Interested Article - Выставка художников-нонконформистов в Доме культуры ВДНХ в 1975 году

Предыстория

Выставке художников-нонконформистов в Доме культуры ВДНХ в 1975 году предшествовали следующие события:

15 сентября 1974 года состоялась скандально известная несанкционированная уличная акция — выставка картин художников нонконформистов на окраине Москвы в Беляево , на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной , которая была уничтожена сотрудниками милиции при помощи поливочных машин и бульдозеров , отчего и получила своё название «Бульдозерная выставка» .

Двумя неделями спустя власти пошли на уступки и официально разрешили проведение выставки на открытом воздухе в Измайловском лесопарке 29 сентября 1974 года .

Вслед за ней в октябре 1974 года открылась выставка художников-нонконформистов в ЦДРИ .

В прессе появились негативные публикации, носившие откровенно угрожающий характер. В рядах художников-нонконформистов воцарились упаднические настроения .

Однако желающих участвовать в подобных мероприятиях появлялось все больше и больше, и тогда художники вспомнили старый и довольно оригинальный способ заявить о себе как об истинном добровольном союзе художников с правом демонстрации и продажи своих произведений по желанию авторов, а не властей, в противовес официальному Союзу художников СССР с его обязательным «членством» и государственными художественными салонами: в марте-апреле 1975 года начались «Предварительные квартирные просмотры к Всесоюзной выставке» , то есть к выставке на ВДНХ . На квартирах художников устраивался предварительный просмотр их работ (т.н. « квартирник »). Двери квартир не закрывались допоздна, и любой желающий мог посмотреть подобную импровизированную выставку. На выходе висели объявления: «Продолжение экспозиции находится по адресу…» и указывался адрес другого художника. Зрители отправлялись осматривать выставку произведений следующего художника и, таким образом, за день успевали познакомиться с работами целой группы авторов. Группы небогато одетых интеллигентных людей различного пола и возраста, часто незнакомых между собой, курсировали одним и тем же маршрутом, осматривая разбросанные по различным концам города экспозиции. Не все желающие приобщиться к миру искусств выдерживали такой темп, но на следующий день все повторялось вновь.

По данным «Сводного каталога экспозиций предварительных квартирных просмотров к Всесоюзной выставке», который составил Л. Талочкин , квартирные выставки проходили в два этапа, с 29 марта по 5 апреля 1975 года.

На первом этапе «квартирные выставки» проходили на квартирах :

О. Рабина ( ул. Б. Черкизовская 8, корпус 5, кв. 21), И. Киблицкого ( ул. Брянская 28, кв. 38), Р. Городинской ( Ананьевский пер . 4/2, кв. 10), Н. Эльской ( Дмитровское шоссе 35, кв.117), С. и О. Панковых ( ул. 1-я Дубровская 3, кв. 38), К. Нагапетяна ( ул. Вилиса Лациса 4, корп.3, кв. 214), Н. Андриевича ( ул. Верхняя Масловка 5, кв.52), мастерской М. Одноралова ( ул. Дмитриевского 10, кв. 13).

На втором этапе — на квартирах:

О. Рабина, И. Киблицкого, К. Нагапетяна, И. Гинзбурга ( Черницинский проезд , 4, кв. 38), мастерской Одноралова и мастерской Б. Штейнберга , ( ул. Новослободская , 62).

Кроме живописи на квартирах выставлялись и фотохудожники летописцы движения нонконформистов: С. Борисов , В. Серов и др. Например, на квартире художника К. Нагапетяна в 1975 году демонстрировались черно-белые, размером 18 на 24 фотографии В. Серова.

Первая официально разрешённая выставка в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ из работ 20 художников—авангардистов , проходила с 19 по 26 февраля 1975 г. Организаторами вернисажа были художники В. Немухин и Д. Плавинский , помогал в развеске и организации, разработал самиздатовкий каталог известный коллекционер Леонид Талочкин . ВДНХ выбрана была не случайно: располагается на отшибе от центра и является контролируемой , огороженной территорией, куда пройти можно только через турникеты . Однако эта выставка, не смогла вызвать особого резонанса в художественной жизни столицы.

Ровно через 7 месяцев, с 20 по 30 сентября 1975 года состоялась вторая, официально разрешённая выставка в помещении ДК ВДНХ .

Участники выставки

К 20 сентября в ДК ВДНХ около 170 художников завезли 650 работ, из которых 522 были показаны. Кураторы Л. Талочкин, Т. Колодзей .

