Interested Article - Крёстный родитель

Василий Верещагин . «Добрые кумовья». 1887—1900

Крёстный роди́тель (крёстный оте́ц , крёстный, крёстная ма́ть , крёстная) — духовный родитель в христианской традиции , который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крещаемого (кре́стника, кре́стницы). «Восприе́мником» (крёстным сыном ; или «восприе́мницей», крёстной дочерью ) при христианском обряде крещения обозначается человек, который непосредственно принимает крещаемого, вынутого из купели из рук священника. Есть ограничения на возраст крёстного родителя в Католической церкви (не менее 16 лет) и в РПЦ (не менее 15 лет мужского пола и 13 лет женского) .

Используются также термины « кум » и « кума » для крёстных родителей одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу, а также к отцу и матери крестника (крестницы) .

Церковные правила предусматривают одного крёстного (того же пола, что и крещаемый), но с XV века в России принято, что крёстных родителей должно быть двое, разного пола .

Католический Кодекс канонического права не предписывает обязательного наличия крёстных .

В Армянской апостольской церкви нет понятия «крёстная мать» и восприемником может быть только мужчина .

Требования к восприемникам в православии

Не каждый человек может быть допущен к принятию из купели крещаемого. По церковным правилам восприемниками не могут быть:

  1. Родители самого крещаемого.
  2. Лица, состоящие в кровном родстве с крещаемым (это запрещение не носит безусловно обязательной силы).
  3. Монахи, так как монашеский сан соединяется с полным отречением от мира (исторически монашеские власти и монахи необщежительных монастырей бывают восприемниками .
  4. Иноверцы, причём не только нехристиане, но даже и инославные . В некоторых случаях в прошлом по политическим обстоятельствам допускались восприемники из инославных, но с тем условием, чтобы они читали символ веры так, как он читается в Православной церкви .

Источники расходятся в вопросе, могут ли крёстные отец и мать впоследствии вступить в брак между собой , дореволюционное церковное право этому не препятствовало , многие современные источники утверждают обратное .

Требования к восприемникам в католицизме

Согласно Кодексу канонического права , восприемниками не могут быть:

  1. Иноверцы (лица, принадлежащие к некатолическим общинам, могут быть только свидетелями, подтверждающими факт преподанного крещения).
  2. Родители крещаемого лица.
  3. Лица, не достигшие 16-летнего возраста.
  4. Лица, не принявшие миропомазания .
  5. Лица, связанные каноническим наказанием .

Кроме того, восприемник назначается при миропомазании (целесообразно, чтобы это был тот же человек, который принял на себя обязанности восприемника при крещении) .

Обязанности восприемников

В православии восприемники обязаны :

  • научить крестников обращаться к таинствам церкви ( исповедь и причащение ),
  • дать им знание о смысле богослужения и особенностях церковного календаря,
  • приучать посещать церковные службы и поститься.

В обязанности восприемников также входит помощь крестникам в повседневной жизни: защита крестников от соблазнов и искушений, совет в выборе образования и профессии, супруга или супруги.

В католицизме восприемники обязаны:

  • вместе с родителями крестника воспитывать его в вере и практике христианской жизни ,
  • помогать крестнику исполнять его обязанности как христианина .

Лютеране придерживаются тех же принципов в отношении крёстных родителей, что и католики. Они считают, что крёстные «помогают [детям] в их христианском воспитании, особенно если они потеряют родителей». Лютеране, как и католики, верят, что крёстный отец должен быть как крещёным, так и убеждённым христианином . Некоторые лютеране также следуют римско-католической традиции, согласно которой христианин, не принадлежащий к лютеранской деноминации, может служить скорее свидетелем, чем крёстным родителем .

См. также

Примечания

  1. Малый академический словарь Евгеньевой А. П.
  2. Толковый словарь русского языка Ефремовой Т. Ф.
  3. Чумаков В. Т. // Словарь употребления буквы «Ё». — 2013
  4. Крещение // = Codex iuris canonici . — Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. 353—354. — 1500 экз. ISBN 9785942420451 . 6 февраля 2015 года.
  5. (Указы Святейшего Синода 1836 г., V, 23; 1837 г., VIII, 27)
  6. Осадчева О. Л., Кидямкина С. А., Зленко А. А. от 19 июня 2018 на Wayback Machine // Русский язык за рубежом. — № 6 . — 2012. — С. 97—102
  7. Вячеслав Пономарёв. от 4 февраля 2020 на Wayback Machine // Справочник православного человека. — Ч. 2. Таинства Православной Церкви. — М.: Даниловский благовестник, 2007. — С. 23. — ISBN 978-5-89101-191-5
  8. от 14 июня 2021 на Wayback Machine ng.ru 20.04.2021
  9. Анна Цыбенко; Мариам Петросян.: . Миасин — интернет-газета армян Республики Беларусь . Дата обращения: 18 декабря 2021. 18 декабря 2021 года.
  10. А. С. Павлов, от 2 января 2014 на Wayback Machine . Троице-Сергиева лавра, 1902. С. 312
  11. Владимир Ивановский. Русское законодательство XVIII и XIX столетий в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей. . Харьков, 1904. С. 529
  12. Дионисий Свечников. от 5 июля 2017 на Wayback Machine // Православие и мир , 27 октября 2009 года
  13. А. С. Павлов, от 2 января 2014 на Wayback Machine . Троице-Сергиева лавра, 1902. С. 312: «если восприемники … настоятельно просят о дозволении им сочетаться браком, то не запрещать»
  14. от 28 августа 2012 на Wayback Machine . Православие и современность: «В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора : невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой»
  15. Миропомазание // = Codex iuris canonici . — Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. 359—360. — 1500 экз. ISBN 9785942420451 . 6 февраля 2015 года.
  16. от 19 июля 2018 на Wayback Machine . Православие и современность
  17. Катехетическая подготовка // = Codex iuris canonici . — Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. . — 1500 экз. ISBN 9785942420451 .
  18. with Explanation ( , 1991 edition). Retrieved 2010-16-05
  19. . Retrieved 2010-16-05

Литература

Источник —

Same as Крёстный родитель