Interested Article - Иванов-Радкевич, Павел Иосифович

Па́вел Ио́сифович (О́сипович) Ивано́в-Радке́вич (урождённый Па́вел Ио́сифович Ивано́в ; 4 [16] марта 1878 , Санкт-Петербург — 1 декабря 1942 , Москва ) — российский и советский духовный композитор, хормейстер, пианист, музыкальный педагог и общественный деятель, внёсший значительный вклад в культурное развитие дореволюционного Красноярска .

Выпускник регентского отделения Императорской Придворной певческой капеллы . Основатель Народной консерватории — первого профессионального музыкального учебного заведения Красноярска . Энтузиаст музыкального просветительства, преподававший практически во всех средних учебных заведениях Красноярска, а также самый авторитетный частный преподаватель по фортепиано и знаток вокала. Разработал и внедрил свою педагогическую систему работы с учащимися. Организовывал оперные постановки и хоровые концерты на площадках Красноярска с привлечением музыкальных энтузиастов и талантливых учеников .

Автор ряда духовно-музыкальных сочинений, входящих в золотой фонд православной церковной музыки, а также одной из первых отечественных детских опер «Царевна Земляничка» (1914—1915 гг.) и других светских сочинений . Автор мемуаров «Автобиографические записки. Санкт-Петербург, 1878—1897 гг.» .

Хотя Павел Иосифович известен под фамилией Иванов-Радкевич, официально он в течение всей жизни был Ивановым. Его отец — урождённый Иосиф Иванович Радкевич — ещё во времена Польского восстания сменил фамилию на Иванов, взяв за основу своё отчество. Поэтому при рождении Павел получил фамилию Иванов. Публикуя свои песнопения в издательстве Юргенсона в 1912 году, он впервые использовал двойную, «творческую» фамилию Иванов-Радкевич в память об отце. Этой фамилией он пользовался в последующем и под ней остался известным широкой общественности. Сыновья Павла Иосифовича, как и он сам, при рождении получили фамилию Иванов. Позже они сменили фамилии на творческий псевдоним отца и стали уже официально Ивановыми-Радкевичами .

Биография

Санкт-Петербург

Павел Иосифович Иванов родился 4 (16) марта 1878 года в Санкт-Петербурге в семье заведующего газовым освещением Мариинской больницы Иосифа Ивановича Иванова. Иосиф Иванович был белорусом из Велижа и в метрическом свидетельстве записан как Радкевич. Однако ещё во времена Январского восстания Иосиф Радкевич сменил фамилию на Иванов, взяв за основу своё отчество, так как прежняя фамилия у многих ассоциировалась с польской, а «каждый гражданин в Петербурге, носящий польскую фамилию, в глазах окружающих считался врагом России» . В конце 1884 года Иосиф Иванович умер от чахотки и Павел с матерью Любовью Прокофьевной остались вдвоём. В семь лет Павла по просьбе матери взяли в церковный хор, певший в храме Святого Пантелеймона и церкви Михайловского замка , а позже — в Смольном соборе . Двенадцатилетним ребёнком он был приглашён в частный пансион для одарённых детей главного регента Казанского собора Александра Семёновича Фатеева, где обучался теории музыки, игре на скрипке и фортепиано . Сюда приходила преподавать Закон Божий дочь настоятеля собора — богослов Екатерина Александровна Лебедева. Павел Иосифович тепло отзывался о ней в своих мемуарах: «Эта особа в моей жизни сыграла решающую роль. <…> Она с присущим ей тактом всегда умела весь разговор облекать в особую чистую, святую форму. <…> Уроки её явились нашим настоящим воспитанием: это был фундамент, на котором мы строили впоследствии хорошее в жизни» .

