Interested Article - Человек ли он?!
- 2021-12-08
- 1
«Человек ли он?!» — повесть грузинского писателя Ильи Чавчавадзе , написанная в конце 1850-х — начале 1860-х гг. и рассказывающая о дворянине, чья жизнь полностью подчинена лени и чревоугодию. Одно из классических произведений грузинской реалистической литературы XIX века. Экранизирована в 1979 году. На русском языке известна в переводах Е. Гогоберидзе («И это человек?») и М. Бирюковой («Человек ли он?!»).
Создание
Повесть впервые опубликована в журнале « Грузинский вестник », №№4—6 за 1863 год, под псевдонимом «М. Джимшеридзе» . В 1869 году повесть публикуется отдельной книгой в Санкт-Петербурге в типографии Петербургской Академии наук .
В 1876 году Марий Броссе переводит повесть на французский язык , в 1891 году Тигран Фирумян переводит её на армянский язык (издан в 1898 году), в 1896 и 1897 годах в газете « » публикуются отрывки из повести в русском переводе .
В 1892 году повесть вошла во второй том четырёхтомного собрания произведений Ильи Чавчавадзе .
Сюжет
Эпиграфом к повести служит пословица «Друга брани в лицо, недруга за спиной».
Главные герои повести — князь Луарсаб Таткаридзе и его жена Дареджан, люди средних лет, оба полного сложения. Вначале описывается типичный день семейной пары и их жилище. Князь любит поздно вставать и подолгу лежать или спать днём; значительная часть его времени посвящена обсуждению меню и собственно приёму пищи. За хозяйством он не следит, не считая того, что время от времени покрикивает на своих крепостных. Строения в его усадьбе стоят вкривь и вкось, дом захламлён. Учения и умственной деятельности Луарсаб не признаёт, считая это лишней тратой времени, при этом он считает себя человеком, живущим праведно и не совершающим никаких серьёзных грехов. Дареджан чуть более активна и считает своим долгом присматривать за дворней, раздавая всем слугам подзатыльники и подгоняя их. Луарсаб и Дареджан нередко спорят, так как каждый хочет, чтобы именно его мнение оказалось решающим. По вечерам к ним иногда заходит Елисабет, жена брата Луарсаба, и рассказывает князю и княгине последние сплетни.
Далее рассказывается об истории женитьбы Луарсаба и Дареджан, которые живут вместе уже двадцать лет. В своё время Луарсаб решил жениться на дочери князя Мосэ Гдзеладзе, которую, впрочем, никогда не видел. Однако сам князь, а также нанятая им сваха обманули Луарсаба: брату Давиду, приехавшему к Гдзвеладзе, показали красивую девушку, которая не была дочерью князя. Во время венчания Давид, увидев подмену (Дареджан красотой не отличалась), пытался было устроить скандал, но был подкуплен князем. Обещанной крупной суммы в качестве приданого Гдзвеладзе Лурасабу также не дал. Тем не менее, за годы совместной жизни Луарсаб и Дареджан притерпелись друг к другу. Однако детей у них не было, хотя даже когда обоим исполнилось по сорок лет, они продолжали надеяться. Желание иметь наследника подстёгивалось со стороны Луарсаба ещё и тем, что его брат Давид, с которым он после свадьбы рассорился, намекал на то, что приберёт усадьбу Луарсаба к своим рукам. Луарсаб и Дареджан не раз обращались к гадальщицам и ездили в Телети поклониться иконе Богоматери, но ребёнок у них так и не появился. В результате Дареджан умерла от снадобий, которыми её потчевала старуха-знахарка. Через несколько лет от переедания форелями умер и Луарсаб — «так, как многие помирают между нами, ничего не прибавивши миру своею жизнью и ничего не отнявши смертью» .
В предисловии и последней главе повести автор подчёркивает, что он пишет «не о частном лице, а о пороке всеобщем, общественном». Он говорит о том, что над его историей можно и смеяться, и плакать, но что сам он надеется, что в читателе «пробьются крылья желания сделаться лучше».
