Interested Article - История Улан-Батора
- 2020-10-02
- 2
В 1778 году кочующая с XVII века резиденция монгольских Богдо-гэгэнов Урга́ (от монг. Өргөө — « Дворец », « Ставка »; также монг. Их хүрээ, Да хүрээ — «Великий монастырь») осела в долине в месте слияния рек Тола и Сэлбэ , став стационарным поселением и крупнейшим городом цинской Внешней Монголии . В 1911 году Урга получила статус столицы Монголии и стала называться Нийслэл хүрээ — «Столичный монастырь». Название Урга не было официальным и использовалось в основном иностранцами. В 1924 году с провозглашением Монгольской народной республики Нийслэл хурээ переименован в Улан-Батор .
История
«Кочевая резиденция»
С начала своего существования Хурэ (Урга) находилось на озере (район нынешнего сомона Бурд аймака Уверхангай ), приблизительно в 250 км от современного Улан-Батора . Это была кочевая резиденция первого монгольского Богдо-гэгэна Дзанабадзара , основанная для него в 1639 году на средства его отца, Тушэту-хана .
Хурэ кочевал по долинам рек Селенга , Орхон и Туул . В ходе монголо-ойратской войны конца XVII века он был разорён джунгарским ханом Галданом-Бошогту , и откочевал во Внутреннюю Монголию (Унгши) до выдворения ойратов . До 1799 года , по разным причинам, «ставка» Богдо свыше 20 раз перемещалась с одного места на другое; однако с её ростом перекочёвки становились всё реже и реже .
Решающую роль в оседании поселения сыграло капитальное строительство храмов и монастырей, а также появление при Богдо-гэгэне влиятельного слоя тибетских лам и китайских торговцев, которым кочевой образ жизни был непривычен и неудобен .
История перекочёвок
Название местности | Период кочёвки | Современный сомон | Современный аймак |
---|---|---|---|
1639—1672 | Бурд | Уверхангай | |
Улаан-Худаг ( Угий-Нуур ) | 1672—1686 | Угийнуур | Архангай |
Эрдэнэтолгой | 1686—1719 | Тувшруулэх | Архангай |
Даган-Дэл | 1719—1720 | Сэлэнгэ | |
Усан-Сээр | 1720—1725 | Цэнхэр | Архангай |
1725—1729 | Сэлэнгэ | ||
1730—1732 | Батсумбэр | Туве | |
1732—1733 | Батсумбэр | Туве | |
1733—1734 | Жаргалант | Туве | |
— | 1734 | Жаргалант — Угтаалцайдам | Туве |
1736—1740 | Батсумбэр | Туве | |
1740—1742 | Батсумбэр | Туве | |
1742—1743 | Батсумбэр | Туве | |
Угээмэр | 1743—1747 | Алтанбулаг | Туве |
Алтан-Тэвш | 1747—1772 | Батсумбэр | Туве |
Хуйн-Мандал | 1772—1778 | Батсумбэр | Туве |
Хун-Чулуу | 1778 | Батсумбэр | Туве |
Оседлость
В конечном итоге, в 1778 году , Урга окончательно осела в слиянии рек Сэлбэ и Туул , к северу от горы Богд-Хан-Уул , на караванном пути из Пекина и Калгана в Кяхту . Город стал резиденцией не только Богдо-гэгэна, но и двух цинских амбаней. В скором времени в нескольких километрах к востоку от города вырос китайский торговый квартал — Маймачен (買賣城).
В Урге при многочисленных монастырях и храмах проживало около 10 тыс. лам и монахов. Устои монашеской жизни определялись собственными «Внутренними правилами Великого монастыря» ( монг. Их Хурээний дотоод дурэм ), издававшимися Богдо-гэгэном . В 1835 году в городе был основан крупнейший по сей день буддийский монастырь — Гандантэгченлин . В городе постоянно жили хубилганы Богдо-гэгэна , главы буддийского духовенства Монголии; в начале XX века у Богдо-гэгэна имелось в Урге две резиденции — зимняя и летняя . Помимо Богдо-гэгэна, постоянную резиденцию в Урге имели и другие хубилганы: Донкор-хутухта, Эрдэни-Мэргэн-пандита, Жанчубдоржийн-хубилган; Лувсанпринлэй-Дандарын-хубилган, Бамбарын-хубилган и Лувсангэлэгийн-хубилган. После Лхасы Урга была вторым по значимости религиозным центром тибето-буддийского мира.