Иванов-Радкевич Павел Иосифович. 1893

В 1893 году параллельно с учёбой в пансионе Павла взяли в ученический оркестр школы Даннемана и Кривошеина в качестве второго скрипача. А в сентябре 1894 года, минуя «приготовительный» курс, Иванов был зачислен в регентское отделение Императорской Придворной певческой капеллы . Директором учебного заведения был композитор А. С. Аренский , а инспектором состоял композитор С. М. Ляпунов . Теоретические предметы и сольфеджио преподавали ученики Н. А. Римского-Корсакова композиторы А. К. Лядов и Н. А. Соколов . Церковным и хоровым пением Павел занимался у Е. С. Азеева , а скрипкой — у П. А. Краснокутского . Во время учёбы, в 1896 году, Павел написал своё первое песнопение «Милость мира», используя псевдоним Петроградский . Параллельно с обучением он продолжал петь в хоре Казанского собора , всё чаще и чаще заменяя главного регента на основных службах . В 1897 году Павел окончил Придворную капеллу и получил звание регента, будучи лучшим в своём выпуске .

Красноярск

Завершив обучение Павел Иосифович был приглашён директором Красноярской учительской семинарии Фёдором Ивановичем Говоровым на должность преподавателя пения и музыки. Переехав в Красноярск вместе со своей матерью, в первый же год Павел Иванов принял приглашения ещё из нескольких учебных заведений: железнодорожного технического, духовного, городского, ремесленного и епархиального женского училищ, духовной семинарии , а в 1899 году ещё и из женской гимназии. Позже к этому послужному списку добавился открытый в 1916 году Учительский институт. Кроме того, Павел Иосифович считался самым авторитетным в Красноярске частным преподавателем по фортепиано и знатоком вокала . В этот период им была разработана и внедрена своя педагогическая система работы с учащимися . Среди его учеников были: оперный и камерный певец П. И. Словцов , солист Большого театра М. К. Сладковский, пианист и музыковед Л. Л. Козлов-Калтат , М. Токаревич, выступавшая в театре « Ла Скала » и другие . Обучал музыке Павел Иосифович и своих сыновей , младший из которых, Николай , впоследствии стал композитором и лауреатом Сталинской премии . Педагогическую деятельность Павел Иосифович совмещал с работой регентом в маленькой гарнизонной церкви .

Преподавательская деятельность и руководство хоровыми коллективами во многих средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях Красноярска открывали перед Павлом Иосифовичем широкие возможности. Он создал первый в городе смешанный хор из воспитанников Учительской семинарии и Женской гимназии, а в 1910 году организовал и возглавил симфонический оркестр Общества любителей музыки и литературы , основу которого составляли музыкальные энтузиасты города . Поощряя талантливых учеников, Иванов привлекал их к участию в открытых концертах, торжественных вечерах и позднее к постановке отрывков и сцен в Красноярском театре имени А. С. Пушкина . В выступлениях принимали участие и сыновья Павла Иосифовича . Газеты восторженно отзывались о деятельности Иванова: «Хор прекрасным состоянием и музыкальные номера обязаны своим исполнением хорошо известному в Красноярске знатоку музыки П. И. Иванову» . В 1907 году Павел Иосифович был награждён орденом Святого Станислава III степени .

После премьеры оперы «Царевна Земляничка»

В 1912 году, публикуя свои песнопения в издательстве Юргенсона , Павел Иосифович впервые использовал двойную, «творческую» фамилию Иванов-Радкевич , под которой он и останется известным как композитор и общественный деятель .

В 1913 году под руководством Иванова-Радкевича были поставлены отдельные сцены из опер « Мазепа » П. И. Чайковского и « Жизнь за царя » М. И. Глинки в честь празднования 300-летия Царского дома Романовых . В выступлении участвовали его ученики. Представление было воспринято публикой с воодушевлением и Павел Иосифович приступил к созданию собственной оперы. Результатом стала одна из первых отечественных детских опер «Царевна Земляничка» по одноимённой сказке Поликсены Соловьёвой . Изначально опера была написана для исполнения в сопровождении фортепиано и первые спектакли в 1914—1915 годах проходили под аккомпанемент Павла Иосифовича. Для написания оркестровки он привлёк своего одиннадцатилетнего, но талантливого сына Николая , а для постановки оперы на сцене главного театра города под руководством Иванова-Радкевича был создан большой симфонический оркестр, основу которого составляли друзья Павла Иосифовича — военнопленные музыканты из Европы. Среди них были дирижёр Дезидерий Больдиш, скрипач Альберт Мелеш, трубач Карл Волль, валторнист Карл Фельгентрефф и другие исполнители . Первые оркестровые выступления состоялись уже в ноябре 1915 года на сцене театра имени А. С. Пушкина , дирижировал которыми лично Павел Иосифович. В таком формате постановки шли до 1919 года с неизменным успехом у публики . Постановка оперы планировалась и в Москве в театре Зимина в сезон 1917 года, но эти планы были нарушены революцией .

