Interested Article - Морлакки, Франческо

Франческо Морлакки ( итал. Francesco Morlacchi ), или Франческо Джузеппе Бальдассарре Морлакки ( итал. Francesco Giuseppe Baldassarre Morlacchi ; 14 июня 1784 года , Перуджа , Папская область 28 октября 1841 года , Инсбрук , Австрийская империя ) — итальянский композитор .

Биография

Франческо Джузеппе Бальдассаре Морлакки родился 14 июня 1784 года в Перудже, в Папской области в семье скрипача Алессандро Морлакки и Вирджинии Теренци. Начальное музыкальное образование получил у отца и у двоюродного деда по материнской линии, Джованни Маццетти, органиста кафедрального собора. Продолжил обучение музыки у Луиджи Карузо , капельмейстера кафедрального собора, основателя и директора общественной музыкальной школы в Перудже.

В это время будущим композитором были написаны первые сочинения — в 1802 году «Крестный путь» ( итал. Via crucis ) на стихи Франческо Марии Сарторелли для церкви Сан Анджело, в 1803 году кантата «Ангелы у Гроба Господня» ( итал. Gli angeli al divino sepolcro ) и «12 сонатин для фортепиано или клавесина» ( итал. 12 Sonatine per pianoforte o cembalo ). Между 1803 и 1804 годами учился в Лоретто у Николо Дзингарелли , но в 1804 году, недовольный методами преподавания, перешёл в Болонью к Станислао Маттеи . 16 июля 1805 года был принят в местную Академию Филармоника . Между 1805 и 1806 годами написал несколько духовных и инструментальных сочинений — «Quoniam для двух басов и оркестра» ( итал. Quoniam per due bassi e banda ) и «Tantum ergo для тенора, валторны и фагота с оркестром» ( итал. Tantum ergo per tenore, fagotto e corno obbligati e orchestra ), оба сочинения для церкви Святой Троицы в Болонье, кантаты «В похвалу музыке» ( итал. In lode della musica ) для сопрано, хора и оркестра, «В похвалу Наполеона» ( итал. In lode di Napoleone ) для голоса с оркестром, «Кантата на свадьбу Изольды Эрколани и Раньеро Симонетти» для голоса с оркестром, «Кантата графу Уголино» для сопрано и струнного квартета на XXXIII Песнь «Ада» из « Божественной комедии » Данте Алигьери , «Сонаты для органа» ( итал. Sonate per organo ) с посвящением графу Просперо Рануцци. В 1806 году композитор поставил ряд опер других композиторов, для некоторых из которых написал несколько арий .

В 1805 году Франческо Морлакки женился на Анне Фабрици, от которой у него в 1809 году родился сын Пьетро Мария, умерший в 1828 году. Супруга сопровождала композитора во время гастролей по Италии и Германии. Он не был верен жене и имел любовницу Августу Бауэр, от которой у него родились четверо детей — Эмилия, Алессандро, Теодоро и Франческа.

В сентябре 1807 года композитор получил место капельмейстера кафедрального собора Урбино , но отказался от него, начав карьеру оперного композитора. В 1807 году во Флоренции состоялась премьера его первой оперы «Отчаянный поэт» ( итал. Il poeta disperato ), и следом в Вероне была поставлена его другая опера-буфф «Портрет» ( итал. Il ritratto ). В 1808 году в Парме с успехом прошла премьера его оперы «Конрадин» ( итал. Corradino ), поставленной затем в театрах Рима и Милана . В Риме весной 1809 года композитор представил публике оперу-сериа «Принцесса про запас» ( итал. La principessa per ripiego ) и оперу-буфф «Симончино» ( итал. Il Simoncino ), а в 1810 году оперу-сериа «Данаиды» ( итал. Le Danaidi ). Успех оперы «Гиперместра» ( итал. Ipermestra ) по либретто Пьетро Метастазио в сентябре того же года принёс ему назначение на место капельмейстера Итальянской оперы в Дрездене , сначала в качестве ассистента Йозефа Шустера , а с 1811 года в качестве пожизненного капельмейстера.

В 1809 году в Милане на сцене театра Ла Скала были поставлены его опера-буфф «Приключения за день» ( итал. Le avventure di una giornata ) и кантата «Сафо на Лефкасе» ( итал. Saffo in Leucade ) для контральто , родственницы графа Камилло Марколини, министра при дворе курфюрста Саксонии , оказывавшего покровительство Франческо Морлакки в Дрездене. Во время работы капельмейстером композитор, наряду с духовными сочинениями, продолжил писать для сцены. Первой оперой, написанной им в Дрездене в 1811 году, была опера «Рауль де Креки» ( итал. Raoul di Créquy ). Далее последовали в 1816 году оперы «Причудливое сожаление» ( итал. La capricciosa pentita ) и «Севильский цирюльник» ( итал. Il barbiere di Siviglia ), в 1817 году опера «Простушка из Пирны» ( итал. La semplicetta di Pirna ).