[Монастырь, состоящий из] несколько кумирен; в самой большой — медный бурхан Майдари , 7 сажен 2 аршина высоты, одно из образцовых произведений китайского искусства. Типография для печатания священных книг. Площадь, где ежедневно ведётся торговля различным товаром и живым скотом. Несколько домов, принадлежащих русским купцам, ведущим комиссионную доставку чая в Россию ; до 35 китайских лавок. Близ Урги — резиденция лам , изучающих высший курс буддийского богословия.
В 5 верстах от Урги — поселение Маймачэн (買賣城). Здесь живут исключительно китайцы , занимающиеся торговлей (главным образом — лесом).
В 2 1/2 верстах от Урги, близ реки Толы, летний дворец боготворимого ламаистами ургинского хутухты , к которому стекаются паломники и приносятся богатые дары.
К востоку от Урги китайская крепость, а далее, в полуверсте от неё, здания русского консульства, построенные в 1863 — 1865 гг. При консульстве православная церковь и почтовая контора.
— ЭСБЭ (конец XIX века)
Начало XX века
К началу XX века монгольское население Урги достигало 25 тыс. чел., из которых 10 тыс. было либо монахами, либо лицами, занятыми в монастырском хозяйстве . На 1919 год население Урги оценивалось в приблизительно 100 тыс. человек, из которых 30 тыс. составляли монголы (20 тыс. лам и 10 тыс. мирян), а около 70 тыс. составляли китайцы; кроме этого в Урге проживало до 3 тыс. русских . На тайной встрече монгольской знати летом (в монгольский праздник Надом ) 1911 года в Урге было принято решение об провозглашении независимости. 30 ноября ургинский Сандо получил письменное уведомление о низложении китайской власти во Внешней Монголии и объявлении суверенитета страны, и был вынужден покинуть город. С 1912 года город получил название монг. Нийслэл Хүрээ — «Столичная ставка».
Новопровозглашённое государство было поддержано Российской империей . Монголия получила заём в 5 млн руб. (2 млн руб. пошло на строительство Да-хурэ); однако с момента Октябрьской революции русское влияние в Монголии начало ослабевать, и в 1919 году Урга была оккупирована десятитысячной китайской армией генерала Сюй Шучжэна . В феврале 1921 года город был захвачен Азиатской дивизией Р. Ф. Унгерн-Штернберга ; в Урге был учинён первый и последний в истории Монголии еврейский погром (погибло до 50 человек, или около 10% евреев, живших в Монголии) , вместе с китайским гарнизоном бежала часть китайского и прокоммунистически настроенного населения. Город был оставлен Унгерном для похода в Бурятию против красных; потерпев ряд поражений, он отвёл дивизию с кяхтинского тракта, оставив на дороге на Ургу лишь небольшой заслон. Город 6 июля 1921 года был занят красными в результате монгольской операции объединённых войск Монгольской Народной Армии (во главе с главнокомандующим Дамдином Сухэ-Батором ), войск РСФСР и Дальневосточной Республики .
Переименование
После смерти монгольского монарха, Богдо-хана , 26 ноября 1924 года на заседании 1-го была принята первая в истории страны конституция Монголии . На этом же заседании решался вопрос о новом имени столицы страны, более сообразующемся с текущими социально-политическими реалиями. Рассматривались предложения, поступавшие от населения; так, некий делегат Тэбэкто предлагал переименовать Ургу в «Монгольский Народно-Партийный Пекин». Председатель собрания объявил, что из всех поступивших вариантов больше всего голосов за имя «Батор-Хото» ( монг. Баатар хот , «город-богатырь»), имплицитно подразумевающее фигуру Чингисхана . Тогда к собравшимся обратился уполномоченный Коминтерна Т. Р. Рыскулов :
Чингисхан был народным героем, но он был завоевателем. Теперешняя Народная Монголия не имеет завоевательных целей, она хочет освободиться и развиваться самостоятельно, по революционному пути. Поэтому название Улан-Батор-Хото будет революционным названием, и оно будет понятно всем. Приставка «Улан» (красный) придаёт этому названию революционный характер, будет означать революционную твёрдость монгольского народа в деле защиты своей независимости.
