Interested Article - Аноним

Изображение человека без лица, часто иллюстрирующее анонима

Анони́м (от др.-греч. ἀνώνυμος — безымянный, неизвестный) — автор, скрывший своё имя .

Общая характеристика анонимности

Значение слова «аноним» различно для различных видов (широко понимаемого) текста. Анонимными могут быть произведения искусства (литературные сочинения, музыкальные пьесы, артефакты изобразительного искусства и т. п.) и научные труды (например, анонимные музыкально-теоретические трактаты ). Следует отличать намеренную анонимность как, например, принцип сознательного отношения автора к собственному «личному вкладу» в науку/искусство (характерного для мировоззрения средневекового монаха-христианина ) от прозаической вынужденной анонимности (когда автора невозможно установить, например, по причине утраты титульного листа старинной рукописи или автору приходится скрывать своё отношение к сочинённому им). Анонимность произведения искусства и/или научного труда затрудняет идентификацию такого текста. Разнобой в идентификационных критериях («ярлыках» науки, которые учёные прикрепляют к анониму), приводит к тому, что одно и то же произведение может идентифицироваться по-разному и, наоборот, два разных анонимных текста могут получать в науке одинаковые идентификационные ярлыки.

В повседневной жизни анонимными могут быть утилитарные сообщения — письма, пасквили, доносы и т. п. Применительно к утилитарным сообщениям, «анонимным» считается любое неподписанное послание (в разговорной речи — «анонимка»). Главным критерием является невозможность точно установить личность писавшего.

Анонимность в литературе

В литературе анонимным называется литературное произведение , автор которого не выставил своего имени .

Для средневековой литературы нехарактерны современные понятия о литературной собственности — находящиеся в культурном обороте сочинения свободно видоизменялись и компилировались, подобно текстам в фольклоре. С этим и связано отсутствие указания индивидуального авторства произведений .

В новое время роль обобщённых закономерностей литературного жанра уступает в творчестве индивидуальному авторскому стилю. Анонимность в эту эпоху скорее была характерна для политизированной подпольной литературы, распространяемой помимо цензуры . В художественной же литературе преобладало рассоединение имени истинного автора и его произведений путём * .

В западноевропейских литературах заслуживают внимания следующие , перечисляющие неподписанные произведения получивших известность авторов:

  • во Франции
    • Барбье , «Dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes» (3-е издание, 4 т., Париж 1872);
    • Демана, «Nouveau dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes» (Лион, 1862);
  • в Италии
    • Мельи в «Dizionario di opere anonime e pseudonime di scrittori italiani» (3 т., Милан , 1848—59);
  • в Бельгии
    • «Essai d’un dictionnaire des ouvr ages anonymes et pseudonymes publiés en Belgique au XIX siè cle» ( Брюссель , 1863);
  • в Голландии
    • Ван Дорнинка, «Bibliotheek van nederlandsche anonymes en pseudonymen» ( Гаага , 1867—70).

Старинные сборники этого рода:

  • Плакциуса, «De scriptis et scriptoribus anonymis et pseudonymis syntagma» ( Гамбург , 1674);
  • его же «Theatrum anonymorum et pseudonymorum» (Гамбург, издание Фабрициуса, 1708) и
  • принадлежащие к тому же сборнику дополнения Милиуса «Bibliotheca anonymorum et pseudonymorum, adsuplendum Placcii Theatrum» (Гамбург, 1740 г.).

Анонимность в музыке

Многие музыкальные сочинения до эпохи Возрождения (а нередко и в указанную эпоху) анонимны. Прежде всего, это касается средневековой культовой музыки — григорианского хорала католиков и церковной монодии православных ( на Руси и в Византии). Анонимны многие труды о музыке , созданные в те же века. В ряде случаев музыкальные сочинения, ранее считавшиеся авторскими, в результате научных изысканий становятся анонимными , реже случается наоборот (анонимный трактат находит автора ). Анонимизация музыкальной пьесы приводит к уменьшению её общественной популярности, к тому, что музыканты более редко такую (анонимную) пьесу исполняют (чтó, возможно, объясняется современными аксиологическими стереотипами «личного вклада в искусство») [ источник не указан 1284 дня ] .

Анонимность в искусстве

Монограммисты — анонимные художники , произведения которых подписаны монограммами . Наиболее распространены были в XV-XVII веках.

Неизвестные художники, в истории искусств, фигурируют как правило под прозвищами «мастер», например Мастер Орозия , Мастер M. S. , Мастер Часослова Бедфорда , Мастер E. S. и т.д.

См. также

Примечания

  1. Ударение на последний слог — согласно изданию: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Ок. 100 000 слов. — 3-е; стер. — М. : Русский язык, 1987. — С. 491. — 880 с. — 100 000 экз.
  2. . slovarozhegova.ru . Дата обращения: 21 июня 2020. 23 июня 2020 года.
  3. .
  4. , с. 39—43.
  5. , с. 59—61, 180—183.
  6. Так, мотет «Absalon fili mi», интереснейший пример ренессансной музыкальной риторики , ранее считался сочинением Жоскена Депре , но в 1980-х гг. авторство Жоскена оспорил , и мотет стал анонимным.
  7. Так, наиболее вероятным автором важнейших музыкальных трактатов IX в. «Musica enchiriadis» и «Scolica enchiriadis», которые в XX веке считались анонимными, ученые XXI века предлагают считать Хогера Верденского; подробней см. статью Хукбальд Сент-Аманский .

Литература

Ссылки

Анонимность в сети Интернет
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Аноним