Инициативную группу возглавил О. Рабин , но власти имели к нему серьезные претензии, и ему пришлось ретироваться. Члены группы все время менялись. Постоянно в ней участвовал А. Тяпушкин, член МОСХа , фронтовик, Герой Советского Союза и К. Нагапетян — будущий лидер группы «Двадцать московских художников» .

Во всех перипетиях неофициального искусства А. Тяпушкин для художников неформалов был и тараном и последним бастионом . Прицепив Золотую звезду Героя на растянутый свитер , он смело шел на переговоры с гэбэшными офицерами и партийными бонзами — те его боялись. В Союзе художников за все время его существования было всего три Героя Советского Союза, но таких, как А. Тяпушкин — один.

В ходе подготовки к выставке в инициативной группе вспыхнул антисемитский скандал. В адрес О. Рабина и других художников евреев прозвучали обвинения, что те затеяли все это что бы упаковать чемодан с политическим багажом и шумно эмигрировать . Тогда от участия в подготовке выставки отказались В. Комар и А. Меламид .

29 августа Главное управление культуры Исполкома Моссовета дало разрешение на проведение «Выставки произведений молодых художников» в ДК ВДНХ, которая впоследствии получила неофициальное название « Авангард — 75».

В средствах массовой информации о дате открытия выставки не сообщалось ни слова, но молва об этом событии мгновенно разнеслась по всей Москве, так как западные радиостанции, вещавшие на СССР , сообщили об этом накануне.

В выставке приняли участие:

Н. Алексеев, С. Арутюнян , Ю. Альберт , В. Андриевич , Н. Абалакова , С. Бордачев , П. Беленок , С. Блезе , Л. Бруни, В. Бондаренко, И. Ворошилов, Н. Вечтомов , А. Гросицкий , Л. Георгиева, А. Гогуадзе , Д. Гордеев , Л. Григорьева, Т. Глытнева , Г. Донской, Э. Дробицкий , В. Длугий , В. Ждан , А. Жигалов , А. Зверев , Е. Измайлов , И. Ивлева, А. Куркин , О. Кандауров , И. Киблицкий , В. Калинин , Т. Колодзей , Н. Конышева , Д. Краснопевцев , Е. Крапивницкий , В. Крапивницкая , В. Колейчук, Р. Лебедев , В. Линицкий , Я. Левинштейн , А. Лепин , Р. Лебедев , Т. Левицкая , Т. Макарова, Л. Мастеркова , А. Милорадов , И. Меснянкина-Рубашкина, К. Нагапетян , В. Немухин , А. Насонов, М. Одноралов , В. Петров-Гладкий , Д. Плавинский , В. Провоторов , О. Панков, В. Пацюков , В. Пятницкий , Н. Румянцев , О. Рабин , А. Рабин , В. Рахман, М. Рогинский , В. Ситников , В. Скерсис , И. Снегур , В. Пьянов , Б. Бич, Л. Соков , А. Тяпушкин , Ю. Тильман , Б. Турецкий , Л. Талочкин , М. Федоров-Рошаль , С. Файбисович , А. Харитонов, О. Целков , М. Чернышов , Э. Штейнберг , М. Шпиндлер , К. Шаманов, Н. Щербакова, Б. Штейнберг , Э. Штейнберг , А. Юликов , В. Яковлев , В. Янкилевский и ещё около сотни художников.

Кроме того в выставке принимала участие группа хиппи «Волосы» в составе: С. Барабаш, К. Оськин-Двойрис, С. Большаков, И. Каменев, Л. Чупрасова, E. Губарева, А. Фрумкин, И. Дегтярюк, А. Тюфякин, Ю. Попов.

Так же во время работы выставки демонстрировалась совместная акция художников: Г. Донского, М. Федорова-Рошаля и В. Скерсиса -«Высиживайте яйца!». Другой вариант названия «Высиживание духа». Впоследствии за группой художников закрепилось название «Гнездо» .

Описание выставки

В день открытия вернисажа, километровая очередь выстроилась от главного входа ВДНХ до самого места проведения выставки — Дома культуры. Но открытие выставки затягивалось. Дело в том, что ночью сотрудниками спецслужб были изъяты около 50 наиболее одиозных работ, носивших, с точки зрения властей, антисоветский характер. Художники выразили свой протест , перевернув картины лицом к стене. Очередь волновалась. Тогда после непродолжительных переговоров большая часть изъятых полотен была срочно возвращена на место и выставка, наконец, открылась".

Многотысячная масса людей стояла часами, чтобы попасть на выставку и увидеть собственными глазами произведения художников — авангардистов, официально представлявших «другое искусство». Известная хрущевская формулировка «чужое искусство» трансформировалась и впервые приобрела более мягкое звучанье.