Оценки
пишет о том, что в повести «Человек ли он?!» «с особой силой блеснул» многогранный художественный дар писателя. В этой повести «дана поистине эпическая картина жизни, характеры раскрываются уже с психологической глубиной как в социальном, так и в нравственном плане». Произведение показывает в гротескной форме, «до какого предела может опуститься сын человеческий… когда он существует бездумно, когда он бездеятелен и подчиняет дух плоти» . Британский специалист по грузинской литературе Дональд Рейфилд , говоря о Чавчавадзе, отмечает, что тот сочетал «политику воскресения грузинского самосозания с собственной литературной гениальностью», а повесть «Человек ли он?!» указывает в качестве примера того, что «грузинская художественная проза… стала не только назидательной, но и достаточно хорошо написанной, чтобы отвлекать читателей от русского реализма, вдохновлявшего новых грузинских писателей» .
В советском литературоведении повесть Чавчавадзе рассматривалась как «основополагающее произведение грузинского критического реализма » , в качестве одной из главных тем произведения отмечалось «сильнейшее отрицание института крепостного права » . По мнению С. Г. Исакова , «в своей лучшей повести» Чавчавадзе изображает «паразитическую жизнь помещиков, лишённую каких-либо духовных интересов»: супружеская чета Таткаридзе — «типичное порождение крепостнической действительности, свидетельство того, что крепостное право уродует и самих помещиков» .
Повесть «Человек ли он?!» нередко сравнивают с ранней повестью Николая Васильевича Гоголя « Старосветские помещики » ( 1835 ). Так, Ирина Багратион-Мухранели пишет о том, что «в обоих произведениях читатель знакомится с супружескими парами, бездетными, престарелыми, находящимися в конце жизненного пути. Содержание их жизни чрезвычайно неразнообразно — они заботятся о том, что будет составлять их ближайшая трапеза». В обеих повестях «почти ничего не происходит, не только фабула, но и сюжет не развивается» и нет «психологии героев — внутренних монологов, „диалектики души“. Есть описание обыденной жизни» . Ираклий Андроников отмечает, что «тут сходство скорее внешнее, ибо с безобидными старичками из гоголевского „ Миргорода “, с лирическим тоном гоголевского повествования произведение Ильи Чавчавадзе имеет весьма мало общего». По его мнению, «праздные, невежественные, тупые, дошедшие в своем обжорстве до состояния животных, эти существа являют собою злейшую карикатуру на человечество. И если уж говорить о сходстве с Гоголем, то надо вспомнить „ Мёртвые души “. Но еще ближе эта вещь к сатире зрелого Щедрина » .
Адаптации
В 1979 году режиссёрами Семёном Долидзе и Кети Долидзе на киностудии « Грузия-фильм » был снят художественный фильм « Человек ли он? ».
Персонаж Луарсаб Таткаридзе и его жена Дареджан появляются в качестве одних из главных героев в фильме-притче Годердзи Чохели « Прикованные рыцари » 1999 года.
Спектакли по повести неоднократно ставились в грузинских театрах.
Литература
- . — თბილისი:: მთაწმინდა, 2017. — 4965 с. — ISBN 978-9941-9365-8-6 .
Примечания
- , с. 45—46.
- , с. 62—63.
- , с. 106—107.
- , с. 343.
- , с. 427, 430.
- , с. 363.
- Цит. по: Чавчавадзе И. Человек ли он?! Повести и рассказы; Пер. с груз. — М.: Худож. лит., 1987.
- С. Цаишвили. Илья Чавчавадзе // Чавчавадзе И. Человек ли он?! Повести и рассказы; Пер. с груз. — М.: Худож. лит., 1987. — С. 10—11.
- Д. Рейфилд . Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2017. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-389-12135-5 .
- Л. Д. Хихадзе. Из истории восприятия русской литературы в Грузии. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1978. — С. 209.
- М. З. Зандукели . Очерки по истории грузинской литературы XIX века. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1955. — С. 78.
- Исаков С. Г. . Тарту, 1990. С. 65.
- И. Багратион-Мухранели. Пути христианской праведности в повестях «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя и «Человек ли он?» И. Чавчавадзе // «Пир — это лучший образ счастья». Образы трапезы в богословии и культуре / Ж. Леферт и др. — Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2016. — 276 c. — ISBN 978-5-89647-336-7
- И. Андроников . Я хочу рассказать вам…: Рассказы, портреты, очерки, статьи. М.: Советский писатель, 1965. — С. 336.
Ссылки
- (груз.)
- (груз.)
- (груз.)
- 2021-12-08
- 1