Это предложение было принято единогласно.
Русская колония в Урге
Конец XIX — начало XX веков
С начала оседлого периода Урга стала одним из перевалочных пунктов межгосударственной русско-китайской караванной торговли (см. История кяхтинской торговли ). В январе 1806 года в Ургу прибыла российская миссия общим составом в 130 человек, в том числе Ю. А. Головкин , Ян Потоцкий , Ю. Клапрот , А. Е. Мартынов и другие. С подписанием российско-китайского Пекинского трактата ( 1860 ) и « Правил сухопутной торговли » ( 1862 ) были разрешены частная торговля русских купцов во Внешней Монголии и открытие консульства. В 1863 году в Урге открылось российское генеральное консульство , располагавшееся в новом двухэтажном здании; в том же году была освящена консульская Троицкая церковь (восстановлена в Улан-Баторе в 2009 году ). Штат консульства состоял из нескольких человек; здание охранялось 20 конвойными казаками.
Во второй половине XIX — начале XX веков Ургу посещали многочисленные русские учёные и путешественники: Е. Ф. Тимковский , Н. М. Пржевальский , П. К. Козлов , А. М. Позднеев , Ф. И. Щербатской и другие.
После Национальной революции 1911 года российское присутствие в Урге значительно расширилось. В городе была открыта типография; российская военная школа в Худжир-Булане, построены казармы; обучением монгольской армии занялись российские военные специалисты. В 1914 году в Урге был открыт Монгольский национальный банк , организованный российскими финансистами и финансируемый Сибирским торговым банком . Русская колония в Урге насчитывала около 300 человек; действовало до 20 русских торговых фирм, кожевенный завод и др.
Китайский режим
Китайская оккупация Халхи существенно не изменило жизни русской колонии; российское генконсульство продолжало работу. В начале 1920-х годов усилился приток русских в Ургу из Сибири и Забайкалья , особенно после падения режима Омского правительства . Большинство эмигрантов рассчитывало добраться через Халху в Маньчжурию ; однако многие осели в Урге, и численность колонии возросла до тысячи. В мае 1920 года в Урге правительством Дальневосточной республики была открыта контора Центросоюза . Экономическая жизнь колонии разнообразилась: русские артели были заняты в перевозке товаров по , лесозаготовке, рыболовстве, горном деле, молочной промышленности и т. п.
Помимо русских, бежавших от советской власти, в Урге жили и русские большевики ; виднейшими из них были секретарь Русской торговой палаты Чайванов, второй настоятель Троицкого прихода о. Феодор (Парняков), а также наборщик М. Кучеренко, контактировавший с антикитайскими подпольными группами в Урге . Ургинский был противником большевиков, и бежавшие из РСФСР чувствовали себя спокойно; однако после вторжения в Монголию Азиатской дивизии Унгерн-Штернберга в октябре 1920 года китайский генералитет стал рассматривать их как сочувствующих ему и потенциально опасных. Тем не менее, представленный большевиками Чэнь И поимённый список бывших царских и белогвардейских офицеров и предложение об их аресте остались без внимания, но после неудачного ноябрьского штурма Урги Унгерном в городе произошёл военный переворот и Чэнь И был отстранён от дел. Генерал Го произвёл крупные аресты русских, в первую очередь — бывшего белого офицерства и членов их семей (около 50 чел.). За городом за период от первого до второго штурма Урги Унгерном было убито около 100 русских эмигрантов, следовавших по дороге из Кобдо в Хайлар . Троицкая церковь была разграблена.