Павел Иосифович стоял у истоков развития музыкальной культуры Красноярского края . Он был разносторонним человеком — интересовался живописью, увлекался астрономией и фотографией, выписывал книги и журналы из метрополий, а в его домашней астрономической библиотеке стоял телескоп . Долгие годы дом Ивановых-Радкевичей был музыкально-интеллектуальным центром города. Здесь часто собирались представители творческой интеллигенции, просвещённого духовенства, чиновники и гости Красноярска . Среди них — оперный певец И. Я. Горди , фольклорист и этнограф М. В. Красножёнова , дирижёры А. А. Эйхенвальд , А. Л. Марксон и М. М. Фивейский, геолог и топограф В. П. Косованов , художник М. Г. Костылёв, соборный регент и композитор Ф. В. Мясников, пианистка М. М. Крамник и другие .

Дом, в котором располагалась Народная консерватория в 1920—1936 годах. Улица Горького, 11

Народная консерватория

23 февраля 1920 года Павел Иосифович выступил в местной печати с проектом создания первого профессионального музыкального учебного заведения в Красноярске — Народной консерватории . Инициатива была горячо поддержана музыкальной общественностью города. Павел Иосифович убедил чиновников в Енисейском губернском отделе народного образования в наличии квалифицированных педагогических кадров и востребованности музыкального образования среди молодёжи . 5 апреля 1920 года по адресу Архиерейский переулок, дом 11 состоялось торжественное открытие консерватории, где уже в первый год обучалось свыше 450 воспитанников . Обучение велось на двух отделениях — инструментальном и педагогическом. Первая образовательная программа инструментального отделения была выполнена Павлом Иосифовичем по плану Русского музыкального общества с добавлением мандолины и инструментов великорусского оркестра . Занятия вели около 50 преподавателей по классам рояля, струнно-смычковых, духовых и ударных инструментов, сольного и хорового пения, мандолины, балалайки, гитары . Как отмечает Е. В. Прыгун, «Народная консерватория стала профессиональным „ядром“, объединившим музыкальные силы города и руководившим важнейшими творческими проектами. С её появлением в Красноярске сложился целостный комплекс музыкальной культуры, необходимый для гармоничного развития крупного индустриального центра. Её деятельность стала определять развитие всей музыкальной жизни города в XX веке» . В 1961 году консерватория получила статус Красноярского училища искусств, а 2 декабря 2008 года училищу было присвоено имя основателя и первого руководителя — композитора П. И. Иванова-Радкевича .

Москва

В 1922 году Павел Иосифович переехал в Москву, где преподавал пение в школе № 4 Рогожско-Симоновского района . С 1925 по 1929 год он состоял в секции духовных композиторов московского отделения Драмосоюза , где тесно общался с А. Д. Кастальским , А. В. Никольским , Н. М. Данилиным , И. И. Юховым, М. Е. Пятницким , Д. В. Аллемановым и другими .

В начале 30-х годов, по мнению музыковеда Э. А. Ванюковой, были написаны «Автобиографические записки», датированные автором из «конспиративных соображений» 1897 годом, в которых Иванов-Радкевич подробно описал свою молодость и учёбу в Санкт-Петербурге времён царской России :

Родился я в Петербурге в тот год, когда Россия, разбив турок , заключила мир на условиях не совсем соответствующих её достоинству и понесенным ею жертвам. Это было в 1878 году.

П. И. Иванов-Радкевич, «Автобиографические записки. Санкт-Петербург, 1878—1897 гг.»

П. И. Иванов-Радкевич умер 1 декабря 1942 года . Похоронен в Москве на Преображенском кладбище .

