Interested Article - Жарский, Василий Алексеевич

Васи́лий Алексе́евич Жа́рский ( 7 ( 20 ) марта 1906 года , деревня Поддубье , Остенская волость, Псковский уезд — 11 января 1973, Ижевск ) — французский и русский художник, живописец, монументалист .

Биография

Василий Жарский родился 7 марта 1906 года в деревне Поддубье Псковского уезда Псковской губернии. В 1919 г. с семьёй переезжает в Эстонию, где в 1919—1925 годах учится в Нарвской мужской гимназии. Одновременно с учёбой с 1924 года начинает работать на добыче сланца в Кохтла-Ярве и начинает обучаться живописи. Тогда же завязалась его переписка с художниками К. А. Коровиным и И. Я. Билибиным .

В 1929 году уезжает во Францию по рабочему контракту в Южин , в 1929—1930 годах работает на металлургическом заводе, в 1931 – 1934 годах — на виноградниках и различных работах по найму.

С середины 1930-х годов Жарский живёт в Тулузе и до 1940 года работает на обувной фабрике. В 1936 году вступает в .

Около 1938 года начинается его становление как художника — он сближается с Салоном независимых окситанских художников и обучается живописи у Гийома Дельпара и ( фр. ). Во время оккупации Тулузы с 1941 года участвует в Движении Сопротивления . В 1943 году вступает в Коммунистическую партию Франции и возглавляет секцию Союза русских патриотов при Тулузском бюро.

В 1946 году Василий Жарский получил советское гражданство и в 1947 году вернулся в СССР . По распределению он оказался в Ижевске и устроился художником Русского драматического театра имени Короленко , также преподавал в художественно-ремесленном училище №6. В 1950 году Василий Алексеевич вступает в товарищество «Удмуртхудожник», а в 1967 году становится членом Союза художников УАССР .

В последний период жизни (1959—1972) Василий Жарский жил по адресу: ул. Красноармейская , 128 . Скончался художник 11 января 1973 года в Ижевске .

Творчество

В. А. Жарский. Улица Карла Маркса в Ижевске (1972)

Первые выставки Василия Жарского состоялись в Тулузе, в рамках «Салонов» 1938—1940 годов и в частной галерее «Фойе Декор» в 1944 и 1946 годах .

Как живописец, Жарский работал в разных жанрах, но наиболее известен художник как автор пейзажных циклов с видами Ижевска и мест жизни и творчества П. И. Чайковского : Воткинска , Клина . Однако творчество художника не исчерпывается этим: после возвращения из эмиграции Василий Жарский много путешествовал по Советскому Союзу и создал ряд пейзажей Саян , Волги , Ташкента , а также марин Псковского озера . В последний период творчества художник обратился к монументальной живописи , создавая мозаики на эпоксидной основе .

Критики называют Жарского мастером камерного, лирического пейзажа . Искусствоведы отмечают влияние импрессионистов в его пленэрных этюдах, и признают их наиболее самостоятельной и цельной частью его творчества . Основным художественным методом Жарского А. И. Поляк считает скрытый, внутренний лиризм его работ . Исследователи особо отмечают дымку , в которую погружены лучшие пейзажи Ижевска и его пригородов, созданные Василием Жарским, а также умение художника «дематериализовать солнечными бликами» монотонность уличной застройки . Немаловажной особенностью творчества Жарского признают также умение работать с ландшафтом в композиции пейзажа .

В. А. Жарский был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета УАССР (1956), Почетной грамотой Секретариата Правления Союза художников СССР .

Исследованием творчества В. А. Жарского занимались удмуртские искусствоведы А. И. Поляк и В. О. Гартиг .

Работы художника хранятся в собраниях Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда , Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств , Музея-усадьбы П. И. Чайковского , Кировского областного краеведческого музея , Псковско-Изборского объединенного музея-заповедника, а также в районных музеях Удмуртии и в частных собраниях .

Основные выставки

  • «Художники Поволжья», Казань, 1951.
  • Выставка произведений художников РСФСР, 1953.
  • «Художники Поволжья», Иваново, 1955.
  • «Художники автономных республик РСФСР», 1971.
  • Персональная выставка, Ижевск, 1971

Основные работы

Примечания

  1. Шумилов, Е. Ф. . — Ижевск: Удмуртия, 1986. — С. 94. 17 февраля 2022 года.
  2. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств. . . Дата обращения: 17 февраля 2022. 17 февраля 2022 года.
  3. Поляк А. И. . — Ижевск: Удмуртия, 1970. — С. 18. 20 февраля 2022 года.
  4. / сост. Емельянов М. П . — Ижевск: Удмуртия, 1981. — С. 128. 20 февраля 2022 года.
  5. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств. . . Дата обращения: 20 февраля 2022. 20 февраля 2022 года.
  6. Удмуртская республика: энциклопедия. — Ижевск: Удмуртия, 2000. — С. 321.
  7. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Удмуртская АССР / сост. Точёный О. П. . — М. , 1986. — С. 51. — 120 с.
  8. И. Преловская. // Молот. — 1956. — Апрель ( № 4 ). — С. 60-63 . 20 февраля 2022 года.
  9. / сост. Поляк А. И. . — Ижевск: Удмуртия, 2001. — С. 52. — 140 с. — ISBN 5-7659-0691-5 . 21 ноября 2021 года.
  10. Гартиг В. О. // Ежегодник финно-угорских исследований. — 2015. — Т. 9 , № 1 . — С. 131-138 . 20 февраля 2022 года.
  11. . Дата обращения: 20 февраля 2022. 11 апреля 2010 года.

Ссылки

Источник —

Same as Жарский, Василий Алексеевич