Тамаркин, Евсей Маркович
- 1 year ago
- 0
- 0
Евсей Михайлович Зингер ( 10 января 1911 , Санкт-Петербург — 29 июня 1977 , Новосибирск ) — советский пианист, педагог, выпускник Ленинградской государственной консерватории , профессор Новосибирской государственной консерватории , один из основателей традиции высшего музыкального образования и культуры фортепианного исполнительства в Новосибирске .
Родился в 1911 году в Санкт-Петербурге . Окончил 11-ю Советскую единую трудовую школу ( Ленинград , 1922—1927). Учился в Третьем музыкальном техникуме в классе фортепиано К. Р. Зельдович (3 курса, Ленинград, 1923—1927). Окончил фортепианное отделение исполнительского факультета Ленинградской консерватории (1927—1931) и Школу высшего художественного мастерства (аспирантуру) под руководством С. И. Савшинского (1934—1936) .
Работал пианистом-ансамблистом Роскино (Ленинград, 1930—1934), в частности, руководил трио в кинотеатре «Спартак» (1932—1933) и кинотеатре «Агитатор» (1933—1934). Был пианистом-солистом Ленинградского Радиоцентра (1932—1934), пианистом-солистом и аккомпаниатором Концертно-зрелищного бюро Ленинградского областного управления театрами (1932—1933) .
С 1936 по 1945 год преподавал в Саратовской консерватории , с 1938 года возглавлял кафедру специального фортепиано, в 1940 г. утверждён в качестве доцента.
В 1945—1946 годах — пианист-солист и концертмейстер музыкально-литературного лектория Ленинградской областной филармонии. В 1946—1950 годах — доцент кафедры истории и теории исполнительства Лениградской консерватории . Преподавал курс истории и теории пианизма, общий курс фортепиано, вёл педагогическую практику. Был уволен в разгар борьбы с космополитизмом .
С 1952 по 1956 год — доцент Алма-Атинской консерватории .
С 1957 года — доцент Новосибирской консерватории . С 1958 по 1963 год — заведующий кафедрой специального фортепиано , с 1958 по 1977 год — профессор Новосибирской консерватории. Преподаватель Новосибирского музыкального училища (1956—1965), Новосибирской специальной музыкальной школы (1970-е годы) .
Евсей Михайлович вёл активную концертную деятельность. Он выступал сольно, с оркестром и в камерных составах. Владел обширным репертуаром, особое место в котором занимали произведения романтиков: Ф. Шопена , Р. Шумана , А. Скрябина .
В консерваторские годы выступал в Ленинградской филармонии . В 1933 году гастролировал в Мурманске , Хибиногорске , Кандалакше , Сороке, Медвежьей горе, Петрозаводске и др.
В саратовский период для выступлений в Большом зале Саратовской консерватории он интенсивно готовил развёрнутые сольные программы с музыкой Рахманинова , Шопена , Шумана , Альбениса , Гранадоса , Прокофьева , Желобинского . Давал концерты в Пензе , Тамбове , Мичуринске .
В годы войны работал в составе концертных бригад, выезжая с концертами в города Казахстана и Киргизии .
Выступал в Ленинградской консерватории с сольными программами, в том числе монографическими концертами из произведений Шопена , Шумана .
В Алма-Ате давал монографические скрябинские концерты, исполнял фортепианные концерты Чайковского , Рахманинова , Тактакишивили с симфоническим оркестром Алма-Атинской филармонии . Часто включал в программы новую музыку Казахстана: сочинения М. Койшибаева , М. Мендыгалиева, К. Кужамьярова , собственные фортепианные транскрипции на темы казахских опер .
В Новосибирске давал сольные концерты, представлявшие широкую панораму произведений русской и западноевропейской классики, выступал с оркестрами Новосибирской консерватории и Новосибирской филармонии , принимал участие в циклах тематических концертов НГК им. Глинки: «Фортепианные сонаты Бетховена» (1962—1963), «Фортепианные сонаты Прокофьева» (1963—1964), «Из истории русской фортепианной сонаты» (1971) и др.