С 1817 по 1826 год, дирижёром Немецкой оперы в Дрездене был Карл Мария фон Вебер , с которым у Франческо Морлакки порой случались противоречия. В это время оперы композитора ставились, главным образом, в Италии — в 1818 году опера «Боудикка» ( итал. Boadicea ) в театре Сан Карло в Неаполе, в 1818 и 1821 годах оперы «Жан Парижский» ( итал. Gianni di Parigi ) и «Донна Аврора» ( итал. Donna Aurora ) в театре Ла Скала в Милане, в 1822, 1824 и 1828 годах оперы «Тибальд и Изолина» ( итал. Tebaldo e Isolina ), «Хильда д’Авенель» ( итал. Ilda d’Avenel ) и «Сарацины на Сицилии» ( итал. I Saraceni in Sicilia ) в театре Ла Фениче в Венеции, в 1828 году опера «Колумб» ( итал. Colombo ) в театре Карло Феличе в Генуе. Самой лучшей постановкой критики признали оперу «Тибальд и Изолина» на либретто Гаэтано Росси с кастратом -сопранистом в главной роли. В это же время композитор активно сотрудничал с либреттистом Феличе Романи .

В 1823 году в Дрездене была поставлена опера Франческо Морлакки «Юность Генриха V» ( итал. La gioventù di Enrico V ). Его последняя опера «Франческа да Римини» ( итал. Francesca da Rimini ) осталась неоконченной.

В 1826 году он основал благотворительное общество по оказанию материальной помощи вдовам музыкантов капеллы при дворе курфюрстов Саксонии. Франческо Морлакки был членом Академии изобразительных искусств и литературы в Перудже (принят 1 августа 1802 года), Академии Филармоника в Болонье (принят 16 июля 1805 года), Филармонического оркестра Августа в Перудже (принят 25 апреля 1809 года), Академии изобразительного искусства во Флоренции (принят 21 июня 1816 года), Союза Филармонических оркестров в Бергамо (принят 15 марта 1824 года), Академии изобразительного искусства в Перудже (принят 27 июля 1834 года), Филармонического оркестра служителей Святого Гроба Господня (принят 7 апреля 1835 года) и Академии Святой Цецилии в Риме (принят 15 января 1839 года). В память о последнем событии им было написано духовное сочинение «Diffusa est gratia для четырёх голосов, органа и оркестра» ( итал. Diffusa est gratia ), впервые прозвучавшее в Дрездене на день святой Цецилии в 1840 году.

Во время последней поездки в Италию в октябре 1841 года композитор был уже серьёзно болен и захотел встретиться со своей женой в Перудже, но умер по пути в Инсбруке в 28 октября 1841 года. 14 января 1842 года в кафедральном соборе Перуджи состоялась торжественная панихида по умершему с исполнением «Реквиема», который был написан Франческо Морлакки для Фридриха Августа Саксонского .

В 1874 году его имя было присвоено крупнейшему театру в Перудже, который был основан в 1781 году и до переименования назывался театр Вердзаро. В 1951 году останки композитора были перенесены из Инсбрука в кафедральный собор Перуджи.

Творческое наследие

Творческое наследие композитора включает 25 опер (2 не окончены), 3 оратории , 10 больших месс с оркестром , 2 реквиема , кантаты , многочисленные духовные , инструментальные и вокальные сочинения.

Примечания

  1. . Музыкальный словарь . Яндекс.ру. (недоступная ссылка)
  2. (итал.) . Eppoimorir.it. 25 июня 2013 года.
  3. (итал.) . Italian Opera – la ricerca musicale in Italia. 7 июня 2012 года.

Литература

  • Giovanni Battista Rossi-Scotti. . — Perugia: V. Bartelli, 1860. — 140 с.
  • Renato Sabatini. . — Perugia: Tip. editrice Guerra, 1977. — 322 с.
  • Biancamaria Brumana, Galliano Ciliberti. . — Firenze: L.S. Olschki, 1986. — 412 с. — ISBN 8822234332 .

Ссылки

  • . Тreccani.it. — Enciclopedie on line. (итал.)
  • Biancamaria Brumana. . Тreccani.it. — Dizionario Biografico degli Italiani - Volume 76 (2012). (итал.)
Источник —

Same as Морлакки, Франческо