Окончил отделение философии исторического факультета
Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина
(1956) и аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959). Кандидат философских наук (диссертация «Общеметодологические проблемы научного познания и современный позитивизм»). В конце 1960-х годов — активный участник семинаров
Московского методологического кружка
, в 1960—1970-х годах — соорганизатор и лидер методологических семинаров в Минске
.
2014 — Почётная грамота Национального собрания Республики Беларусь —
за большой вклад в развитие науки и образования в Республике Беларусь и заслуги в укреплении межгосударственных связей.
1982 — Почётная грамота Верховного Совета БССР за успехи в подготовке высококвалифицированных специалистов, развитии науки и культуры.
Философия
Специалист в области
теории познания
,
философии
и
методологии
науки
,
философии культуры
. В 1960—1980-х годах критиковал
позитивизм
,
пост-
и
неопозитивизм
. При этом избегал в своих статьях и книгах отсылок к классикам
марксизма
и материалам съездов КПСС, в отличие от многих советских философов, которые называли Стёпина «скрытым позитивистом» и считали маргиналом
. В 1970—1980-х годах разработал концепцию структуры и генезиса
научной теории
, открыл и описал операцию построения теории (конструктивного введения теоретических объектов). В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки. Разработал концепцию типов научной рациональности (
,
неклассический
,
постнеклассический
), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. Исследовал функции
мировоззренческих
универсалий культуры, проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий. Универсалии (категории) культуры функционируют:
как формы селективного отбора и трансляции социально-исторического опыта,
как категориальная структура сознания в ту или иную историческую эпоху,
как предельно обобщенная структура человеческого жизненного мира.
Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры, исследовав изменения этих смыслов в ходе исторического развития
.
Основные работы
Книги
Современный позитивизм и частные науки. — Минск, 1963;
Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики. — Минск, 1970 (в соавт.);
Методы научного познания. — Минск, 1974 (в соавт.);
Становление научной теории. — Минск, 1976;
Становление научной теории: Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики. — М., 1983;
Природа научного познания. — Минск, 1979;
Идеалы и нормы научного исследования. — Минск, 1981 (редактор-составитель и соавтор);
Специфика научного познания. — Минск, 1983;
Научные революции в динамике культуры. — Минск, 1987 (редактор-составитель и соавтор);
Введение в философию. — М., 1989 (чч. 1-2, в соавт. c
И. Т. Фроловым
и др.);
Философская антропология и философия науки. — М., 1992;
Стёпин В. С.
От философии науки — к философской антропологии // Познающее мышление и социальное действие / под ред.
Н. И. Кузнецовой
. — М., 2004. — 544 с.
ISBN 5-8125-0415-6
(неопр.)
. Дата обращения: 15 марта 2020.
21 января 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 25 апреля 2021.
25 апреля 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 апреля 2016.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 апреля 2016.
7 августа 2020 года.
, Кузнецова Л. Ф.
//
Вопросы философии
. — 2014. —
№ 9
. —
С. 3—26
.
11 июня 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 июня 2022.
12 ноября 2018 года.
Литература
Человек. Наука. Цивилизация. К 70-летию академика В. С. Стёпина
/ отв. ред.
И. Т. Касавин
. М.: Канон+, 2004.