Евсей Михайлович стоял у истоков камерного музицирования в Новосибирске. В сотрудничестве с Е. Шустиным и Л. Руханкиным он представлял масштабные циклы концертов камерной музыки, в рамках которых, среди множества других сочинений, были исполнены все скрипичные и виолончельные сонаты Бетховена . Сотрудничал с квартетом Новосибирской консерватории .
Игра Зингера отличалась гибким, мастерским владением музыкальным временем, что приближало его исполнение к характеру человеческой речи. Естественность его фразировки способствовала ощущению непосредственности в высказываниях. Рояль у Евсея Михайловича звучал полно, ясно, красиво. Е. М. Зингер отдавал приоритет певучей фортепианной игре, что можно связать с его особым пристрастием к русской музыке и русской фортепианной школе. Напевность в игре Зингера органически сплеталась с речевым, декламационным началом. Рельефное воплощение всех мелодических элементов способствовало полифонической насыщенности исполнения. Для его игры были характерны объемность звучания, красочная дифференциация каждого фактурного слоя. Красочность звучания усиливала оригинальная и смелая художественная педализация. Зингер предпочитал играть масштабно, с преобладанием исполнительского «крупного плана», создавая у слушателя впечатление непрерывного развития музыкального материала. Логика развертывания музыкальной ткани устремлялась к кульминации, в которой Е. М. Зингер концентрировал эмоциональную «взрывчатость», яркую импульсивность. Импульсивная «точка» (известное выражение С. Рахманинова ) определяла эмоциональный тонус окружающих её эпизодов и всей логики музыкального развития .
Исполнительская деятельность Зингера носила яркий просветительский оттенок. Он выступал с редко исполняемыми и новыми сочинениями (пьесы Глинки , Даргомыжского , Балакирева , Лядова , Соната А. Глазунова си-бемоль мажор , произведения композиторов Армении , Азербайджана и других республик СССР ). Созданный им цикл телепередач «Беседы у рояля» объединял его исполнительское мастерство и лекторский дар .
Научная деятельность Е. М. Зингера отличалась интенсивностью. Он выступал на научных конференциях, в 1960 году первым из педагогов Новосибирской консерватории защитил кандидатскую диссертацию на тему «Из истории пианизма во Франции в XIX веке» . На её основе была опубликована монография «Из истории Фортепианного искусства Франции до середины XIX века» (1976 г.). Занимался изучением творчества А. Н. Скрябина . В Государственной библиотеке им. Ленина была депонирована монография «Фортепианное творчество Скрябина». Им были написаны статьи «Скрябин-пианист», «К проблеме исполнения фортепианных произведений Скрябина». Сотрудничал с Музеем Скрябина в Москве и «Шумановским домом» в Цвиккау . Автор очерка «Р. Шуман в русском и советском музыковедении», статьи «Фортепианные произведения Шумана в исполнении В.Софроницкого» (1970) .
Выступал с музыкально-критическими статьями в периодической печати.
Был одним из первых исследователей истории музыкальной культуры Сибири, посвятив этому вопросу статьи «Из истории музыкального образования в Томске» (1962) и «Ленинградская государственная филармония в Сибири в годы Великой Отечественной войны» (1970) .
В своих научных работах Зингер органично соединял подход ученого-историка, в совершенстве владеющего методом исторической науки, и подход ученого-исполнителя, столь же свободного в осуществлении исполнительского анализа. Это определило своеобразие и индивидуальность его научного метода .
Евсей Михайлович Зингер утвердил в Сибири принципы петербургской фортепианной школы , традиции Л. Николаева , С. Савшинского . Он привлекал внимание учеников и коллег к трудам С. Савшинского и воплощал в опыте его методы . Особенно близко ему было понятие «слышащей руки», выражающее примат внутренних представлений музыканта над физиологическими движениями .
Инструмент создан потребностью выражения духовного мира человека, его эволюция отражает жизнь человеческого духа. Человек создал фортепиано, исходя из своих эволюционирующих эстетических потребностей, фортепиано, в свою очередь, создало пианистов в силу присущих ему качеств. Мыслящий, чувствующий и переживающий художник в процессе фортепианной игры сливается с инструментом. … Организм как бы очеловечивает тонкий и чуткий механизм, вовлекая его в творческий процесс исполнения.