Семья

В 1898 году, через год после переезда Павла в Красноярск, к нему приехала Екатерина Александровна Фатеева — дочь регента Казанского собора А. С. Фатеева. В том же году с благословения родителей они обвенчались . В семье было четверо детей — композитор и лауреат Сталинской премии Н. П. Иванов-Радкевич , художник М. П. Иванов-Радкевич , доцент МГК имени П. И. Чайковского и мемуарист А. П. Иванов-Радкевич. Четвёртый сын, Константин, погиб в Сибири в 1919—1920 годах в возрасте 20 лет . Дети Павла Иосифовича, как и их отец, при рождении получили фамилию Иванов. Михаил и Александр поменяли фамилию на Иванов-Радкевич при переезде в Москву в 20-х годах. Николай официально поменял фамилию много позже, в 1958 году .

Отец никогда нас ничему не учил, не поучал и не внушал. Он просто жил перед нами интенсивной творческой жизнью, и, повседневно наблюдая его рядом с собой, мы подсознательно брали от него всё, что он мог дать нам своим примером.

Из воспоминаний А. П. Иванова-Радкевича

Творчество

Помимо детской оперы «Царевна Земляничка», Павел Иосифович является автором ряда других светских вокальных сочинений, текстами для которых, как правило, служили стихи русских поэтов XIX века — А. К. Толстого , А. А. Фета , Е. А. Баратынского и других . Также известны его духовно-музыкальные сочинения, которые по сей день исполняются во многих православных храмах и входят в золотой фонд православной церковной музыки :

Духовные сочинения Иванова-Радкевича написаны в строгой манере и по стилю примыкают к сочинениям Нового направления в отечественном богослужебном музыкальном искусстве . Песнопения «зрелого периода» рассчитаны на большой хоровой состав и имеют многочисленные деления в партиях. В. В. Пономарёв выделяет в них ряд характерных черт, позволяющих отнести Иванова-Радкевича к петербургской школе церковных композиторов :

  • Песнопения обладают своей обособленной драматургией и музыкальной формой, не зависящими напрямую от текста.
  • Партитуры содержат многочисленные крещендо и диминуэндо , замедления и остановки, смены темпа, характера и т. п.
  • Некоторые приёмы изложения не несут смысловой нагрузки, связанной с раскрытием содержания текста, а имеют «колористический» характер.
  • Музыке песнопений Иванова-Радкевича характерна «гимническая торжественность».

Публикации

  • В 1902 году в Санкт-Петербурге была издана трёхголосная «Литургия св. Иоанна Златоуста» для сельских школ, в которых обучали церковному пению .
  • Двадцать одно песнопение было опубликовано в издательстве Юргенсона в «красноярский период» с 1902 по 1916 год (в том числе под фамилией Иванов) .
  • В конце 1920-х годов три церковных песнопения были опубликованы в сборниках П. М. Киреева .
  • В 1975 году в Лондоне было опубликовано песнопение «Свете тихий» № 1 в сборнике «Всенощная: Неизменяемые песнопения» .
  • В 1991 году в Москве было опубликовано песнопение «Хвалите имя Господне» в сборнике «Песнопения всенощной: Хоровые произведения русских композиторов» .
  • В 1998 году в Москве было опубликовано песнопение «Достойно есть» в сборнике «Божественная литургия» .
  • В 1999 году в Красноярске были опубликованы 3 песнопения в сборнике «Церковные песнопения сибирских композиторов» .
  • В 2002 году были опубликованы 3 песнопения в третьем выпуске сборника «Церковные песнопения сибирских композиторов» .

Дискография

  • «Свете тихий» № 1 в исполнении хора Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных академии и семинарии под руководством регента архимандрита Матфея . Грампластинка «К 70-летию Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена», 1980 год.
  • «Свете тихий» № 1 в исполнении хора храма «Всех скорбящих Радости» под руководством регента Николая Матвеева . Грампластинка «Свет Христов просвещает всех», en , Париж, 1987 год.
  • Переиздание грамзаписи «Свет Христов просвещает всех» на CD в серии «Православная классика», 2003 год.
  • «Во царствии Твоем» на CD «С Рождеством Христовым 2000 года!» в исполнении хора «Академия» Красноярского педагогического колледжа № 1 им. Горького, художественный руководитель Татьяна Короткова, 1999 год.
  • «Во царствии Твоем» на CD «Камерный хор „Академия“ Красноярского педагогического колледжа», художественный руководитель Татьяна Короткова, 1999—2000 год .