На улице стояла жаркая погода , но, несмотря на это, в ДК были закрыты окна и включено отопление . Температура внутри здания порой поднималась выше 40 градусов. Утолить жажду было негде, справить нужду тоже. В туалеты, расположенные в здании ДК пускали только местных служащих , то есть гэбэшников и милиционеров , а окрестные общественные уборные оказались заперты. Надо отдать должное любителям живописи — лишения они переносили стойко. Однако атмосфера в зале была наэлектризована до предела. Участнику выставки Б. Штейнбергу милиционер, охранявший порядок случайно дверью прищемил палец. В ответ на это обиженный художник пытался спровоцировать скандал , но сделать ему этого к счастью не удалось. Тогда художники провели срочное совещание на заднем дворе ДК. О. Рабин залез на мусорный контейнер и произнёс речь перед собравшимися. Суть её сводилась к тому, что бы участники выставки сохраняли хладнокровье и тогда победа будет за ними.

Войдя в здание Дома Культуры, зрители буквально с первых шагов были шокированы группой из трёх живописцев спиной к спине удобно устроившихся в огромном гнезде , свитом из настоящих ивовых прутьев и травы. В середине гнезда находилось куриное яйцо . Около гнезда стояла закупоренная самодельной пробкой винная бутылка . На подоконнике — серия фотографий, отображающих процесс высиживания яиц. Живой 2-х метровый экспонат символизировал муки творческого процесса , сопровождавшего рождение талантливых произведений . Авторы работы «Высиживайте яйца!»: Г. Донской, В. Скерсис , М. Федоров — Рошаль . (Через день гэбешники под видом пожарных обработали опустевшее гнездо противопожарной пеной). Рядом стояла ещё одна работа этих же авторов — выкрашенная в красный цвет «Коммуникационная труба». Любой желающий мог посмотреть друг на друга с разных сторон трубы, или, приложив ухо к отверстию, сказать что-то друг другу по секрету. По замыслу художников труба служила для устранения некоммуникабельности между людьми.

На одной из стен висело полотно О. Рабина, на котором автор фотографически точно выписал свой паспорт . В графе национальность было указано: латыш — « еврей ». Слово еврей было взято в скобки. В то время это был, несомненно, смелый поступок.

На гвоздике у двери висело коричневое демисезонное поношенное пальто , воротник которого охватывал красный шерстяной шарф . Из кармана пальто выглядывала бутылка кефира . На экспонате располагалась табличка «Пальто М. Одноралова. Руками не трогать». Авторы работы: М. Рочинский и Л. Бруни.

Обращала на себя внимание работа О. Панкова « Притча о художнике». На картине был изображен могучий загорелый человек, погружающийся в море под тяжестью, опирающейся на него античной статуи . В. Бондаренко представил зрителям свои работы « Созвездие рака — укрощение тигра», «Дыхание солнца», «Шизофрения» , «Встреча с президентом академии наук в лунном свете».

На выставке экспонировалась работа И. Киблицкого «Человек». На большом полотне в траурных тонах изображён испуганный человек с портфелем, из которого выглядывает картина. На картине кладбище и могила с пятиконечной звездой . Рядом надпись: Souvenirs , made in.

Заслуживали особого внимания произведения художников Н. Конышевой , Л. Георгиевой, В. Ситникова .

Где-то наверху копошились молодые люди с длинными нечесаными волосами, пол которых затруднялись определить даже самые продвинутые ценители современного изобразительного искусства . Это была группа «Волосы» . Развешивая свои воздушные шарики, бумажные картинки, с изображениями цветочков, бабочек, признаний в любви к человеку и природе, молодые люди устраивали свою экспозицию. Непосвященным зрителям они гордо представлялись хиппи . Из экспозиции хипповой группы четыре раза забирали флаг их сообщества, и четыре раза художники успевали за ночь сшить и повесить новый. На пятый день флаг оставили в покое и больше не трогали.

Религиозная тематика была представлена в виде икон, крестов А. Куркина , В. Линицкого , отца и сына Рабиных.

К. Нагапетяном был продемонстрирован прижизненный портрет религиозного деятеля такого высокого ранга как Великий Патриарх Католикос всех армян Вазген — 1 . Портрет излучал святость , величие, духовность , внушал уважение. Другие его работы привлекали внимание темпераментом и необычным цветом.

Среди многообразия разноплановых, откровенно конъюнктурных , а порой и просто бездарных работ можно было отыскать действительно талантливые произведения, написанные кистями настоящих мастеров.

