Паганини, Никколо
- 1 year ago
- 0
- 0
Вито Никколо Марчелло Антонио Джакомо Пиччинни ( итал. Vito Niccolò Marcello Antonio Giacomo Piccinni ; 16 января 1728 , Бари — 7 мая 1800 , Пасси , близ Парижа ) — итальянский и французский композитор .
Родился в семье музыканта. Первоначально его имя — Niccolò Vito Piccinni , но с приездом во Францию он упразднил второе n в своей фамилии, приблизив к французскому произношению. В отечественной лексикографической традиции ( БРЭ , МЭ, МЭС и др.) принято написание с двумя «ч» и двумя «н».
Выдающийся представитель нового поколения неаполитанской оперной школы, он обогатил мелодику жанра оперы-буффа , внёс в музыку лиризм, расширил использование оперного оркестра, арий и ансамблей. Всего им написано 127 опер.
Впервые выступил как композитор в жанре оперы-буффа в 1754 году, написав на либретто оперу «Разгневанные женщины», которая была поставлена в неаполитанском театре « ». Опера «Добрая дочка» по роману Ричардсона способствовала превращению итальянской комической оперы в лирическую музыкальную комедию, родственную мещанской драме. Параллельно развивал и оперу-сериа .
В 1767 году он был одним из главных претендентов на место капельмейстера при дворе королей Неаполя , но его обошёл молодой композитор Джан Франческо де Майо .
В конце 1776 года, приняв приглашение Французского двора преподавать пение королеве Марии-Антуанетте и возглавить парижский Итальянский театр , он переселился в Париж , где оказался в центре музыкально-общественной борьбы между «глюкистами» (приверженцами музыкальной школы сопереживаний К.-В. Глюка , ранее также переехавшего в Париж) и «пиччинистами», предпочитавшими его собственную музыку с классической литературно-драматической основой и внешней красотой.
Особенно обострились споры, когда в Париж в 1776 году приехал итальянский оперный композитор Никколо Пиччини, сыгравший положительную роль в развитии итальянской оперы-buffa. В области оперы-seria Пиччини, сохраняя традиционные черты этого направления, стоял на старых позициях. Поэтому враги Глюка решили противопоставить ему Пиччини и разжечь между ними соперничество. Эта полемика, длившаяся на протяжении ряда лет и затихшая лишь после отъезда Глюка из Парижа, получила название «войны глюкистов и пиччинистов». Борьба партий, сплотившихся вокруг каждого композитора, не отражалась на отношениях между ними самими. Пиччини, переживший Глюка, говорил, что он многим обязан последнему, и действительно, в своей опере «Дидона» Пиччини использовал оперные принципы Глюка.
—
Ярким выражением «победы» Глюка в споре с оппонентами реформы стал триумф оперы «Ифигения в Тавриде» (1774), в то время как одноимённая музыкальная трагедия Пиччинни (1781) осталась незамеченной. Так, Сальери в « Моцарт и Сальери » Пушкина говорит о себе: « Нет! никогда я зависти не знал, / О, никогда! — ниже́, когда Пиччини / Пленить умел слух диких парижан, / Ниже́, когда услышал в первый раз / Я Ифигении начальны звуки ».
Постепенно последователи школы Глюка, среди которых Антонио Сальери и Антонио Саккини , понемногу вытесняли его произведения с основных оперных сцен.
С 1784 по 1789 год был профессором Королевской школы пения и декламации .
Его именем названа консерватория в Бари, где учились многие современные прославленные музыканты мира, в том числе Фабио Мастранджело и ряд других. Также его имя носит театр в Бари — Театр Пиччини , основанный в 1854 году.
Пиччини был масоном и входил в масонскую ложу « Девять сестёр » .
Опера «Добрая дочка» ставилась на сцене крепостного театра Шереметевых , где в главной роли Розетты блистала Прасковья Жемчугова . Там же прошли постановки других его опер («Атис», «Дидона», «Роланд») .