Interested Article - Эрастус, Томас

То́мас Эра́стус ( лат. Thomas Erastus , настоящее имя: Томас Любер ( нем. Thomas Lüber ), 7 сентября 1524 — 31 декабря 1583) — швейцарский врач и богослов. С именем Эрастуса связывают теорию эрастианства , представляющую противоположный кальвинистскому подход к церковной дисциплине. В своих медицинских трудах Эрастус полемизировал с Парацельсом .

Биография

О ранней жизни и происхождении Томаса Эрастуса известно крайне мало. Не вполне ясно даже, в каком именно из двух Баденов он родился 7 сентября 1524 года, швейцарском или германском . Вероятно, верным является первое предположение, поскольку впоследствии Эрастус называл себя швейцарцем ( Helvetius ). Тем не менее, вследствие путаницы и разнобоя в источниках, альтернативная версия была распространена ещё в XX веке . Кантон Аргау , где находится швейцарский Баден, к моменту рождения Эрастуса был весьма неоднороден в политическом и религиозном отношениях. Территориально город Баден принадлежал к одноимённому графству , получившему независимость от Габсбургов в 1415 году, но в практическом отношении обладал значительными привилегиями и вольностями, возникшими ещё в до-габсбурсгский период. В 1526 году Баден стал местом известного диспута , на котором католик Иоганн Экк переспорил протестанта Иоганна Эколампадия . Вероятно, ко времени рождения Томаса, графство было преимущественно католическим . Во всех сохранившихся записях до 1549 года фамилия Томаса значится как Любер ( Lüber , Lüberus ). Во время обучения в Италии он латинизировал её как как Эрастус, переведя на латынь таким образом близкое по написанию слово Lieber , «любящий». Около 1550 года Эрастус подписывался обоими вариантами фамилии . О семье будущего богослова тоже мало что известно. Вероятно, его родственники были крестьянами, и до 1800 года фамилия Любер была наиболее распространённой в кантоне Санкт-Галлен и в прилегающий районах Южной Германии. Вероятно, у Томаса был брат, которому он просил в 1557 году Конрада Геснера передать письмо. Возможно, это тот самый Конрад Любер, швейцарский ножовщик, хороший знакомый родственников Гесснера, который иногда посещал ярмарку во Франкфурте . После смерти Конрада в 1567 году, Томас поддерживал отношения с его кузеном Иоганном .

В Бадене, видимо, под влиянием цвинглианского течения Реформации сформировались взгляды Эрастуса. В 1542 году он был внесён в матрикул Базельского университета . Там он обучался на философском факультете, изучая классические языки, математику и богословие . Через два года из-за эпидемии чумы он покинул Базель и, найдя себе богатого покровителя, отправился в Италию . Три года он изучал философию в Болонье , затем Эрастус шесть лет медицину Падуе , получив в результате докторскую степень. В Италии он женился на женщине благородного происхождения. После этого он провёл несколько лет при дворе графа Хеннеберга в качестве придворного врача. Эрастус быстро получил известность как медицинское светило своего времени. В своих многочисленных трудах он опровергал взгляды Парацельса и, в духе своего времени, активно выражал веру в алхимию , астрологию и колдовство . В 1557 году он получил одновременно два престижных предложения работы: от герцога Саксонии и правителя Пфальца. Приняв последнее, он 3 мая 1558 года возглавил учреждённую курфюрстом Пфальца Отто Генрихом кафедру терепевтики в Гейбельбергском университете . Вскоре Эрастус был избран ректором этого учебного заведения на 1559 год . В том же 1558 году он вошёл в церковный совет города, оказавшись в результате в эпицентре сложного религиозного конфликта, развивавшегося в те годы в Курпфальце .

В правление отличавшегося религиозной терпимостью лютеранина Отто Генриха (1556—1559) Гейдельберг был редким в Европе местом, где могли найти пристанище оригинальные религиозные мыслители. В это время основными богословскими партиями были лютеранская и швейцарская, в свою очередь разделённые на группы. Среди лютеран выделялись последователи Меланхтона , а у швейцарцев выделялись кальвинисты и цвинглианцы, среди которых наиболее заметен был Эрастус. Во внутренних конфликтах между этими группами Эрастус заслужил себе ненависть лютеран, поддержав присвоение докторской степени некоему Стефану Сильвиусу ( Etienne Sylvius ), против которого выступал лютеранский богослов . В 1559 году Отто Генрих умер, а его преемник Фридрих III Благочестивый (1559—1576) занял крайне анти-лютеранскую позицию. В 1560 году состоялся , на котором Эрастус представлял реформатскую сторону. В спорном вопросе об евхаристии он получил поддержку главы , кальвинистского богослова Каспара Олевиана . В августе того же года курфюрст сделал решительный выбор в пользу реформатства, запретив католичество и лютеранство. В 1563 году Эрастус поддержал опубликованное Олевианом и Захарией Урсином вероисповедание кальвинизма, известное как Гейдельбергский катехизис . В апреле 1564 года Эрастус принял участие как представитель Фридриха III в коллоквиуме в Маульбронне . В тот же период он опубликовал две книги по поводу спора о евхаристии .

