Interested Article - Круселль, Бернхард Хенрик

Бе́рнхард Хе́нрик Кру́селль ( швед. Bernhard Henrik Crusell ; 15 октября 1775 , Нюстад , Великое княжество Финляндское 28 июля 1838 , Стокгольм , Шведское королевство ) — финско-шведский композитор , кларнетист и переводчик.

Биография

Родился в семье небогатого переплётчика, первые уроки музыки получил от кларнетиста местного военного оркестра. В 1788 году поступил в духовой оркестр в Свеаборге , а три года спустя переехал в Стокгольм , где начал брать уроки композиции у и аббата Фоглера , вскоре стал кларнетистом придворного королевского оркестра и оставался на этом посту до 1833 года . Совершенствовался как исполнитель в Берлине у Франца Тауша в конце 1790-х годов, дал ряд концертов в Гамбурге . В Швеции за Круселлем закрепилась слава высококлассного исполнителя, в его репертуаре были сочинения , , Моцарта , Бетховена и других композиторов, а также собственные сочинения. Критики отмечали чистоту и певучесть его исполнения.

В 1803 году Круселль побывал в Париже , где консультировался с Франсуа Госсеком и Анри Бертоном . В последующие годы вёл активную композиторскую деятельность, сочиняя в основном для кларнета, а также для других духовых инструментов и для мужского хора, руководил военными оркестрами на летних фестивалях в Линчёпинге , для которых сам перекладывал сочинения Вебера , Шпора , Россини . В 1820-е годы написал многочисленные вокальные произведения, в том числе единственную свою оперу Den lilla slafvinnan («Маленькая невольница»), имевшую огромный успех и поставленную 34 раза в последующие 14 лет. Будучи блестящим переводчиком, Круссель адаптировал на шведский язык либретто итальянских, немецких и французских опер, за что был избран в «Готскую Лигу» — крупнейшее литературное объединение Швеции того времени. В 1837 году он получил золотую медаль Шведской академии и посвящён в кавалеры Ордена Ваза.

Творчество

Круселль — классик финской и шведской музыки, автор первой в истории оперы на шведском языке . Его музыку высоко ценил Михаил Глинка , вспоминавший в своих «Записках »:

«...Однажды играли квартет Крузеля с кларнетом [ми-бемоль мажор, соч.2]; эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление — я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое, томительно-сладкое состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян; в следующий урок рассеянность еще увеличилась, и учитель, заметя, что я рисовал уже слишком небрежно, неоднократно журил меня и, наконец, однако ж, догадавшись, в чем было дело, сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: что ж делать? — отвечал я, — музыка — душа моя!»

В сочинениях композитора заметно влияние Вебера .

Основные сочинения

  • Опера «Маленькая невольница» Lilla slavinnan (либретто Пиксерекура в переводе Маннерхьерта и Лагербьельке), впервые поставлена в Королевском театре Стокгольма 18 февраля 1824
Оркестровые сочинения
  • Три концерта для кларнета с оркестром (Es-dur, 1808 /1811; f-moll, 1815/1818; B-dur, 1807/1828)
  • Концертино для фагота с оркестром ( 1829 )
  • Концертная симфония для кларнета, фагота и валторны с оркестром ( 1808 )
  • Интродукция и вариации на шведскую тему ( Goda gosse glaset töm ) для кларнета с оркестром (1804)
Камерные сочинения
  • Три квартета для кларнета, скрипки, альта и виолончели (Es-dur, 1807/1811; c-moll, 1804/1817; A-dur, 1821/1823)
  • Три дуэта для двух кларнетов (1821)
  • Дивертисмент для гобоя и струнных (1823)
Вокальные сочинения
  • Песни на стихи Эсайаса Тегнера и других авторов (в трёх тетрадях, опубликованы в 1822)
  • «Сага о Фритьофе», 10 песен на стихи Эсайаса Тегнера (1826—1827)
  • Прочие песни, сочинения для хора и др.

Библиография

  • P. Weston . Clarinet Virtuosi of the Past. — London, 1971

Примечания

  1. — .
  2. Bernhard Crusell

Ссылки

Источник —

Same as Круселль, Бернхард Хенрик