Interested Article - Кенасса во Вроцлаве

Вроцлавская кенасса караимская кенасса , находившаяся до 1989 года во Вроцлаве на улице Княжевича, 28. Это была единственная кенасса, функционировавшая в послевоенной Польше .

История

Территория современной Польши не была традиционным местом жительства для польских караимов. В пределах Второй Польской Республики существовало четыре караимские религиозные общины со своими полноценными кенассами . Это были Тракай, Вильнюс и Луцк из бывшей русской империи и Галич, входившей в бывшую австрийскую империю. Сами караимы, хотя и составляли небольшую общину (численностью около тысячи), принадлежали к одному из немногих религиозных меньшинств, признанных законом в межвоенной Польше (их статус регулировался Законом 1936 об отношениях государства с Караимским религиозным союзом в Республике Польша .).

Караимы оказались в послевоенных границах в результате переселения, совершенного по республиканским договорам. Десятки семей, которым удалось таким образом попасть в Польшу, происходили из Тракая , Вильнюса , Паневежиса , Луцка или Галича , где они создали довольно сплоченные общины. В послевоенной Польше они образовывали диаспоры, а их святыни и культовые постройки оставались в СССР ..

В новых условиях караимы объединились вокруг трех вновь религиозных общин: в Варшаве , Гданьске и Вроцлаве . Из-за своего незначительного количества у них не было ни финансовых возможностей, ни насущной необходимости построить полноценную кенассу . Несмотря на то, что во Вроцлаве была сделана попытка открыть молитвенный дом, который государство признало бы сооружением, предназначенным для религиозного богослужения, и действовало на институциональной основе. В письме 1953 года хаззан Рафаэль Абкович писал :

(…) я был вынужден попросить местные власти предоставить постоянную квартиру для нужд Караимской религиозной ассоциации и при поддержке Президиума Провинциального национального совета во Вроцлаве была предоставлена квартира по улице Князевича, 28 во Вроцлаве . В этом месте есть зал для служб, кабинет и общая комната. Поскольку Караимский религиозный союз Польши еще не имеет, кроме кладбища в Варшаве , никаких учреждений, связанных с религиозным культом и культурно-образовательной жизнью, выделенные помещения будут служить для удовлетворения религиозных, культурных и образовательных нужд всех караимов, проживающих в Польской Народной Республике .

Известно, что кроме Вроцлава были попытки организовать кенассу сразу после Второй мировой войны , также в Ужеще, из-за того, что в тогдашнем Тригороде проживало до ста караимов, которым при необходимости приходилось исповедовать религию только в частных квартирах. Заявки на присуждение соответствующего объекта для этой цели были поданы Караимским религиозным объединением гданьскому воеводе в 1946 и 1947 годах. Однако дело не было удовлетворено .

Кроме того, молитвенный дом во Вроцлаве был не типичной кенассой, а квартирой, выполнявшей роль кенассы, в которой для поклонения использовались три из пяти комнат. Занимался молитвенным домом хаззан Рафаэль Абкович , который с 1946 года до последних дней своей жизни в 1992 году проводил субботние и рождественские богослужения и совершал религиозные службы, связанные с рождениями, свадьбами и похоронами не только во Вроцлаве , но и в других местах проживания: в Ополе, Варшаве и Гданьске (службы часто проводились в частных домах). Благодаря ему караимская религиозная община во Вроцлаве была единственной, которую после 1945 года возглавлял священнослужитель. Кенаса во Вроцлаве действовала до 1989 года .

После смерти хаззана Абковича караимы , проживающие в современной Польше , не имеют ни собственного духовенства, ни кенассы. По этой причине местом богослужения обязательно должны быть частные дома, а миряне стали выполнять религиозные функции .

См. также

Примечания

  1. Ustawa z dnia 21 kwietnia 1936 r. o stosunku Państwa do Karaimskiego Związku Religijnego w Rzeczypospolitej Polskiej ,
  2. Problematyka geopolityczna ziem polskich. — Warszawa, 2008. — P. 246. — ISBN 978-83-61590-08-8 .
  3. Problematyka geopolityczna ziem polskich. — Warszawa, 2008. — P. 247-248. — ISBN 978-83-61590-08-8 .
  4. Piotr Eberhardt (red.), Andrzej. Przemiany sytuacji społeczno-politycznej Karaimów polskich na tle zmian ich przynależności państwowej // Problematyka geopolityczna ziem polskich. — 2008. — P. 247-248. — ISBN 978-83-61590-08-8 .
  5. Beata Machul-Telus (red.), Mariola. Karaimskie życie społeczne w Polsce po 1945 roku // Karaimi. — Wydawnictwo Sejmowe, 2012. — P. 196. — ISBN 978-83-7666-143-8 .
  6. Karaimi. — Warszawa : Wydawnictwo Sejmowe, 2012. — P. 189. — ISBN 978-83-7666-143-8 .
  7. Karaimi. — Warszawa : Wydawnictwo Sejmowe, 2012. — P. 198. — ISBN 978-83-7666-143-8 .
  8. Karaimi. — Warszawa : Wydawnictwo Sejmowe, 2012. — P. 191. — ISBN 978-83-7666-143-8 .
Источник —

Same as Кенасса во Вроцлаве