Interested Article - Бёрд, Уильям

Уильям Бёрд ( англ. William Byrd , 1543 или 1544 4 июля 1623 , Стандон Мэсси, Эссекс ) — английский композитор, органист и клавесинист . Крупнейший и наиболее разносторонний композитор елизаветинской эпохи.

Биография и творчество

Учился у Т. Таллиса . В 1563—1572 органист кафедрального собора в Линкольне , где писал незамысловатую музыку для тамошней англиканской литургии. С 1572 , став членом («джентльменом») Королевской капеллы в Лондоне , сблизился с двором Елизаветы. Первая публикация Бёрда последовала в 1575 в сборнике «Cantiones quae ab argumento sacrae vocantur» (см. Cantiones sacrae ), в который Бёрд и Таллис написали по 17 посвящённых королеве (латинских духовных) мотетов . Ранние мотеты Бёрда обнаруживают влияние техники и стиля Альфонсо Феррабоско (итальянского композитора, работавшего при лондонском королевском дворе в 1562-78 гг.).

Происходивший предположительно из протестантской семьи, Бёрд в течение 1570-х гг. становился всё более ревностным католиком. В Харлингтоне (западный пригород Лондона), где он жил в 1577—1592 гг., сначала его жена, а затем и он сам попали в черные списки так называемых рекузантов — лиц, отказывавшихся посещать протестантские богослужения. По мнению современных музыковедов, в 50 латинских мотетах, написанных в этот период, этический тон композитора меняется: Бёрд намеренно избирает библейские тексты, которые повествуют о гонениях на избранных ( Domine praestolamur ), повествуют о вавилонском и египетском пленении ( Domine tu iurasti ) и о долгожданном избавлении от притеснений ( Laetentur caeli, Circumspice Jerusalem ). Мотет Бёрда Deus venerunt gentes (первые четыре стиха Пс.78) считается непосредственной реакцией на известие о казни архиепископа-мученика Эдмунда Кэмпиона , потрясшей своей жестокостью католиков Англии и всей Европы. В 1583 г. Филипп де Монте послал Бёрду свой мотет на первые стихи знаменитого Пс.136 ( Super flumina Babylonis ), символически закончив его стихом «Как запоем песнь Господню на земле чужой»? Бёрд ответил Филиппу собственным мотетом на тот же псалом, начав его именно с этих слов ( Quomodo cantabimus ), где продемонстрировал своё высокое полифоническое мастерство.

В 1589 и 1591 Бёрд опубликовал ещё два сборника латинских мотетов («Cantiones sacrae») и два сборника консортных песен на английские стихи ( 1588 и 1589 ). Последние исследователи интерпретируют как шаг к восстановлению отношений композитора с королевским двором, испорченных в бурные 1580-е гг.

В 1593 году Бёрд перебрался в небольшую деревню Стандон Мэсси (Stondon Massey) в Эссексе . Под патронажем местного лорда (католика) Джона Петра в его владениях он мог относительно безопасно участвовать в католических богослужениях. Здесь же, приблизительно между 1593 и 1595 гг., он написал свою лучшую церковную музыку: три ординарных мессы (на 3, 4 и 5 голосов) и два больших сборника проприальных распевов (на 3 — 6 голосов) для всего календарного цикла под названием «Градуалы» ( лат. Gradualia ; изданы в Лондоне, 1605-07), в которые вошли не только градуалы (как можно было бы заключить из названия сборников), но и интроиты , аллилуйи , тракты , оффертории и коммунио .

Клавирная музыка

Бёрд считается родоначальником английской школы вирджиналистов . Клавирная музыка, которую он начал сочинять с середины 1570-х гг., вошла в два знаменитых рукописных сборника — «Вирджинальную книгу Фицуильяма» и так называемую « Книгу миледи Невилл » (My Ladye Nevells Booke, 1591), целиком состоящую из его музыки. Наибольшую по удельному весу часть вирджиналистики Бёрда составляют микроциклы из паваны и гальярды , а также различного рода вариации (в том числе граунды ), в которых он демонстрирует поразительную изобретательность в мелодике, ритмике, фактуре (например, в вариациях на тему популярной элегии «Плач по Уолсингему» <A Lament for Walsingham, MB 68>) . Важное место занимают развлекательные и характеристические пьесы с программными заголовками, нередко с элементами звукоподражания ; наиболее известные из них «Битва» («The Battell», MB 94) и «Возница насвистывает» («Carman’s Whistle», MB 36). На клавирные сочинения Бёрда принято ссылаться аббревиатурой 'MB' с прибавлением порядкового номера сочинения из полного издания, подготовленного Аланом Брауном:

  • William Byrd: Keyboard Music I, ed. by Alan Brown // Musica Britannica, xxvii (1969, rev. 2/1976)
  • William Byrd: Keyboard Music II, ed. by Alan Brown // Musica Britannica, xxviii (1971, rev. 2/1976); ISBN 978-0-852-49426-4 .

Рецепция

После 1605 Пороховой заговор »), в период борьбы с католицизмом , некоторые сочинения [ какие? ] Бёрда были запрещены к исполнению в Англии под страхом тюрьмы.

Примечания

  1. (англ.) // Encyclopædia Britannica : a dictionary of arts, sciences, literature and general information / H. Chisholm — 11 — New York City, Cambridge: University Press , 1911.
  2. Риман Г. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 1. — С. 109.
  3. Squire W. B. (англ.) // / L. Stephen , — London: Smith, Elder & Co. , 1885.
  4. // / под ред. И. Е. Андреевский СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1892. — Т. IIIа. — С. 878.
  5. (фр.)
  6. (англ.) — 1996.
  7. // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1974. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).
  8. Уолсингем — место на востоке Англии с храмом Богородицы, любимейшее место паломничества английских католиков. Храм был разрушен протестантами в 1538 г. Большой цикл вариаций на тему той же песни написал Джон Булл , известную гальярду Дж. Доуленд .
  9. Это сочинение известно также под (неаутентичным) названием «Барабан и флейта».

Нотные издания сочинений

  • The Byrd Edition. General editor P. Brett. Vols. 1-17. London, 1977—2004 (новое полное собрание сочинений Бёрда)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Kerman J. The Masses and motets of William Byrd. Berkeley: University of California Press, 1981
  • Harley J. William Byrd: gentleman of the Chapel Royal. Aldershot: Scolar Press; Brookfield: Ashgate Pub. Co., 1997
  • Klotz M. Instrumentale Konzeptionen in der Virginalmusik von William Byrd.Tutzing: Schneider, 2005
  • Brett P., Kerman J., Moroney D. William Byrd and his contemporaries. Berkeley: University of California Press, 2007
  • Harley J. The world of William Byrd : musicians, merchants and magnates. Farnham: Ashgate, 2010, ISBN 978-1-409-40088-2
Источник —

Same as Бёрд, Уильям