Комментарии

  1. С 1995 года — Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького (ул. Урицкого, д. 106) .
  2. Автор брошюры о сыне Павла Иосифовича — « Н. П. Иванов-Радкевич », изданной в рамках популярной серии «Композиторы СССР» в 1947 году .
  3. В ряде источников этот оркестр называется «оркестр учащихся средних заведений» .
  4. В 1902 году семья Павла Иосифовича получила служебную квартиру в отдельном жилом корпусе при новом здании Учительской семинарии по адресу ул. Кирова, 11 (бывший Театральный переулок). Здесь установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1902 по 1922 г. жил учитель пения и музыки П. И. Иванов-Радкевич , основатель и первый директор Красноярской Народной консерватории» .
  5. В источниках указываются противоречивые цифры — 28, 47, 54 преподавателя. В отчёте о деятельности консерватории за сентябрь 1920 года числится 28 человек .
  6. Также известный как «Лондонский сборник».

Примечания

  1. Э. А. Ванюкова. . Академическая музыка Сибири (2011). Дата обращения: 30 марта 2019. 20 мая 2019 года.
  2. , с. 244.
  3. , с. 8, 66.
  4. , с. 69—70.
  5. .
  6. Н. Кузнецова. // Казанский Собор : газета. — 2011. — Октябрь ( № 10 (70) ). — С. 8 . 25 апреля 2017 года.
  7. , с. 80—81.
  8. , с. 105.
  9. , с. 8—10, 97—109.
  10. . Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького . Дата обращения: 21 ноября 2019. 1 декабря 2019 года.
  11. , с. 7.
  12. , с. 145.
  13. , с. 22—25.
  14. Калтат Л. Л. Н. П. Иванов-Радкевич. — Москва: Союз совет. композиторов, 1947. — 16 с. — (Популярная серия «Композиторы СССР»).
  15. / глав. ред. чл.-кор. РАН В. А. Ламин ; зам. гл. редактора д-р ист. наук В. А. Ильиных ; д-р ист. наук А. Х. Элерт . — Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2009. — Т. 1. — С. 610. — 716 с. — 3000 экз. ISBN 5-8402-0230-4 . 24 октября 2020 года.
  16. В. В. Пономарёв . Церковные песнопения П. И. Иванова-Радкевича // / сост., авт. вступ. ст. Э. А. Ванюкова . — Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2014. — С. 244—254. — 296 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-905791-30-7 . 20 сентября 2019 года.
  17. , с. 24.
  18. , с. 130.
  19. , с. 26—27.
  20. Газета «Красноярец», 25 октября 1908 г.
  21. . Ф. 349. Оп. 1. Д. 397 (Личное дело преподавателя Учительской семинарии П. И. Иванова-Радкевича).
  22. , с. 8—9.
  23. , с. 26.
  24. Царёва Е. С. // Идеи и идеалы : журнал. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. — Т. 2 , № 3 (21) . — С. 31—37 . — ISSN . 26 сентября 2019 года.
  25. , с. 127—128.
  26. . Красноярский колледж искусств имени П. И. Иванова-Радкевича . Дата обращения: 30 марта 2019. 30 марта 2019 года.
  27. , с. 23, 114.
  28. . Мемориальные доски Красноярья . Дата обращения: 20 ноября 2019. 30 марта 2019 года.
  29. , с. 25—27.
  30. Е. В. Прыгун . Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века: диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения : [Место защиты: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки] / Е. В. Прыгун . — Новосибирск, 2008. — 235 с.
  31. , с. 151.
  32. / ред. коллегия Г. Ф. Быконя , В. В. Куимов , П. И. Пимашков , В. И. Федорова . — Красноярск: РАСТР, 2013. — С. 380. — 640 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-901926-11-6 .
  33. . Красноярский колледж искусств имени П. И. Иванова-Радкевича . Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано из 20 ноября 2019 года.
  34. , с. 79.
  35. . Региональное законодательство . Дата обращения: 27 марта 2019. 27 марта 2019 года.
  36. , с. 32, 44.
  37. , с. 37.
  38. , с. 65.
  39. , с. 38.
  40. , с. 16.
  41. , с. 16, 28.
  42. , с. 23.
  43. Антология красноярской песни, 1828-1998 гг. / сост. А. Н. Масленников, В. М. Ковальчук. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1998. — С. 40—63. — 648 с. — 2500 экз. ISBN 5-7479-0746-8 .
  44. , с. 5.
  45. , с. 7, 250.
  46. К. В. Туев . . Академическая музыка Сибири (2012). Дата обращения: 25 августа 2020. 28 октября 2016 года.
  47. РГАЛИ . Ф. 675. Оп. 2. Ед. хр. 256. 4 л. (Личное дело члена Драмосоюза № 2101).
  48. Логотип YouTube
  49. Логотип YouTube
  50. Логотип YouTube
  51. В. В. Пономарёв . . Академическая музыка Сибири (2011). Дата обращения: 3 июля 2019. 19 марта 2017 года.
  52. , с. 883—884.
  53. , с. 60.
  54. Нотный сборник православного русского церковного пения. Всенощная: Неизменяемые песнопения. . — Лондон, 1975. — Т. 2 Ч. 1. — С. 32—34. — 154 с.
  55. Песнопения Всенощной: Хоровые произведения русских композиторов. Для смешанного хора без сопровождения / Сост. Б. Г. Тевлин. — Москва: Всероссийское музыкальное общество, 1991. — 98 с.
  56. Божественная литургия. Часть 3. Евхаристический канон для малого смешанного хора / под ред. А. В. Горячева . — Москва: Издательство Московской Патриархии, 1998. — С. 40—41. — 54 с. — 1000 экз.
  57. , с. 10—20.
  58. , с. 11—21.
  59. , с. 255—256.

