Interested Article - Дулькевич, Нина Викторовна

Ни́на Ви́кторовна Дульке́вич (в девичестве Бабу́рина ; 1891 , Петербург 1934 , Ленинград ) — российская и советская эстрадная певица ( меццо-сопрано ) , исполнительница романсов, цыганских и русских народных песен .

Биография

Родилась в 1891 году в рабочей семье на окраине Петербурга . О детстве будущей певицы нет никаких сведений .

Из-за бедности Нина начала рано трудиться. В пятнадцать лет, чтобы принести в семью дополнительный доход, она нанялась горничной к руководителю известного в то время цыганского хора Николаю Дулькевичу, который к тому же был очень хорошим наставником и педагогом .

Однажды он случайно услышал как, подавая обед, Ниночка что-то напевала про себя. Сильный, звонкий, заливистый голос горничной понравился Николаю Дмитриевичу, и он, недолго думая, предложил ей стать солисткой своего коллектива. Первые выступления начинающей певицы состоялись в кафе-шантане. Спустя два года Николай Дулькевич сделал ей предложение .

В коллективе своего супруга Нина пробыла недолго, перейдя в цыганский хор , который вскоре тоже оставила, начав выступать уже с сольными программами. Первые сообщения о концертной деятельности певицы относятся к 1906—1907 годам .

С 18 лет Нина Дулькевич начала гастролировать по России . Первые сообщения о концертной деятельности Нины Дулькевич относятся к 1906 году. Как «русско-цыганская певица» в сопровождении двух гитар в 1907 выступала в программе одного из фешенебельных петербургских садов « Аквариум ». В том же 1907 году участвовала в концерте по случаю гвардейского праздника в Царском Селе . В первых рецензиях отмечалась скромность её вокальных и актёрских данных. Но Дулькевич уверенно расширяет репертуар, много работает и, начиная с 1910 года, переходит к сольным программам.

С 1911 года начались регулярные концерты Нины Дулькевич в Москве и Петербурге, она исполняла старинные цыганские романсы. Концерты ежегодно проходят в Больших залах Благородного собрания обеих столиц при большом стечении публики . Среди её почитателей Александр Куприн , Леонид Андреев .

Романс Михаила Штейнберга « » в исполнении Нины Дулькевич

Чистота фразировки, темперамент в соединении с искренностью, задушевностью, выразительное пиано отличают её исполнение песен (в том числе из «Живого трупа»: «В час роковой», «Невечерняя», «Шел мэ вэрсте»), старинных романсов, русских песен. Её грудной, низкий голос передавал «поэзию дикой воли, тёмной ночи у пылающего костра, лихую удаль и тихую грусть» (Рампа и жизнь. 1912. № 47). Таборные песни пела с хором цыган: Николая Шишкина в Петербурге, со Стрельненским хором в Москве.

Записала на диски фирмы Патэ , кроме таборных песен и романсов («Нет, не любил он», «Ну же, ямщик», «Уголок», «Я не хочу, чтоб свет узнал» и др.), также русские народные песни («Вечор поздно из лесочка», «Ах, кумушка» и др.) . Первая записала на грампластинку цыганскую плясовую песню « Валенки », которая получила известность в 1940-е годы в исполнении Лидии Руслановой .

В первом же спетом старинном романсе «Дремлют плакучие ивы» певица развернула всю прелесть богато одарённой натуры. <…> Пела она на «бис» бесконечно много современных романсов и русских песенок и, наконец, <…> вдруг по какой-то случайности или по капризу, запела настоящую цыганскую таборную песню. Я никогда не забуду этого внезапного, сильного, страстного впечатления. Точно в комнате, где пахло модными духами, вдруг повеял сильный аромат какого-то дикого цветка, повилики, полыни или шиповника. <…> Я слышал, как притихли понемногу очарованные зрители, и долго ни одного звука, ни одного шороха не раздавалось в огромном зале, кроме этого милого, нежного, тоскующего и пламенного мотива, лившегося, как светлое красное вино. Из тысячи присутствующих вряд ли один понимал слова песни, но каждый пел душею ея первобытную звериную инстинктивную прелесть.

…И жаль — ах, как жаль! — что она, русская по происхождению и крови, но цыганка душей, единственная и, кажется, последняя представительница цыганской старой, полевой, таборной песни, осуждена петь разные мучнистые «Хризантемы» и «Уголки». .

Нина Дулькевич (1914 год)

Кроме непосредственного исполнения, Нина Дулькевич сочинила слова для нескольких романсов, наиболее известный из которых — «Как хороши те очи», написанный на музыку Петра Фабинова . Как это ни странно, но наибольшую известность этот романс приобрёл в исполнении другой эстрадной певицы, Натальи Тамары . В 1913 году под лейблом «Амур граммофон» вышла пластинка с этим романсом, выдержавшая несколько переизданий .

В 1915—1917 годах выступала в театрах миниатюр, гастролировала по стране, дала много благотворительных концертов.

В 1917—1920 продолжала исполнять свой репертуар в театрах миниатюр Петрограда, в начале 1920-х годах на летних эстрадах.

Кампания по борьбе с « цыганщиной » и «мещанской пошлостью», развернувшаяся в Советском Союзе в конце 1920-х — начале 1930-х годов оставила артистку без прежнего репертуара. В последние годы жизни Нина Дулькевич перешла на исполнение детских песенок, умело подражая детскому голосу и интонациям ребёнка.

Певица умерла, не дожив до 43 лет. Похоронена на Смоленском православном кладбище в Ленинграде.

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. в « Книгах Google »
  3. . pogudin-oleg.ru. Дата обращения: 30 апреля 2019. 17 июня 2017 года.
  4. . Дата обращения: 22 апреля 2009. Архивировано из 6 декабря 2009 года.
  5. от 3 июля 2011 на Wayback Machine
  6. . www.ruscircus.ru. Дата обращения: 30 апреля 2019. 30 апреля 2019 года.
  7. от 16 апреля 2008 на Wayback Machine // Вологодский листок. — 1916. — № 1105
  8. Скороходов Г. Звезды советской эстрады: Очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни — М. : Советский композитор, 1986 — 181 с. — С. 57
  9. «Как хороши те очи» (музыка Петра Фабинова, слова Нины Дулькевич) — исполняет Наталья Тамара : русский романс с аккомпанементом фортепиано, фирма Amour Gramophone С 2-23778, Петроград, 1913 год.

Ссылки

Источник —

Same as Дулькевич, Нина Викторовна