— Е. М. Зингер. Опыт педагога (о книге С. И. Савшинского «Пианист и его работа»)
Е. М. Зингер уделял чрезвычайное внимание индивидуальному подходу в педагогике. В статье «Педагогические раздумья» он говорит о важности психологических аспектов в общении учителя и ученика, естественности их человеческих взаимоотношений, необходимости их «взаимного приспособления» друг к другу . Проявление уважения и доброжелательности к ученикам было для него основой доверия в педагогическом процессе .
Индивидуальный подход предполагал разнообразие методов педагогического воздействия: гибкое применение различных видов педагогического показа , силу слова, ассоциативный метод. Свои уроки Зингер строил свободно, не догматически, при этом разнообразие указаний подчинялось единому стержню, главной теме урока, необходимой для ясности восприятия указаний, большей лёгкости запоминания и последовательности развития .
Е. М. Зингера беспокоила связь средней и высшей ступеней музыкального образования. Он говорил о важности отсутствия «форсирования» техники и «ломки» пианистического аппарата — животрепещущей проблемы для многих студентов, переходящих из училища в ВУЗ. Он настаивал на органичности и постепенности процесса художественного и технического совершенствования пианиста .
В докладе «О воспитании советского пианиста», прочитанном в 1962 году в НГК им. М. И. Глинки, Е. М. Зингер указывал на то, что развитие самостоятельности, умения анализировать и обобщать собственный опыт являются важнейшими проблемами и задачами в воспитании студентов как высшего, так и среднего звеньев музыкального образования . Для достижения самостоятельности мышления Зингер предлагал следующие принципы:
В ходе преподавания он стремился захватить и воодушевить ученика поэтической идеей, содержащейся в произведении. Веря в силу непосредственного воздействия музыки, Евсей Михайлович создавал на уроках атмосферу «обоюдной влюблённости» учителя и ученика в сочинение . Выражение поэтической идеи в фортепианных исполнительских средствах он рассматривал прежде всего через категорию индивидуального стиля композитора . Творческий эмоциональный порыв в его педагогике сочетался с требованием систематичности и внутренней дисциплины в процессе работы пианиста над собой .
Е. М. Зингер вёл курс истории фортепианного исполнительского искусства в Новосибирской консерватории. Курс был насыщен показами за инструментом: Зингер демонстрировал историю фортепианной литературы в собственном исполнении. Информационное наполнение лекций Е. М. Зингер собирал по крупицам из различных источников. Многое он переводил сам из иностранной литературы, прекрасно владея французским и немецким языками . В качестве информационных первоисточников использовался нотный текст произведений. Е. М. Зингер акцентировал внимание студентов на «исполнительском» устройстве музыкальных сочинений. С такой точки зрения анализировалась фактура, динамика, агогика, ритм и другие выразительные средства. Исполнитель присутствовал на лекциях в лице учителя, подтверждающего свои суждения «показом» на фортепиано .
Е. М. Зингер оказывал методическую поддержку музыкальным училищам городов Сибири, способствуя укреплению их связей с консерваторией. В ходе поездок в Омск , Кемерово , Томск , Барнаул , Улан-Удэ , Якутск , Красноярск , Иркутск Евсей Михайлович слушал игру перспективных учащихся, проводил уроки и мастер-классы, делился рекомендациями по поводу учебных программ и методики преподавания, давал концерты и читал лекции .
Среди его учеников — композитор, пианист, педагог Макс Фишман , композитор Юрий Корнаков и профессор кафедры фортепиано Петербургской консерватории Олег Малов . В НГК его ученики — заслуженный деятель искусств РФ, профессор Д. Л. Шевчук; доценты Л. Н. Стремоусова, В. С. Свешникова, Л. П. Факторович .
Похоронен на Заельцовском кладбище (квартал 42).
Архив Е. М. Зингера хранится в музее НГК им. М. И. Глинки .
С 2020 года в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки проводится Международный конкурс пианистов имени Е. М. Зингера .