В 1568 году в Гейдельберге начался спор о церковной дисциплине, в котором Томас Эрастус был одним из основных участников. 10 июня ( George Withers ), впоследствии , а в тот момент религиозный беженец из Англии, представил на обсуждение университета свои тезисы в защиту полномочий священнослужителей и пресвитеров осуществлять действия по поддержанию дисциплины, вплоть до отлучения от церкви , в отношении любого виновного, включая правителей. Вопрос об отлучении от причастия «неверующих и лицемеров» уже был рассмотрен в Гейдельбергском катехизисе и двух постановлениях, одно из которых принадлежало перу Олевиана, а второе давало правителю право отлучения от причастия. Диспут по этому поводу начался на следующий день. Олевиан принял сторону Висерса, их поддерживали также кальвинисты Захария Урсин , Джироламо Занчи , и . Эрастуса поддержали Стефан Сильвиус, , Виллинг и муж сестры жены Эрастуса . В самом начале спора, в августе 1568 года, Эрастус завершил первую версию своих Комментариев , 100 тезисов в защиту своей теории отлучения от церкви (позднее их число было сокращено до 75). Хотя он не имел такого намерения, копии этого труда распространялись, получая противоречивые отклики. В первой половине следующего года, также в рукописи, на трактат Эрастус откликнулся швейцарский богослов Теодор Беза ( Tractatus pius et moderatus de vera excommunicatione et christiano presbytero ). На Рождество 1560 года Эрастус завершил расширенную версию своего трактата в шести книгах ( Thesium (Quae de excommunicatione positae fuerant) Confirmatio ) — пять из них были ответом на книгу Безы, а в шестой он полемизировал со своими оппонентами в Гейдельберге. На ход дисциплинарного спора повлияло то, что сторонники Эрастуса, Нойзер и были обвинены в ереси и неверии, а Сильванус был казнён. Хотя обвинений в адрес Эрастуса не было выдвинуто, данное обстоятельство пошатнуло его позиции. Окончательно пресвитерианская дисциплина в Курпфальце была введена эдиктом 13 июля 1570 года .

Несмотря на это поражение, Эрустус был избран ректором на 1572 год. Два года спустя гейдельбергская наложила на него наказание, а в 1575 году его безуспешно обвиняли в антитринитаризме . 26 октября скончался курфюрст Фридрих III , которому наследовал лютеранин Людвиг IV (1576—1583). При нём в реформатские богословы были удалены из двора и церкви. Распоряжением курфюрста от 31 июля 1579 года все профессора университета должны были подписать лютеранскую Формулу согласия или подать в отставку. Эрастус, как и большинство его коллег, предпочёл второй вариант. В 1580 году он переехал в Базель , где его родственник Гринеус был профессором богословия. В начале 1581 года Эрастус вступил в медицинскую коллегию Базеля, а летом приступил к преподаванию этики — профессором этой дисциплины он стал в январе следующего года. В конце декабря 1582 года он был избран в совет Базельского университета .

31 декабря 1583 года Томас Эрастус скончался. В базельской можно увидеть посвящённую ему эпитафия : «Acutus Philosophus, Elegans Medicus, Sincerus Theologusm Heidelbergensis Academiae Columen, Basilensis Lumen» .

Учение

«Тезисы» об отлучении

Эрастианство

В своих тезисах он утверждал, что грехи, совершенные христианами, должны быть наказаны государством и что церковь не должна отказывать в таинствах как форме наказания. Эта точка зрения теперь известна как эрастианство.

В своих тезисах Эраст объяснил, что грехи исповедующих христианство должны быть наказаны гражданской властью, а не отказом от таинств со стороны духовенства. Среди тех, кто придерживался этой точки зрения в Вестминстерской ассамблее, были Джон Селден, Джон Лайтфут, Томас Коулман и , чья речь в 1645 году прилагается к версии Тезисов Ли. Однако после долгих споров была высказана противоположная точка зрения, и только Лайтфут не согласился. Последующая глава Вестминстерского исповедания веры (о церковных порицаниях) не была ратифицирована английским парламентом.

Согласно Католической энциклопедии, «Тезисы» и «Confirmatio thesium» появились вместе в 1589 году. Центральным вопросом, к которому обращались «Тезисы», был вопрос об отлучении от церкви. Однако этот термин не используется Эрастом в католическом смысле как исключающий преступника. от общества или членства в церкви. Отлучение, на которое [оно] намекает, было исключением тех, кто ведет плохой образ жизни, от участия в таинствах.

Медицинские взгляды Эрастуса

Издание трудов и изучение наследия Эрастуса

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #118685066 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. Thomas Erastus // (англ.)
  4. Erastus // (кат.) — , 1968.
  5. , pp. 20—21.
  6. , pp. 22—23.
  7. , pp. 23—24.
  8. , pp. 25—26.
  9. , p. 67.
  10. , p. 360.
  11. , p. 68.
  12. , pp. 69—70.

Труды

  • Thomas Erastus. / Trans. from lat. by Rev. Robert Lee. — Edinburgh, 1844.

Литература

  • Evans J. Y. Erastianismus // Encyclopaedia of Religion and Ethics. — 1912. — Vol. V. — P. 359—366.
  • Gunnoe Ch. D. Jr. Thomas Erastus and the Palatinate. A Renaissance Physician in the Second Reformation. — BRILL , 2011. — Т. 48. — 525 p. — (Brill's Series in Church History). — ISBN 978-90-04-18792-4 .
  • Figgis N. Erastus and Erastianism // Journal of theological Studies. — 1900. — Vol. 2. — P. 66—101.
  • Эрастианство // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 141. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).
Источник —

Same as Эрастус, Томас