Interested Article - Алябьев, Александр Александрович
- 2020-05-08
- 1
Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев ( 4 [15] августа 1787 , Тобольск — 22 февраля [ 6 марта ] 1851 , Москва ) — русский композитор, пианист, дирижёр.
В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов , 6 опер , 20 музыкальных комедий , множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева — романсы « Соловей » (1826) на слова А. А. Дельвига , «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина , « Вечерний звон » на слова И. Козлова , «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского .
Биография
Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье гражданского губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).
В 1796 году семья переехала в Петербург, где отец получил должность в Берг-коллегии — Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. В 1801 году начал службу унтер- шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге , затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения — романс и вальсы
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813—1814 годов (3-й Украинский казачий полк — 1812 год, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 годы). Участвовал во взятии Дрездена , организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым . При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом , в боях на Рейне и взятии Парижа . Награждён орденом св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью «В память войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра . Продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк» .
В 1823 году Алябьев в чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным , композитором Алексеем Верстовским .
В начале 1825 года Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Тимофея М. Времева на почтовой станции в деревне Чертаново Московской губернии. Это происшествие описано А. Ф. Писемским в романе «Масоны» (1880—1881). Несмотря на недоказанность обвинения, был приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
В 1828 году, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск . Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.
В 1832—1833 годах Алябьев жил на Кавказе , нёс послушание регента Свято-Троицкого собора г. Ставрополя. В 1833—1834 годах жил в Оренбурге, затем — в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с историком-фольклористом М. А. Максимовичем ) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан в 1834). Лишь в 1843 году Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 году завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским .
Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова , «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева .
Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой , урожд. Римской-Корсаковой (15.08.1800 —1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека , историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года , похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
В 1920—1930-е годы некрополь Симонова монастыря был разрушен. 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове .
Память
Имя А. А. Алябьева было присвоено творческим учебным заведениям:
- ( Тобольск )
- ДШИ им. А. А. Алябьева (Тобольск)
- Струнный квартет имени А. А. Алябьева.
- ДШИ им. А. А. Алябьева ( Москва )
- ЦДМШ им. А. А. Алябьева ( Коломна )
- ДМШ им. А. А. Алябьева ( Пущино )
- ДШИ № 9 им. А. А. Алябьева (Оренбург )
Конкурсы и значимые мероприятия:
- Ежегодный творческий вечер, посвящённый Александру Алябьеву (Тобольск, хор «Полемика», проводится более 14 лет)
- Фестиваль «Алябьевская осень в Тобольске» (Тобольск, проводится более 10 лет)
- Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» (Тюмень, проводится с 1986 года)
- Всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева (Санкт-Петербург, проводится с 2017 года)
- К 230-летию композитора во многих городах России и зарубежья были проведены крупные концерты. В том числе композитора почтили на его родине — в Тобольске.
- Концерт «Алябьевские вечера» к 230-летию композитора (Тобольск, 2017; хор «Полемика», хор «Бах»)
Книги, фильмы:
- Антология 12 авторов «Браво, Алябьев», составитель Л. И. Шмаль (М.: Университетская книга, 2017)
Памятники и прочее:
- Памятник А. А. Алябьеву в архитектурно-ландшафтном парке « ». Скульптор Сергей Мильченко (Тобольск, 2017)
- В честь известного романса Алябьева « Соловей » названа часть архитектурно-ландшафтного парка «Ермаково поле» — «Алябьевская соловьинная поляна»
- Первый, долгое время единственный памятник А. А. Алябьеву. Скульптор Н. Ф. Венгрин (1998, с. Рязанцы , Московская область)
Известные сочинения
-
романсы
:
- На стихи Пушкина: «Два ворона», , «Певец»;
- На слова Антона Дельвига : « Соловей » (1826 г.), «Кудри»;
- На слова Ивана Веттер : «Иртыш» (1829 г.), «Прощание с соловьем на Севере», «Сибирская песня»
- «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова ),
- «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского ),
- «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова ),
- «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского ),
- «Пахитос» (слова Ивана Мятлева ),
- «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана ),
- «Что поешь, краса-девица» (слова генерала Василия Домонтовича ),
- «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),
- «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина ).
-
оперы
- Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге )
- Буря (1830-е гг.)
- Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
- Волшебная ночь (1838—1839, не окончена)
- Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841—1843)
- Аммалат-Бек (1842—1847)
-
оперы-водевили
- Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером , 1822 г., Большой театр, Санкт-Петербург)
- Деревенский философ (1823 г., театр на Моховой, Москва)
- Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824 г., Малый театр , Москва)
- Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем , 1824 г., театр на Моховой , Москва)
- Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825 г., Большой театр , Москва)
- Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825 г., там же)
- Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825 г., там же)
- Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
- балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
- пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
- мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
-
для оркестра
- Симфония e-moll (1850)
- Увертюра f-moll
- Танцевальная сюита
-
инстр. ансамбли
- 3 струн. квартета (No 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
- 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
- фп. квинтет (1815?)
- соната для скр. и фп. (1834)
- квартет для 4 флейт
- квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
- пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
- фп. пьесы, в том числе соната, танцы
- хоры и хор. обработки собств. соч.
- романсы для голоса с фп. (св. 150)
- вок. ансамбли
-
обр. нар. песен
, в том числе
- Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
- Азиатские песни (1833—1835?)
- и др.
- музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827 г.), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы ( Шекспира , 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.
Примечания
- ↑ Риман Г. Алябьев // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон — М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 3. — С. 1500.
- ↑ Алябьев Александр Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- Э. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон — М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 1. — С. 32—33.
- (недоступная ссылка) .
- Грачёва О. А. Соловей русского романса. // Военно-исторический журнал . — 2011. — № 12. — С.71-72.
- Коробко М. Ю. // Южные горизонты. 2001. № 31. С. 11.
- от 25 июня 2009 на Wayback Machine .
- Первый муж, полковник Андрей Павлович Офросимов (1788—1839), считается одним из прототипов Фамусова. Он был сыном знаменитой московской барыни Настасьи Дмитриевны Офросимовой .
- Дата обращения: 17 июня 2021. 24 июня 2021 года.
- от 8 сентября 2017 на Wayback Machine / Православие.Ru.
- . Дата обращения: 29 мая 2022. 6 мая 2022 года.
- . Дата обращения: 20 мая 2018. 21 мая 2018 года.
- . Дата обращения: 20 мая 2018. 21 мая 2018 года.
- . wikimapia.org. Дата обращения: 3 мая 2019. 3 мая 2019 года.
Литература
- Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерки жизни и творчества. — М.: П. Юргенсон, 1912. — 92 с.
- Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. — 404 с.
- Штейнпресс Б. С. А. А. Алябьев в изгнании. — М. : Музгиз, 1959. — 148 с.
- Доброхотов Б. В. Александр Алябьев : творческий путь. — Москва : Музыка, 1966. — 317 с.
- Каширников В. П. . — М., 2010.
- Баринов Е. Х. «Игрецкое дело» Александра Алябьева: (грустная история) — Москва: Проспект, 2017. — 64 с.: портр.
- 2020-05-08
- 1