Литература

  • Кривошея Б. Г. Музыкальная жизнь Красноярска / Б. Г. Кривошея , Л. Г. Лаврушева , Э. М. Прейсман . — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. — 176 с.
  • Прыгун Е. В. // Musicus (музыкальный). Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова : журнал. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2008. — № 1 (10) . — С. 19—26 . — ISSN .
  • Строй Л. Р. , Царёва Е. С. // Проблемы музыкальной науки : журнал. — Уфа: Издательство Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова, 2017. — № 4 (29) . — С. 143—150 . — ISSN . — doi : .
  • / сост., авт. вступ. ст. Э. А. Ванюкова . — Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2014. — 296 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-905791-30-7 .
  • / Гос. институт искусствознания; подгот. текстов, вступит. ст. и коммент. М. П. Рахмановой; научный консультант А. А. Наумов. — Москва: Языки славянской культуры, 2015. — Т. 9. — С. 883—884. — 472 с. — (Русская духовная музыка в документах и материалах). — 600 экз. ISBN 978-5-94457-246-2 .
  • Церковные песнопения сибирских композиторов / ред.-сост., авт. вступ. В. В. Пономарёв . — Красноярск: OOO РПБ «Амальгама», 1999. — 60 с. — (Православная музыка Сибири). — 1000 экз.
  • Церковные песнопения сибирских композиторов / ред.-сост., авт. вступ. К. В. Туев . — Железногорск: OOO «Прикладные технологии», 2002. — 100 с. — (Православная музыка Сибири). — 1000 экз.

Ссылки

  • . Библиотека Регента . Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано из 20 мая 2019 года.
  • . Библиотека Регента . Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано из 6 июля 2019 года.
  • . Библиотека Регента . Дата обращения: 23 апреля 2019. 12 апреля 2016 года.
  • . Библиотека регента . Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано из 6 июля 2019 года.
  • . Художественная культура Красноярского края . Дата обращения: 30 марта 2019. 9 июня 2017 года.
Источник —

Same as Иванов-Радкевич, Павел Иосифович