Поллок, Руфус
- 1 year ago
- 0
- 0
Руфус Уилмот Гризвольд , также Грисвольд , Грисуолд и Гризуолд ( англ. Rufus Wilmot Griswold ; 13 февраля 1815 — 27 августа 1857 ) — американский литературовед, поэт , редактор и критик . Литературную известность и репутацию приобрёл благодаря изданной им антологии американской поэзии «Поэты и поэзия США» ( англ. The Poets and Poetry of America ) ( 1842 ).
Однако всемирную известность ему принесла роль, сыгранная им в жизни и, особенно, в смерти известного американского писателя Эдгара Аллана По . Гризвольд стал автором первого некролога и первой полной биографии Эдгара По, которые на десятилетия вперёд создали Эдгару По образ порочного и неуправляемого алкоголика, наркомана и безумца. Многие из тезисов Гризвольда были полуправдой, большинство — откровенной ложью. Доказано, в частности, что По не был наркоманом . В 1941 году было установлено, что «письма» По, которые Гризвольд использовал в своей работе в качестве «доказательства», были подделаны .
Руфус Гризвольд родился в строгой кальвинистской семье из Бонсона (штат Вермонт ) 13 февраля 1815 года . Он был двенадцатым из четырнадцати детей. Отец Руфуса был фермером и башмачником . В 1822 году семья переехала в Хуббардтон ( англ. ). С детства отличался непредсказуемостью и бесшабашностью. В 15 лет Руфус ушёл из дома, посчитав себя: «одинокой душой, блуждающей по миру, бездомным и безрадостным изгнанником» .
Гризвольд переехал в Олбани (Нью-Йорк) , где жил вместе с 22-летним журналистом Джорджем С. Фостером ( англ. George C. Foster ), известным как автор книги «Нью-Йорк при свете лампы» ( англ. New-York by Gas-Light ) . Между молодыми людьми могли быть романтические отношения. Гризвольд жил у Фостера до 17 лет . Когда он съехал, Фостер направил ему письмо, в котором просил вернуться. Письмо заканчивалось словами: «Вернись, если любишь меня» . Гризвольд пытался поступить в Политехнический институт Ренсселира в 1830 году, но принят не был, поскольку его застали за попыткой подшутить над профессором .
После непродолжительного периода, когда Гризвольд был учеником у печатника, он перебрался в Сиракьюс , где совместно с несколькими приятелями он основал газету The Porcupine . Издание было ориентировано на местных жителей и публиковало то, что запомнилось злобной критикой .
Он переехал в Нью-Йорк в 1836 году , а в марте того же года он был представлен 19-летней Каролине Сирлес ( англ. Caroline Searles ), на которой он впоследствии женился . Гризвольд работал редактором в нескольких изданиях Нью-Йорка. В октябре он участвовал в предвыборной гонке за пост в партии Вигов , но партийной поддержки не получил . В 1837 году получил сан баптистского священника, хотя постоянного прихода так никогда не имел.
Гризвольд женился на Каролине 12 августа 1837 года , у пары родились две дочери. После рождения второй дочери, Гризвольд оставил семью в Нью-Йорке, а сам перебрался в Филадельфию . Его отъезд ( 27 ноября 1840 года ) был внезапным: он оставил работу у Хораса Грили в New York Tribune , а также свою обширную библиотеку. В Филадельфии он присоединился к редакционному коллективу газеты Daily Standard , где стал выстраивать репутацию литературного критика, известного своей жестокостью и мстительностью .
6 ноября 1842 года Гризвольд навестил свою жену в Нью-Йорке после рождения у неё их третьего ребёнка, сына. Через три дня, вернувшись в Филадельфию, Гризвольд получает известие о смерти и сына и жены . Пребывая в глубоком шоке, Гризвольд сопровождает тело жены на поезде, не отходя от гроба всё время пути. На все предложения пойти отдохнуть, он лишь продолжал обнимать тело жены, целовать в мёртвые губы, а дочери плакали рядом с ним . Он отказывался покидать кладбище после похорон, даже после того, как ушли плакальщики, родственники уводили его силой . Он написал длинное стихотворение, посвящённое Каролине, которое было опубликовано в газете New York Tribune 16 ноября 1842 года под названием «Пять дней». Он с трудом верил, что её больше нет, и продолжал мечтать о воссоединении . На сороковой день после её похорон Гризвольд открыл её склеп, срезал локон её волос, целовал её в лоб и губы и рыдал у её тела несколько часов, пока не был обнаружен другом 30 часов спустя .