Из воспоминаний одного из участников выставки художника К. Нагапетяна :

«Не много примеров в истории искусств , когда 160 художников совершенно разных по характеру , мировоззрению , творческим концепциям , живописным школам и направлениям могли участвовать в одной выставке, удивляя и вызывая такой интерес у цивилизованного мира. Люди, простояв по 6 часов в очереди, приходили на следующий день вновь, что бы получить дополнительную порцию духовной пищи

„Нор-арт“ К. Нагапетяна. Микросферические живописные мазки, нанесенные особым способом, в зависимости от движения самого человека и источника освещения меняют свою окраску и отраженный свет. Неконстантность восприятия Нор-арта является образцом живой природы, связанной с солнцем. Эта живописная манера оживляет природу, приближаясь к биологическим формам общения: человека с предметом, искусства с человеком. Ясность концепции приближенной до философских символик , не перегружает мозг подробностями и деталями. Живописная манера хорошо запоминается, оставляет долгий эмоциональный заряд и при желании вспомнить, легко восстанавливает увиденную картину для повторного эстетического переживания .

„Неопуантилизм“ — новое проявление в искусстве авангарда . А. Харитонов спустя столетие после своих предшественников, воссоздал новое качество в пуантилизме , как доброе воспоминание о мире искусств. Неопуантилизм выдвинут им как равноправное направление. Этот вид живописи не оставляет ни одного человека равнодушным к творчеству Александра Харитонова .

„Теоларт“ Виталия Линицкого . Консервативная церковная живопись обогатилась новым откровением и открытием в церковной живописи — это величавый орган в живописи апокалипсис родился в нашем атеистическом государстве и впервые в истории мирового искусства появился Спектр как мировоззрение. Он не остался незамеченным в церковном мире.

„Фактуризм“ ( В. Немухин , А. Куркин , О. Целков , Д. Плавинский ). Синтез фактуры с красочным слоем как единство и суть живописи. Это обогащает живопись, открывая новые возможности передачи цвета через оптическое воздействие рельефа имприматуры .

„Соц-арт“ ( О. Рабин ). Бархатная живопись, граничащая с фресками старых мастеров. Мягкая живописная трактовка и ясность композиции , оригинальное проявление — новая грань в реалистической живописи.

„Поп-арт“ ( Б. Борух , С. Бордачев ). Обращение к отходам современного производства для превращения их в произведения искусства — достойный пример разумного подхода к окружающему нас предметному миру и господству над миром вещей. Здесь никто не ощущает, из каких материалов созданы эти произведения. Они имеют композиционную завершенность, цветовую организацию и четкость художественного замысла.

„Эко-арт“ (А. Лепин ).

К сожалению уличные фонари мы видим во второй раз и в уже худшем варианте. Они не оригинальны, а что касается раздавленных кошек, то эти безобидные животные перешли дорогу художникам и были раздавлены в уже таком виде, не принеся им художественного счастья.

Обойдут ли эту дорогу художники, не знаю, я лично хочу процитировать Маяковского : „Не делайте под Маяковского, делайте под себя“.

Есть работы, носящие этнографический отпечаток, трогательно переданный художником еврейской тематики (Рубашкин).

Новое проявление в искусстве авангард — синтез прикладного искусства с живописью. Это тонкие вологодские кружева — снежинки сработанные над русским архитектурным пейзажем Георгиевой — Ситниковым передают прелесть русской зимы и делают своеобразную новизну в русской пейзажной живописи.

Оригинальность концепций художников: Беленок, Ждан , Арутюнян , Чернышов , Измайлов , Гагуадзе , Зверев, Ивлева, Милорадов , Блезе , делают их работы интересными, крайне индивидуальными и отражает ясность художественного лица каждого автора.

Сюрреализм Кандаурова , Провоторова , Панкова знакомят с непосредственными образцами этого направления.

Кто оценит, сколько радости и надежд дала выставка для молодых художников и художников, которые за всю жизнь не имели ни одной выставки.

Есть и слабые работы, как и на всякой выставке всех времён и народов, но зато это выставка самая демократическая за 58 лет. И слабые работы не могли унизить общий уровень выставки столь серьёзно.

Огорчена публика не этим, а тем, что тесные помещения, не приспособленные для таких выставок и короткая продолжительность экспозиции , не удовлетворила потребность широких масс желающих увидеть качественно новые живописные полотна, приносящие радость и гордость нашему отечественному искусству».

Своими работами художники — авангардисты бросили прямой вызов создателям партийно-рабоче-крестьянских живописных циклов и портретов в стиле соцреализма .

