Феличе Скандоне
- 1 year ago
- 0
- 0
Феличе Бланджини ( итал. Felice Blangini ), или Джузеппе Марко Мария Феличе Бланджини ( итал. Giuseppe Marco Maria Felice Blangini ; 18 ноября 1781 года , Турин , королевство Сардиния — 18 декабря 1841 года , Париж , Франция ) — итальянский композитор .
Джузеппе Марко Мария Феличе Бланджини родился 18 ноября 1781 года в Турине, в королевстве Сардиния. Подростком пел в хоре капеллы кафедрального собора в Турине. Начальное музыкальное образование, включавшее пение , игру на фортепиано и виолончели , композицию, получил у . Уже в 12 лет написал первое сочинение «Песнопение» ( итал. Mottetto ) и «Господи, помилуй» ( итал. Kyrie ), впервые прозвучавшие в церкви Святейшей Троицы в Турине.
В 1797 году переехал в Париж вместе с матерью и двумя сёстрами. Ездил на юг Франции, выступая с концертами в Марселе , Монпелье , Лионе , затем совершил турне по Швейцарии и в 1799 году вернулся в Париж, где тщетно пытался получить место преподавателя по классу фортепиано в консерватории. В 1800 году выступил с концертами в качестве тенора . Написал несколько романсов для голоса и фортепиано, вскоре получившие широкое распространение. В 1801 году сочинил дуэты для тенора и сопрано (или меццо-сопрано), которые назвал «Ноктюрны» ( итал. Notturni ).
Успех концертов композитора и его музыки вскоре сделали его популярным учителем пения. В 1802 году ему было поручено закончить оперу «Ложная дуэнья» ( итал. La fausse duègne ) погибшего композитора , которая была поставлена в Опера-Комик 24 июня 1802 года. 7 января 1803 года на сцене театра на рю Фейдо была поставлена его новая опера «Зели и Тервей, или Химера и реальность» ( итал. Zélie et Térville ou Chimère et réalité ), получившая признание у публики. В 1805 году композитор прибыл в Мюнхен , столицу курфюрства Бавария , где им была написана опера «Халиф ещё на тур» ( итал. Encore un tour de Calife ). Он был назначен капельмейстером при дворе курфюрстов Баварии. Вернувшись в Париж в 1806 году, 6 апреля того же года представил оперу «Нефтали или Аммонитяне» ( итал. Nephtali ou Les Ammonites ), сочинённую по заказу Наполеона Бонапарта .
Феличе Бланджини был фаворитом сестры императора, Полины Бонапарт-Боргезе , которая назначила его своим музыкальным распорядителем. В 1808 году они длительное время находились в Ницце , пока сам император не прервал их общение, вызвав композитора в Париж. В 1809 году, после того, как Наполеон Бонапарт создал для брата Жерома Бонапарта королевство Вестфалия , Феличе Бланджини получил место капельмейстера при дворе нового короля в Касселе , где находился до 1814 года. За это время им были написано несколько опер, среди которых «Фея Урхеля» ( итал. La fée Urgèle ) и «Принцесса из Кашмира» ( итал. La princesse de Cashemire ). В 1813 году он покинул Кассель и некоторое время находился в Мюнхене, где, как прежде, занял место капельмейстера капеллы курфюрстов Баварии. Здесь 14 июля 1814 года композитор представил свою новую оперу «Траян в Дакии» ( итал. Traiano in Dacia ).
Вернувшись в Париж во время Ста дней , Феличе Бланджини подружился с Шарлем Талейраном и Марией Каролиной Бурбон-Сицилийской , герцогиней де Берри, что позволило ему остаться при дворе во время Реставрации Бурбонов и пользоваться благосклонностью короля Людовика XVIII . В 1816 году он был назначен капельмейстером королевской капеллы, придворным композитором и учителем пения в консерватории. В мае 1821 года получил орден Почетного легиона и 14 ноября 1822 года звание пэра Франции . В 1823 году ему было поручено создание музыкального корпуса в составе Национальной гвардии.
Получив гражданство Франции и женившись на дочери финансиста , композитор получил в пользование значительное состояние. В 1828 году прибыл в Турин, где Филармонической академией в его честь был дан концерт. Вернулся в Париж в начале революции 1830 года , после которой интерес к творчеству композитора угас, как и внимание к нему со стороны новой власти.
Феличе Бланджини умер в Париже 18 декабря 1841 года.
Творческое наследие композитора включает 17 опер , 4 мессы , 174 романса и 170 ноктюрнов , многочисленные вокальные сочинения.