Колония при Унгерне
После начала штурма Урги 1 февраля Азиатской дивизией был издан приказ начальнику тюрьмы о расстреле всех русских заключённых, но по каким-то причинам (скорее всего, из-за бегства охраны) он не был выполнен. Сообщается, что китайский генералитет намеревался силами гарнизона уничтожить всю русскую колонию, однако это распоряжение не было отдано из-за вмешательства Чэнь И; так что русские встречали Унгерна как освободителя. Одной из первых мер Унгерна в Урге было уничтожение русских коммунистов и сочувствовавших им; были убиты Кучеренко, Парняков, Цветков (бывший комиссар на Германском фронте) и другие.
5 февраля была объявлена регистрация добровольцев в дивизию, а 8— 9 февраля — мобилизация всего русского мужского населения Урги, способного носить оружие (ок. 200 чел.; через две недели аналогичный приказ был объявлен по всей стране). Часть уже зарегистрированных вскоре бежала из города.
При поддержке Унгерна в городе и окрестностях был открыт ряд предприятий, руководимых русскими; в основном для собственных военных нужд: восстановлен кожевенный завод, производивший обмундирование, скипидарный завод в Дзун-Моде и др.; возобновлена работа военной школы и Национального банка, который начал выпуск монгольских долларов .
После провала унгерновского « Похода на Русь » Азиатская дивизия, избегая столкновений с красными, отошла на восток. 4 июля из города вышли последние тыловые подразделения. Как только в Урге стало известно, что Унгерн не собирается её защищать, члены семей военных в спешном порядке начали покидать Ургу в направлении Хайлара и Калгана . Несколько десятков были арестованы красными монголами и возвращены в город, однако комиссар Урги и полномочный представитель СССР в Монголии А. Н. Васильев впоследствии позволил желающим выехать как в Китай, так и в Россию.
См. также
Примечания
- П. Энхбат, О. Пурэв . Улаанбаатар. — Улаанбаатар, 2001. — х. 9
- . Дата обращения: 28 мая 2010. Архивировано из 18 февраля 2008 года.
- Сухбаатар О. . Уртон (7 апреля 2014). Дата обращения: 26 октября 2015. 7 января 2016 года.
- Kohn, Michael Lonely Planet Mongolia 4th edition, 2005 ISBN 1740593596 , p. 52
- Позднеев А. М. Очерки быта буддійскихъ монастырей и буддійскаго духовенства въ Монголии въ связи съ отношеніями сего последняго къ народу. СПб. , Типография Императорской Академии наук, 1887. — с. 241
- Palmer, James The Bloody White Baron 2008, Faber and Faber Limited Press, ISBN 9780571230235 , p. 45
- . Дата обращения: 12 июня 2012. 22 июля 2015 года.
- Кузьмин С.Л. История барона Унгерна. Опыт реконструкции. Москва: издательство КМК, 2010
- Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М., Тов-во научных изданий КМК, 2006. — ISBN 5-87317-302-8 — c. 140
- Timkowski, George Travels of the Russian mission through Mongolia to China and residence in Peking in the years 1820—1821 Vol.1, 1827 London, p. 128
- Торновский М. Г. События в Монголии-Халхе в 1920—1921 годах // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: КМК, 2004 — сс. 184—187 — ISBN 5-87317-175-0
- Торновский М. Г. События в Монголии-Халхе в 1920—1921 годах // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: КМК, 2004 — с. 187 — ISBN 5-87317-175-0
- ↑ Торновский М. Г. События в Монголии-Халхе в 1920—1921 годах // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: КМК, 2004 — с. 189 — ISBN 5-87317-175-0
- Торновский М. Г. События в Монголии-Халхе в 1920—1921 годах // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: КМК, 2004 — с. 222 — ISBN 5-87317-175-0
- Князев Н. Н. Легендарный барон // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: КМК, 2004 — с. 72 — ISBN 5-87317-175-0
- Торновский М. Г. События в Монголии-Халхе в 1920—1921 годах // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: КМК, 2004 — с. 319 — ISBN 5-87317-175-0
Литература
- Дугаров В. Д. , Голых А. В. Развитие монгольского кочевого города: история и проблемы // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. — № 7. — С. 130—135.
- Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М., Товарищество научных изданий КМК, 2006.
- Потанин Г. Н. // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1891. — Т. 46 , № 1178 . — С. 131—133 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-10-02
- 2