Interested Article - Берхем, Николас Питерс

Николас (Клас) Питерс Берхем Старший ( нидерл. Nicolaes (Claesz.) Pieterszoon (Pietersz) Berchem the Elder ; 1 октября 1620 , Харлем 18 февраля 1683 , Амстердам ) — голландский живописец, график и гравёр. Прозван по месту своего рождения «ван Харлем», но получил благодаря своему таланту прозвище « Феокрита живописи».

Биография

Берхем родился в Харлеме в семье живописца Питера Класа, в начале 1620-х годов переехавшего в Харлем из близ Антверпена . Творческий путь Николас начал в 14 лет, но хотя его первым учителем был отец, специализировавшийся в написании натюрмортов , мы не знаем ни одного натюрморта кисти Берхема. Позднее Николас обучался в мастерской Яна ван Гойена и именно тогда взял себе имя «Берхем». Затем юный художник обучается в Амстердаме у Николаса Муйарта , писавшего главным образом сюжеты из Священного Писания и аркадийские пейзажи с животными. Возможно, выбор наставника из Амстердама был обусловлен смертью матери Николаса в 1634 году и вторичной женитьбой отца год спустя. Влияние Муйарта заметно в изображении животных на ранней работе Берхема « Иаков у источника». До конца 1630-х годов Николас сменил ещё нескольких учителей: Питера Греббера, Яна Вилса, и Яна Баптиста Веникса (которого Берхем называл кузеном).

С 1642 года Берхем (зарегистрированный как Клас Питерсен) — член харлемской гильдии св. Луки . У него появляются ученики. Берхем добивается известности, изготовляя гравюры , распространяемые издателями и книготорговцами Харлема и Амстердама. В серии офортов , изображающих коров ( 1644 ) ещё заметен стиль Муйарта. В 1645 году художник присоединяется к голландской реформатской церкви . Свидетелем его при этом вступлении был Ян Вилс, с которым, вероятно, Берхем совместно проживал в тот период.

Традиционно считается, что Берхем окончательно сформировался как художник после совершённой вместе с Вениксом поездки в Италию в 1640-х годах (хотя ряд исследователей оспаривает факт его путешествия в страну, давшую вдохновение его дальнейшему творчеству). После этой поездки типичными для живописца стали написанные в тёплых тонах виды Италии, подчас населённые мифологическими или библейскими персонажами. Произведения этого жанра были в большой моде в Голландии. Помимо них, Берхем писал городские пейзажи, зимние и пасторальные сцены в традициях нидерландского натурализма, аллегорические и жанровые картины. По возвращении из Италии Берхем в 1646 году женился на Катарине Клас де Грот, падчерице Яна Вилса. Берхем совершенно подчинился жене, женщине злой, своенравной, в высшей степени скупой и алчной. Целые дни и ночи она держала его за работой и продавала его произведения по своему усмотрению. Некоторые картины она даже продавала заранее.

У супругов было по меньшей мере четверо детей: два сына и две дочери. Один из сыновей, Николас, также стал живописцем (Николас Берхем Младший).

Понемногу к художнику приходила известность. В 1647 году он рассматривался как одна из кандидатур для работ по оформлению королевского дворца Huis ten Bosch. Правда, в итоге этот заказ получили другие, более именитые мастера того времени. Зато в избранном Берхемом жанре пасторального пейзажа ему мало кто в Голландии мог составить конкуренцию.

Около 1650 года Берхем совершил поездку в Вестфалию вместе с Якобом ван Рёйсдалем . Предполагают, что после этого он вновь отправился в Италию, работал там в 1651 1653 годах и наряду с Яном Ботом стал одним из заметнейших представителей итальянского направления в голландской пейзажной живописи XVII века . Вернувшись в Харлем, художник в 1656 году приобрёл собственный дом с садом. Он стал деканом гильдии, а два года спустя удостоился звания мастера. По его инициативе в гильдии была введена традиция: каждый художник, покидающий город, должен был предоставлять одну из своих картин для украшения зала гильдии. Первым такой пример подал сам Берхем, который в 1660-х годах уехал в Амстердам, где знаменитый гравёр, издатель и картограф Николас Висхер привлёк его к оформлению нового географического атласа.

Сотрудничество Берхема с Висхером продолжалось на протяжении первой половины 60-х годов XVII века. В Амстердаме Берхем прожил свыше десяти лет, вернувшись в Харлем только весной 1670 года . Но в 1677 году художник вновь переехал в Амстердам — теперь уже навсегда. Мастер продолжал писать пейзажи, портреты, изображал вымышленных лиц и животных.

В Гааге художник сотрудничал с Йорисом ван дер Хагеном , который писал фигуры на его пейзажах.

Берхем умер в 1683 году и был похоронен в Западной церкви (Вестеркерк) в Амстердаме. Его картины и рисунки были проданы чуть позднее в этом же году.

Характеристика творчества

Берхем, исключительно плодовитый мастер, создал более 800 картин, которые высоко ценились коллекционерами произведений искусства конца XVIII — начала XIX века. Ему также принадлежат 50 или 80 гравюр и около 500 графических работ. В число известных произведений мастера входят картины: «Пейзаж с животными», «Пейзаж с Лаваном и Рахилью », «Охота на кабана», «Женщина, доящая козу», «Пророк», «Зима», «Отплытие барки», «Восход солнца», «Вид Ниццы », «Пейзаж с большими деревьями», «Пейзаж с башней», «Водопой», «Переход через реку» (считающаяся шедевром), «Явление ангела пастухам», «Похищение Европы » «Отдых Святого семейства », «Отдых охотников на берегу реки» (который он рисовал для состязания с Яном Ботом), «Дорога», «Отдыхающее у скалы стадо», «Женщина, которая гонит на водопой корову». Кроме этого, Берхем часто вписывал фигуры людей и животных на картинах коллег: Алларта ван Эвердингена , Яна Хакарта, Герарда Доу , Мейндерта Хоббемы , Виллема Шеллинкса.

При недостатках композиции никто лучше Берхема не передавал красоту природы, так мастерски используя освещение. Он не любил серое небо, какое видел у Рёйсдаля, Остаде , ван Гойена и других, и преображал туманную природу своей родины, заполняя её весёлым и радостным светом. Его ученик ван Гузум рассказывает, что живопись для Берхема была только приятным препровождением времени. Посреди смеха и песен возникали его лучшие произведения. Среди многочисленных учеников Берхема, кроме ван Гузума и сына, Николаса Берхема младшего, можно назвать Питера де Хооха , Дирка Маса , Якоба Охтервельта, Виллема Ромейна . Берхем оказал значительное влияние на английский и французский пейзаж XVIII века, им восхищались такие знаменитые мастера, как Гейнсборо и Ватто .


Галерея

Примечания

  1. — 2016.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • Хемстеде (замок) — здесь долгое время хранились его произведения.
Источник —

Same as Берхем, Николас Питерс