В 1842 году Гризвольд опубликовал 476-страничную антологию американской поэзии «Поэты и Поэзия США» ( англ. The Poets and Poetry of America ) , которую он посвятил американскому поэту Вашингтону Олстону . В сборник Гризвольда вошли стихи более, чем 80 авторов, включая 17 стихотворений Лидии Сигурни , три произведения Эдгара Аллана По, и 45 — . Хоффман был близким другом и ему было отведено вдвое больше места, чем остальным. На этом Гризвольд не остановился, и продолжил редактировать другие антологии, в частности вышли «Биографический ежегодник» ( англ. Biographical Annual ), в котором собирались биографические очерки о недавно умерших выдающихся персоналиях, а также «Жемчужины Американской женской поэзии», «Прозаики Америки» и «Женщины-поэты Америки». Сборник «Прозаики Америки» вышел в 1847 году в противовес аналогичной антологии, опубликованной Корнелиусом Мэтьюсом и Эвертом Дьюкинком , представителями нового политического движения США . Изданная Гризвольдом антология прозы стала причиной возникшей между тремя авторами вражды. Гризвольд её предвидел, поскольку сразу после публикации написал Бостонскому редактору Джеймсу Томасу Филдсу , что « Молодая Америка будет в бешенстве» .
В 1843 году Гризвольд организовал выпуск ежегодного подарочного иллюстрированного альманаха The Opal , в котором печатались эссе, поэзия и рассказы. Первый сборник вышел под редакцией Натаниэля Паркера Уиллиса . Некоторое время Гризвольд работал редактором в газете Saturday Evening Post . Гризвольд издал также и сборник собственной поэзии «Кипарисовый венок» ( англ. The Cypress Wreath , 1844 ). Многие его стихотворения, например, «Счастливый час смерти» ( англ. The Happy Hour of Death ), «Смертный сон» ( англ. The Slumber of Death ) или «На смерть молодой девицы» ( англ. On the Death of a Young Girl ), особое значение придавали смертности и смерти . Ещё один сборник его поэзии, «Христианские баллады и другие стихотворения» ( англ. Christian Ballads and Other Poems ) был опубликован в 1844 году . В 1854 году Гризвольд издал книгу «Республиканский двор, или Американское общество времён Вашингтона» ( англ. The Republican Court or, American Society in the Days of Washington ). Книга была направлена на освещение событий времён президентства Джорджа Вашингтона , однако Гризвольд представил смесь исторических фактов и сомнительных домыслов .
20 августа 1845 года Гризвольд женился на Шарлотте Мейерс ( англ. Charlotte Myers ), женщине еврейского происхождения, которой на тот момент было 42 года, а самому Гризвольду 33 . Биографы утверждают, что Гризвольда заставила вступить в этот брак тётя Шарлотты. Сам Гризвольд был против женитьбы, его пугала разница в религиозных убеждениях, которая была настолько велика, что один из друзей Гризвольда называл его жену «маленькая еврейка» . Один из биографов Гризвольда, Джо Бэйлисс , утверждает, что Гризвольд в брачную ночь обнаружил у своей жены «некие физические отклонения, которые не позволяли ей быть женой», а биограф Эдгара По Кеннет Сильверман утверждал, что она просто не могла иметь интимную близость. Гризвольд счёл брак не имеющим юридической силы и недействительным «как брак, заключённый между лицами одного пола, или при условии невозможности одной из сторон вести сексуальную жизнь» . Тем не менее они вместе переехали в Чарльстон , родной город Шарлотты, где жили под одной крышей, хотя и в разных комнатах. Они оба были несчастливы, и в конце апреля 1846 года она наняла адвоката, который составил для неё соглашение о раздельном проживании с целью «окончательного и безоговорочного расставания и последующего развода» . По соглашению Гризвольду запрещалось вступать в повторный брак, ему также выплачивалась сумма в размере 1000 долларов США в случае, если он оставит свою дочь Каролину на попечение семьи Мейерс . После разрыва Гризвольд немедленно перебрался обратно в Филадельфию.
Несколькими годами позже Гризвольд переехал в Нью-Йорк, оставив свою младшую дочь Каролину в семье Мейерс, а старшую, Эмили, с родственниками по материнской линии. К этому времени за ним закрепилось прозвище «Турецкий султан» ( англ. Grand Turk ). Летом 1847 года Гризвольд решил составить антологию американской женской поэзии . По его мнению, женская поэзия, в отличие от мужской, была лишена « интеллектуальности », а значит, их надо было разделять. В предисловии к антологии он написал: «Условия формирования эстетического вкуса у полов весьма различны, даже противоположны» .
