Любомирский, Константин Ксаверьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Казими́р (Казимеж) Анаста́сий Ка́роль Любоми́рский ( польск. Kazimierz Anastazy Karol Lubomirski ; 17 февраля 1813, Черневцы — 29 июня 1871, Львов ) — польский композитор из рода Любомирских , автор салонных пьес для фортепиано и песен.
Принадлежал к гербу Дружине . Сын и Франциски Залуской, внук киевского каштеляна Юзефа Любомирского .
Ещё когда Казимир был ребёнком, его родители перестали жить вместе. Он рано выказал музыкальные способности. Учился сначала у Й. Шмидберга ( Schmidberg ), капельмейстера придворного оркестра Любомирских в Ровно , затем у Фридриха Дотцауэра в Дрездене . Во время своего путешествия по Европе познакомился со многими выдающимися деятелями искусства. В Варшаве сдружился с младшим братом Юзефа Игнация Крашевского Каэтаном.
В 1852—1858 годах Любомирский был вице-председателем Общества помощи обедневшим музыкантам ( Towarzystwo Wsparcia Podupadłych Artystów Muzyki ) и устраивал еженедельные концерты в своём музыкальном салоне. После смерти Юзефа Эльснера в (1854) перевёл с немецкого и подготовил к изданию (1855) его дневник 1839—1848 годов («Sumariusz moich utworów muzycznych»). Отрывки из него были напечатаны в 1857 году в новом журнале (первое полное издание появилось лишь в 1957 году).
После 1860 года Любомирский обосновался в своём поместье в Ровно, где, помимо прочего, был куратором гимназии. За несколько лет до смерти из-за частичного паралича перестал заниматься музыкой и посвятил себя переводам зарубежной литературы на польский язык. Скончался в 1871 году во Львове.
Жена (с 1837) — Зинаида Михайловна Голынская ( Zeneida z Hołyńskich , 1820—1893), внучка графа Д. А. Толстого и племянница предводителя дворянства Могилевской губернии В. И. Голынского . Последние годы проживала в резиденции Любомирских в Ровно , где и умерла. Дети:
Музыкальные сочинения Любомирского печатались преимущественно в Польше, но также в некоторых немецких издательствах. Существует по меньшей мере 61 сочинение с номером и несколько без номера. Его наследие разделяется на салонные танцевальные пьесы для фортепиано (прежде всего мазурки , почти все имеют описательный заголовок либо названы по имени того, кому посвящены) и песни для голоса с фортепиано. Последние имеют большее значение и пользовались относительной известностью. В настоящее время они давно вышли из репертуара.
Среди наиболее популярных песен Любомирского:
В конце XIX века варшавское издательство «Гебетнер и Вольф» выпустило полное собрание песен ( Utwory do śpiewu księcia Kazimierza Lubomirskiego , в него не были включены сочч. 59—61 ).