцеля: четыре кончерто гроссо , множество синфоний, а также концерт для гобоя д’амур . Его оперы «Диомеда», «Нарцисс», «Валерия», «Артемисия» и «Орион» не сохранились.
Современные исполнители (в частности, ) успешно восстановили популярность его музыки. Были записаны его оратории , к примеру, Страсти по Брокесу (1725), и Рождественские Оратории (состоящие из кантат) , а также «Немецкая месса» для четырёхголосного хора, струнных и бассо континуо. Штёльцель написал 1358 кантат (двенадцать полных годичных циклов церковных кантат), из которых 1215 сохранились, но из них только у половины (605) есть музыкальный материал (то есть, партитура и партии).
Кроме того, Штёльцель писал кантаты на неканонические тексты. (В начале XXI в. был записан компакт-диск, включающий несколько кантат ко Дню Святой Троицы . ).
Его трактат Abhandlung vom Recitativ («Искусство речитатива »), написанный около 1739, был опубликован только в 1962 году (Werner Steger, Gottfried Heinrich Stoelzels «Abhandlung vom Recitativ» ).
Примечания
- ↑ Gottfried Heinrich Stölzel // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- ↑
- « Nur die besten Arbeiten meines Vorgängers, von welchen man noch izt beÿ den Kirchen-Musiken einigen Gebrauch machen könnte, sind gerettet, weil ich solche schon vor langer Zeit von dem unbrauchbaren Wuste abgesondert und eigends in meinem Hause verwahrt habe. »
- Ahrens C (in: «Zu Gotha ist eine gute Kapelle …». Aus dem Innenleben einer thüringischen Hofkapelle des 18. Jahrhunderts, Stuttgart 2009).
- ^Bach-Jahrbuch 2002, pp. 172—174.
- от 10 декабря 2017 на Wayback Machine on ArkivMusik, review of David Vernier, 2005
- Siegemuend, Bert. Zu Chronologie und Texgrundlagen der Kantatenjahrgänge von Gottfriedh Heinrich Stölzel // Alte Musik und Auffürungspraxis - Festschriff für Dieter Gutknecht zum 65. Geburtstag (нем.) / Hopf, W.. — , 2007. — S. 81—92. — ISBN 9783825809980 .
- от 29 июня 2011 на Wayback Machine review of the 2002 recording by Johan van Veen, 2005
Литература
- Ломтев Д. Г. Духовные кантаты Готфрида Генриха Штёльцеля в нотном собрании герцогов Саксен-Гота-Альтенбургских// Научный вестник Московской консерватории, 2017, № 4 (31), с. 52–91.
- Ломтев Д. Г. Первый годовой цикл церковных кантат Готфрида Генриха Штёльцеля // Временник Зубовского института, 2023, № 1 (40), с. 21–42.
- Johann Adam Hiller. "Stölzel (Gottfried Heinrich)", pp. 256–266 in Lebensbeschreibungen berühmter Musikgelehrten und Tonkünstler neurer Zeit, Vol. 1. Leipzig: Dyk, 1784.
- Ernst Ludwig Gerber. "Stoelzel (Gottfried Heinrich)", columns 585–593 in Historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler, Vol. 2 (N–Z). Leipzig: Breitkopf, 1792.
- Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Leipzig: Duncker & Humblot, 1875—1912. (нем.)
- Wolfgang Schmidt-Weiss. Gottfried Heinrich Stölzel als Instrumentalkomponist. Würzburg-Aumühle: Triltsch, 1939.
- Werner Steger. G.H. Stölzels "Abhandlung vom Recitativ". Heidelberg, 1962.
- Fritz Hennenberg. Das Kantatenschaffen von Gottfried Heinrich Stölzel. Dt. Verl. für Musik, Leipzig 1976 (= Beiträge zur musikwissenschaftlichen Forschung in der DDR . 8) (Leipzig, Phil. F., Diss. v. 9. Febr. 1965).
- Fritz Hennenberg. Das Kantatenschaffen von Gottfried Heinrich Stölzel. Volume 8 of Beiträge zur musikwissenschaftlichen Forschung in der DDR. Leipzig, 1976.
- Basil Smallman. "Review: Das Kantatenschaffen von Gottfried Heinrich Stölzel by Fritz Hennenberg" pp. 63–66 in Music & Letters Vol. 59, No. 1. Oxford University Press, January 1978.
- Manfred Bachmann (Hrsg.): Gottfried Heinrich Stölzel – Komponist des Barocks. In: Kleine Chronik großer Meister – Erzgebirger, auf die wir stolz sind. Teil 1, Druckerei und Verlag Mike Rockstroh, Aue 2000, S. 69–71.
- Siegmund, Bert. "Zu Chronologie und Textgrundlagen der Kantatenjahrgänge von Gottfried Heinrich Stölzel". In Kämper, Dietrich (et al.) (ed.). Alte Musik und Auffürungspraxis: Festschrift für Dieter Gutknecht zum 65. Geburtstag. Lit Verlag. 2007. pp. 81–92. ISBN 9783825809980 .
- Pfau, Marc-Roderich. "Ein unbekanntes Leipziger Kantatentextheft aus dem Jahr 1735: Neues zum Thema Bach und Stölzel". In Wollny, Peter (ed.). Bach-Jahrbuch 2008. 94. Neue Bachgesellschaft. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt. pp. 99–122. doi:10.13141/bjb.v2008. ISBN 978-3-374-02668-5 . ISSN 0084-7682.
- Wollny, Peter. "Bekennen will ich seinen Namen: Authentizität, Bestimmung und Kontext der Arie BWV 200. Anmerkungen zu Johann Sebastian Bachs Rezeption von Werken Gottfried Heinrich Stölzels". Bach-Jahrbuch 2008. 94. Neue Bachgesellschaft. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt. pp. 123–158. doi:10.13141/bjb.v2008. ISBN 978-3-374-02668-5 . ISSN 0084-7682.
- Glöckner, Andreas. "Ein weiterer Kantatenjahrgang Gottfried Heinrich Stölzels in Bachs Aufführungsrepertoire?" In Wollny, Peter (ed.). Bach-Jahrbuch 2009. 95. Neue Bachgesellschaft. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt. pp. 95–115. doi:10.13141/bjb.v2009. ISBN 978-3-374-02749-1 . ISSN 0084-7682.
- Florian Vogt: Die „Anleitung zur musikalischen Setzkunst“ von Gottfried Heinrich Stölzel (1690–1749). Edition und Kommentar. Von Bockel, Neumünster 2018, ISBN 978-3-95675-019-9 .
Ссылки
- Biography (in German), Ruhr-Universität Bochum
- Biography from bach-cantatas.com
- на International Music Score Library Project
- на YouTube
- 2020-01-25
- 1