Примечания

  1. . cultobzor.ru. Дата обращения: 9 декабря 2017. 10 декабря 2017 года.
  2. . artru.info. Дата обращения: 3 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  3. lubava. . Стихи и всё такое прочее (1 декабря 2009). Дата обращения: 3 декабря 2017. 7 декабря 2017 года.
  4. . artru.info. Дата обращения: 3 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  5. . persona.rin.ru. Дата обращения: 3 декабря 2017. 1 декабря 2017 года.
  6. , текст: Ян Тамкович, Colta.ru,. . Культурная Эволюция . из оригинала 1 декабря 2017 . Дата обращения: 3 декабря 2017 . {{ cite news }} : Внешняя ссылка в |last= ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (лишняя пунктуация) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка )
  7. . di.mmoma.ru. Дата обращения: 3 декабря 2017. 3 декабря 2017 года.
  8. . www.vremya.ru. Дата обращения: 18 декабря 2017. 29 марта 2016 года.
  9. . aroundart.ru. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 10 декабря 2017 года.
  10. . persona.rin.ru. Дата обращения: 9 декабря 2017. 1 декабря 2017 года.
  11. . www.rulit.me. Дата обращения: 9 декабря 2017. 1 декабря 2017 года.
  12. . artru.info. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  13. . Сайт Купить картину это живопись, картины художников 19-20 веков. Здесь можно купить картину, продать картину, продать и купить антиквариат. Где купить картину в Москве?. Дата обращения: 9 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
  14. . Дата обращения: 9 декабря 2017. 25 июля 2017 года.
  15. . artru.info. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  16. . artuzel.com. Дата обращения: 9 декабря 2017. 7 декабря 2017 года.
  17. . Сайт Купить картину это живопись, картины художников 19-20 веков. Здесь можно купить картину, продать картину, продать и купить антиквариат. Где купить картину в Москве?. Дата обращения: 9 декабря 2017. 1 декабря 2017 года.
  18. . www.kandaurov.ru. Дата обращения: 9 декабря 2017. 13 декабря 2017 года.
  19. . artru.info. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  20. . www.art9.ru. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 24 ноября 2017 года.
  21. . artru.info. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  22. . artru.info. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  23. . artru.info. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  24. . artru.info. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  25. Евгений Милорадов. . adesign.ts9.ru. Дата обращения: 9 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
  26. . artinvestment.ru . из оригинала 1 декабря 2017 . Дата обращения: 9 декабря 2017 .
  27. . Еврейский Обозреватель . из оригинала 12 декабря 2017 . Дата обращения: 9 декабря 2017 .
  28. (итал.) . Scultore Jurij Tilman. Дата обращения: 9 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
  29. . www.gif.ru. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  30. . www.art9.ru. Дата обращения: 9 декабря 2017. Архивировано из 27 июня 2017 года.
  31. Сергей Батоврин. // Слово\Word. — 2013. 30 июня 2017 года.
  32. . www.conceptualism-moscow.org. Дата обращения: 18 декабря 2017. Архивировано из 9 февраля 2018 года.
  33. . из оригинала 5 августа 2021 . Дата обращения: 19 июня 2021 .
  34. . Сайт Купить картину это живопись, картины художников 19-20 веков. Здесь можно купить картину, продать картину, продать и купить антиквариат. Где купить картину в Москве?. Дата обращения: 13 декабря 2017. 19 декабря 2017 года.
  35. . artru.info. Дата обращения: 13 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  36. . Еврейский Обозреватель . из оригинала 12 декабря 2017 . Дата обращения: 13 декабря 2017 .
  37. . www.proza.ru. Дата обращения: 9 декабря 2017. 11 декабря 2017 года.
  38. . artru.info. Дата обращения: 14 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  39. . Сайт Купить картину это живопись, картины художников 19-20 веков. Здесь можно купить картину, продать картину, продать и купить антиквариат. Где купить картину в Москве?. Дата обращения: 14 декабря 2017. 19 декабря 2017 года.
  40. . artru.info. Дата обращения: 14 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  41. . artru.info. Дата обращения: 14 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  42. . artru.info. Дата обращения: 14 декабря 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  43. Евгений Милорадов. . adesign.ts9.ru. Дата обращения: 14 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
  44. . Сайт Купить картину это живопись, картины художников 19-20 веков. Здесь можно купить картину, продать картину, продать и купить антиквариат. Где купить картину в Москве?. Дата обращения: 14 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
  45. . www.kandaurov.ru. Дата обращения: 14 декабря 2017. 13 декабря 2017 года.
Источник —

Same as Выставка художников-нонконформистов в Доме культуры ВДНХ в 1975 году