Interested Article - Штельцнер, Альфред

Альфред Штельцнер ( нем. Alfred Stelzner ; 29 ноября 1852 , Гамбург 9 июля 1906 , Дрезден ) — немецкий композитор и изобретатель музыкальных инструментов. Сын художника и фотографа .

С детства интересовался музыкой и математикой. Изучал инженерное дело в Политехнической школе в Мюнхене , затем в 1874—1876 гг. в Политехнической школе в Ганновере , где был также соучредителем и секретарём студенческого научного общества, соредактором первого выпуска журнала студенческих научных работ.

После завершения образования следы Штельцнера теряются вплоть до конца 1880-х гг., когда он оформил несколько патентов на несложные домашние приспособления. В 1891 г. Штельцнер запатентовал в Германии и Великобритании (годом позже также в Швейцарии, а в 1893 г. и в США) несколько изменений в форме струнных смычковых инструментов , которые, по его мнению, способствовали улучшению качества звука. С 1891 г. началось производство таких видоизменённых инструментов в мастерской в Висбадене , в 1893 г. предприятие было переведено в Дрезден, где работало, по-видимому, до 1900 года. В общей сложности по системе Штельцнера было изготовлено около 330 инструментов. Ведя довольно агрессивную маркетинговую политику, Штельцнер получил на свои инструменты положительные отзывы ряда известных музыкантов, среди которых скрипачи Эжен Изаи , Август Вильгельми , Эмиль Соре , виолончелисты Давид Поппер , ; известно, что на инструментах Штельцнера играли Карл Халир и Эдуард Раппольди .

Скрипка системы Штельцнера (1893)

Помимо стандартных инструментов с техническими усовершенствованиями, Штельцнер сконструировал два оригинальных струнных инструмента, принадлежащих к скрипичному семейству, — (вариант теноровой скрипки, занимающей место между альтом и виолончелью) и (на кварту ниже стандартной виолончели). Эти инструменты пользовались определённой популярностью в Германии на рубеже столетий — в том числе благодаря популяризаторской активности их создателя. Так, в 1896 г. по инициативе и на средства Штельцнера в Дрездене прошёл конкурс композиций с участием новых инструментов, — жюри во главе с Феликсом Дрезеке присудило победу секстету Арнольда Круга для четырёх традиционных и двух новоизобретённых струнных, сам Дрезеке годом позже также использовал виолотту в своём Первом струнном квинтете. Среди других композиторов, обращавшихся к виолотте или челлоне, были также Сергей Танеев и Макс фон Шиллингс .

Сам Штельцнер также сочинял музыку с использованием собственных инструментов — его оперы «Рюбецаль» ( нем. Rübezahl ) и «Конец Сватовита » ( нем. Swatowits Ende ), на собственные либретто, были поставлены соответственно в Дрездене (1902) и Касселе (1903); две другие оперы, «Дитя смерти» ( нем. Kinder des Todes ) и «Цецилия», видимо, не увидели сцены.

Несмотря на все усилия по продвижению своих изобретений, Штельцнер в конце концов обанкротился, после чего покончил с собой.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #117270121 // (нем.) — 2012—2016.

Ссылки

Источник —

Same as Штельцнер, Альфред