Литературные произведения, выбранные им для сборника «Поэтессы Америки» ( англ. The Female Poets of America ), далеко не всегда являлись образчиками прекрасной поэзии, скорее наоборот, он старался выбирать те стихи, в которых делался акцент на традиционные ценности и мораль . В том же году Гризвольд приступает к работе над книгой, которую сам считал своим magnum opus — большой биографический словарь. Гризвольд продолжал работу над ним в течение нескольких лет, широко его рекламировал, однако книга так и не вышла . Он активно помогал американской писательнице и поэтессе Элизабет Эллет в публикации её книги «Женщины Войны за Независимость» ( англ. Women of the American Revolution ), и его здорово разозлило, что Эллет не отметила его помощь в благодарственной надписи к книге . В июле 1848 года он посещает поэтессу Сару Хелен Уитман в её доме в Провиденс , к этому времени он уже страдал от вертиго и истощения, редко покидал свою квартиру в Нью-Йоркском Университете и с трудом обходился без опиума . Осенью того же года у него случился эпилептический припадок , первый в череде многих последующих, от которых он будет страдать до конца своей жизни. Во время одного такого припадка Гризвольд упал с парома в Бруклине и чуть не утонул . Он написал издателю Джеймсу Филдсу:
«Я в ужасном состоянии, как физически, так и умственно. Не знаю, чем всё это закончится… Я в изнеможении — между жизнью и смертью; между раем и адом»
Оригинальный текст (англ.)«I am in a terrible condition, physically and mentally. I do not know what the end will be ... I am exhausted—betwixt life and death—and heaven and hell»Из письма Р. У. Гризвольда
В 1849 году большое расстройство Гризвольду причинила история с помещением в психиатрическую клинику его друга, Чарльза Фенно Хоффмана .
Гризвольд продолжал редактировать и писать критические очерки для различных изданий, как на постоянной основе, так и работая вне штата, включая полуторагодичный период работы на журнал The International Magazine с 1 июля 1850 по 1 апреля 1852 . Там он работал с такими авторами, как , Мэри Хьюит и Джон Томсон . 10 ноября 1855 года вышел номер журнала The Criterion , в котором Гризвольд опубликовал критический очерк на стихотворный сборник Уолта Уитмена «Листья травы», назвав сборник «кучей дурацкого хлама» . Он также предположил, что Уитмен был гомосексуалом, намекая на « страшный грех, который нельзя упоминать меж Христиан » . Уитмен позднее включил этот критический обзор в новое издание сборника «Листья травы», возможно, с целью демонстрации своего дистанцирования от принятых условностей . Гризвольд был одним из первых, кто в XIX веке публично предположил гомосексуальносьи Уитмена .
После недолгого романа с поэтессой Элис Кэри у Гризвольда начались отношения с Гарриет МакГриллс. Изначально Гризвольд не собирался разводиться с Шарлоттой Мейерс, поскольку опасался общественного резонанса и поскольку она любила и воспитывала его дочь . Он подал на развод в Суд по гражданским делам ( англ. the Court of Common Pleas ) Филадельфии 25 марта 1852 года . Элизабет Эллет и Энн Стивенс написали Мейерс, уговаривая её не давать развод Гризвольду, а затем написали МакГриллс, уговаривая её не вступать с ним в брак. Чтобы уговорить Мейерс дать развод, Гризвольд согласился оставить ей свою дочь Каролину, если Мейерс напишет заявление, что сама оставляет его. Она согласилась, и развод был оформлен 18 декабря 1852 года . Гризвольд больше не встречался со своей дочерью и Шарлоттой Мейерс . Вскоре после этого, 26 декабря, Гризвольд и МакГриллс поженились и поселились в Нью-Йорке . 9 октября 1853 года у них родился сын Уильям .
Эллет и Стивенс продолжали писать бывшей жене Гризвольда, подталкивая её к оспариванию развода. В конце концов Мейерс удалось убедить, и 23 сентября 1853 года она подала апелляцию. Однако в суде были утеряны бумаги и с принятием апелляции вышла задержка. Осень 1853 года стала очень тяжелой для Гризвольда. Из-за взрыва газа в его доме случился пожар, при котором Гризвольд пострадал: у него были опалены ресницы и брови, он также лишился семи ногтей.
В это же время на краю гибели оказывается его 15-летняя дочь Эмили. Её объявили погибшей при крушении поезда в Коннектикуте . Прибывший на место Гризвольд увидел полевой морг и тела погибших. Дочь удалось найти и спасти ей жизнь . 24 февраля 1856 года состоялось слушание в суде, на котором ни Гризвольд, ни Мейерс не появились, а Эллет и Стивенс давали показания против Гризвольда. Иск был отклонён. Утомлённая этими испытаниями, МакГриллс ушла от Гризвольда и переехала вместе со всей своей семьей в Бангор (Мэн) .
Гризвольд умер от туберкулёза в Нью-Йорке 27 августа 1857 года . Его подруга, писательница Сара Анна Льюис, заявила, что вмешательство Элизабет Эллет пагубно сказалось на здоровье Гризвольда и что она «ускорила его смерть» . Всё, что было найдено в его комнате после смерти, были портреты его, Эдгара По и Фрэнсис Осгуд . Друг Гризвольда Чарльз Годфри Лиланд нашёл у него на столе несколько документов, подготовленных для публикации, в которых Гризвольд нападал на некоторых писателей. Лиланд принял решение сжечь бумаги.
Похороны Гризвольда состоялись 30 августа . Его гроб несли Лиланд, , и . В течение восьми лет останки Гризвольда покоились в склепе на кладбище Грин-Вуд , а 12 июля 1865 года были захоронены в могилу без надгробия . Его обширная библиотека из более чем нескольких тысяч книг была распродана, а на вырученные деньги, 3000 долларов США, планировалось поставить памятник, который так и не был сооружён.