Евлахов, Анатолий Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Михайлович Евлахов (1880―1966) ― русский советский литературовед , педагог , врач , профессор . Ректор Ростовского государственного университета (1920).
Родился 8 августа 1880 года в Одессе в семье преподавателя гимназии. В 1898 году поступил на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета , но уже в следующем году перевёлся на историко-филологический факультет, который и окончил в 1903 году. В 1902 также окончил Петербургский археологический институт и остался там работать некоторое время. В 1907 стал магистром всеобщей литературы. Приват-доцент Петербургского университета (с 1908), Киевского университета (с 1908), доцент и затем профессор Варшавского университета (с 1909). В 1907―1913 гг. путешествовал по Европе для изучения живописи .
Преподавал в гимназии Карла Мая . Писал стихи и рассказы. Был автором оперного либретто « Княжна Мери » .
В 1915 году вместе со всеми преподавателями и студентами Варшавского университета эвакуировался в Ростов-на-Дону . Там же как литературный критик писал статьи для газеты Приазовский край . В 1917 году в Ростове-на-Дону публикуется заключительный том его работы «Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии». В 1920 году был назначен ректором Ростовского государственного университета , хотя проработал на этом посту не более года .
В 1925 году окончил медицинский факультет Бакинского университета , а вскоре получил предложение от Вячеслава Иванова возглавить кафедры западной литературы и истории искусства в нём. С 1928 года ― врач- психиатр , а с 1944 года ― профессор судебной психиатрии. С 1934 преподавал итальянский язык в Ленинградской консерватории .
Скончался в Ленинграде 28 мая 1966 года .
Крупнейшее по объёму сочинение Евлахова ― «Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии» (издано в трёх томах в 1910―1917 гг.). В нём он подвергает критическому анализу культурно-исторический, биографический, филологический и прочие методы создания художественных произведений и выдвигает требование построения новой методологии изучения истории художественной и индивидуальной формы. В нём же решительно выступал против историко-культурного метода изучения литературы .
В прочих своих трудах отстаивал идею самоценности искусства. В 1920-х годах изучал проблемы психологии творчества с точки зрения фрейдизма («Конституциональные особенности психики Л. Н. Толстого », 1930) .