Interested Article - Реквием до минор (Керубини)
- 2020-01-08
- 1
Ре́квием до мино́р для смешанного хора и оркестра — заупокойная месса ( лат. Requiem ) Луиджи Керубини , сочинённая в 1817 году .
История создания
Реквием памяти Людовика XVI был заказан бывшему композитору Революции Луиджи Керубини к годовщине казни короля и королевы (21 января 1793 года ). Когда композитор приступал к работе, его ближайшим предшественником во французской музыке был Ф. Ж. Госсек , написавший свой Реквием (Messe des morts) ещё в 1760 году .
Реквием был впервые исполнен 21 января 1817 года в Париже, в соборе Сен-Дени , где в 1815 году были перезахоронены останки короля и королевы. Четыре года спустя, 13 февраля 1820 года , он был исполнен в той же церкви в связи с убийством наследника французского престола Карла.
Реквием сразу получил признание у современников; Л. ван Бетховен говорил, что, если ему доведётся когда-нибудь писать Реквием, он возьмёт за образец сочинение Керубини ; в соответствии с пожеланием Бетховена именно этот Реквием был исполнен на его похоронах . Сочинением Керубини восхищались и композиторы следующего поколения, в том числе Р. Шуман , И. Брамс , Г. Берлиоз , Дж. Верди . В то же время консервативные деятели католической церкви находили Реквием Керубини слишком светским для того, чтобы он мог исполняться в церкви; в частности, архиепископ Парижский Луи де Келан осудил присутствие в хоре женских голосов и запретил исполнять заупокойную мессу Керубини в церквах. Свой второй Реквием, ре-минорный (1836), Керубини написал уже для мужского хора.
Структура Реквиема
- 1. Introit и Kyrie
- 2. Graduale
- 3. Dies irae
-
4. Offertorium:
- Domine Jesu Christe
- Hostias
- 5. Sanctus
- 6. Pie Jesu (Lacrimosa)
- 7. Agnus Dei
Музыка
Луиджи Керубини, в совершенстве владевший полифоническим письмом и контрапунктом, о чём свидетельствуют его ранние, ещё итальянского периода, духовные сочинения, в 1816 году должен был считаться с изменившимися вкусами, воспитанными не в последнюю очередь на его « операх спасения »; Реквием, хотя и был написан исключительно для хора, без солистов, по стилю имел больше общего с его операми, чем с ранними духовными сочинениями. Вместе с тем Керубини стремился оставаться в рамках литургии и создал произведение яркое, но не театральное .
Написанный в то время, когда был уже широко известен Реквием Моцарта и даже перекликающийся с ним в Lacrimosa, Реквием Керубини и от моцартовского, и от многих других, более поздних, отличается компактностью Dies irae , которая у него не распадается на части, а исполняется на одном дыхании.
Записи
- L. Cherubini. Messe de Requiem en ut ( 1950 ), Хор и оркестр NBC. Дирижёр Артуро Тосканини
- L. Cherubini. Messe de Requiem en ut ( EMI Columbia, 1952 ). Хор и оркестр Академии Санта-Чечилия . Дирижёр Карло Мария Джулини
- L. Cherubini. Requiem a la memoire de Louis XVI (EMI, 1980 ). Хор и оркестр Филармония . Дирижёр Риккардо Мути .
- L. Cherubini. Messe de Requiem en ut ( Decca , 1985 ). Хор и оркестр Чикагский симфонический оркестр. Дирижёр Георг Шолти
Использование в кино
- Твин Пикс: Сквозь огонь (1992)
- Бунт: Дело Литвиненко (2007)
Примечания
- Grove p. 577:For the anniversary of the execution of Louis XVI on 21 January 1817 he wrote his first Requiem (C minor), which, contrary to his usual practice, had no soloists.
- ↑ A. P. // Gramophone. — London, November 1953. — С. 54 . (недоступная ссылка) (англ.)
- Рыцарев С. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М. : Советская энциклопедия, 1973—1982. 1 мая 2013 года.
Ссылки
- 2020-01-08
- 1